Приложение МААМ

Памятка воспитателям по методике развития связной речи дошкольников

Наталия Романова
Памятка воспитателям по методике развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Памятка

«По страницам методики обучения детей рассказыванию"

Содержание:

-Пересказ

-Структура занятия по пересказу

-Приёмы обучения пересказу

-Структура занятия по составлению рассказов

-Методы обучения рассказыванию по возрастным группам

- Приёмы обучения рассказыванию

Пересказ

Публикация «Памятка воспитателям по методике развития связной речи дошкольников» размещена в разделах

[/b]– это переработка ребёнком литературного текста и воспроизведение литературного образца в устной речи. При пересказе ребенок пользуется готовыми речевыми формами, следует логике авторского мышления. Это сложный умственный навык, который формируется постепенно в процессе обучения. Это деятельность, которая основывается на развитии памяти, мышления, воображения.

Требования к литературному тексту для пересказа

:[/b]

- доступное содержание;

-разнообразие жанров;

-четкая композиция;

-простой, но богатый язык;

-небольшой размер.

-Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

-Целесообразно для пересказа использовать несколько жанров: и рассказ и описание, и народные и авторские сказки. Сказки можно выбирать разные: короткие ("Лиса и кувшин") и длинные ("Гуси-лебеди") – у каждой свои особенности и свои возможности воспитательного воздействия.

Структура занятия по пересказу

у[/b]

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Беседа (разбор произведения).

Цели беседы:

-уточнение содержания (главным образом идеи и характеристик образов, привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы,

-активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонаций, ударений, темпа, особенно важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3—6 дней до пересказа

5. Повторное чтение после разбора произведения с установкой на пересказ.

6. Физ. пауза (спокойная) или релаксация для подготовки детей к ответам, для припоминания текста

7. Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

Приёмы обучения детей пересказу

-Выразительное чтение произведения воспитателем

-Рассказ по частям с элементами драматизации

-Использование фланелеграфа и разных видов театра

-Вместо повторного чтения можно использовать аудиозапись

-Приём моделирования и использование мнемосхем помогает ребёнку пересказать текст осмысленно, полно, без больших пауз и выдержать логическую последовательность худ. произведения

-Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах).

-Активизируют детей хоровые проговаривания коротких реплик. Например, в пересказе рассказа «Для всех» Л. Пестина роль Иринки могут исполнять все девочки а Васи - все мальчики группы.

-Очень полезно предлагать некоторым детям исправить, улучшить пересказ, повторив по-новому реплику, концовку или небольшой, неудавшийся предыдущему рассказчику отрывок.

- Иногда вместо оценки хорош оценочный вопрос (ко всей группе или к рассказчику): не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее? Или -достаточно ли прозвучала у Юры в конце пересказа гордость за нашу Российскую Армию?

Иногда следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется.», «Я советую Сереже.», «А может быть, лучше было бы.»

- Как прием на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек и силуэтов.

-В старших группах возможны приемы передачи текста от первого лица или лица разных его героев, а также построение пересказа по аналогии с прочитанным, с включением другого героя.

Практические примеры проведения занятий по пересказу можно найти в книгах В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой.

Структура занятия по обучению рассказыванию

1ч. Знакомство с наглядными средствами. Очень важен момент появления перед детьми игрушки, предметов или картины.

В младшем дошкольном возрасте рекомендуется применять игровые приемы («Игрушка спряталась», «Волшебный сундучок», «Чудесный мешочек», «Кто к нам в гости пришел?»). Начиная со средней группы можно использовать загадки, другие малые формы фольклора (потешки, приговорки) и небольшие по объему стихотворения, чтобы вызвать интерес к наглядным объектам, привлечь внимание детей к ним. В старшем дошкольном возрасте в начале занятия можно задать детям поисковый вопрос или проблемную ситуацию, разобраться в которой помогут наглядные средства. Например, «В магазине игрушек перепутались таблички с указанием товара, давайте поможем продавцу и рассортируем: к какой игрушке, какая табличка относится».

2ч. В Основной части занятия проводится последовательно работа по рассматриванию наглядных средств (картин, игрушек или схем и моделей) по обучению детей составлению рассказов.

Рассматривание предметов начинается с выделения основных признаков (цвет, форма, материал, существенных деталей. Важно, чтобы педагог показывал и одновременно называл части и детали. К показу и называнию следует привлекать детей. В младшей группе используются приемы сопряженной и отраженной речи, дети учатся отвечать на простые вопросы типа: что это? Какого цвета? Что у него есть? Со средней группы можно вводить элементы соревнования, например: кто больше предметов найдет на картине? Кто скажет больше слов о машине? Здесь же проводятся разнообразные игры и упражнения на активизацию словаря, обучение детей построению фраз и предложений, усвоение детьми структуры рассказа.

При обучении детей составлению рассказов педагог обязательно должен четко сформулировать задачу. Например, «Мы будем рассказывать о кукле» (для детей младшей группы, «Вам надо рассказать об игрушке», «Вы можете составить рассказ по картине».

Важным моментом основной части занятия является прослушивание рассказов детей. Вначале лучше выслушать детей по их желанию, можно предложить кому-либо рассказать. Важно выслушать до конца, постараться меньше подсказывать ребенку, дать возможность ему самому высказаться. По окончании рассказ ребенка анализируется с положительной оценкой в целом и рекомендациями по усовершенствованию (для старших дошкольников). Необходимо привлечь внимание сверстников к рассказам детей и ориентировать рассказчиков на слушателей.

3ч. Подведение итогов работы- здесь может быть оценка рассказов детей в целом, выделение наиболее интересных высказываний детей, оценка рассказов самими детьми (для старших дошкольников). Также проводятся игры и упражнения на закрепление представлений детей о предметах, их систематизация, обобщение.

На занятии педагог успевает выслушать нескольких детей, с остальными обязательно надо составить рассказ в свободное время в течение дня. Можно предложить детям повторить рассказ для родителей, что будет способствовать закреплению навыков связной речи, полученных на занятиях. Наглядные средства, используемые на занятии могут быть оставлены в группе на несколько дней для самостоятельных игр и занятий детей, для стимулирования повторения рассказов и для индивидуальной работы с детьми.

Для формирования у детей представлений о структуре рассказа педагогу необходимо постоянно использовать термины «начало», «середина», «конец» рассказа. Привлечь внимание детей к структуре текста можно в игре «Размытое письмо», где в рассказе пропущена какая-либо часть, например, середина (Побежала кошка за мышкой… и выскочила мышка с другой стороны, а также в игре «Кто знает, тот дальше продолжает».

Методы обучения детей составлению рассказов

по возрастным группам

Младшая группа

Практические упражнения для накопления и активизации словарного запаса

Рассматривание предметов и игрушек

Рассматривание картинок и иллюстраций

Совместная деятельность и дидактические игры с куклой

Средняя группа

Ознакомление с качествами и свойствами предметов

Экскурсия (в основном природоведческой тематики)

Беседа

Пересказ художественных произведений

Описание игрушек и предметных картинок

Рассказ по серии сюжетных картинок

Игра - инсценировка

Творческое рассказывание

-на тему, предложенную воспитателем

-на литературной основе

-по пейзажной картине

-придумывание конца рассказа или сказки

Старшая и подготовительная группа

Беседа

Экскурсия

Пересказ художественных произведений

Описание игрушек и предметных картинок

Рассказ по серии сюжетных картинок

Рассказы из личного опыта

Творческое рассказывание

-на тему, предложенную воспитателем

-на литературной основе -по пейзажной картине

-придумывание конца рассказа или сказки

-составление загадок, небылиц

Сюжетное рассказывание.

-придумать конец рассказа -описать место действия

-составить диалог героев -составить словесный портрет героя

Игра - драматизация

Приёмы обучения рассказыванию

-Образец рассказа воспитателя- основной прием обучения детей составлению рассказа. Он должен соответствовать всем правилам и литературным нормам языка (лексическим, грамматическим, фонетическим) и отличаться лексической и интонационной выразительностью. Содержание рассказа-образца строится на основе хорошо знакомых детям предметов или событий. В отличие от познавательных рассказов воспитателя по ознакомлению с окружающим миром, речевой образец не содержит новых для детей знаний. Начиная со старшей группы может использоваться образец рассказа не только воспитателя, но и ребенка с высоким уровнем развития связной речи.

-Разбор образца рассказа –проводится со средней группы, то есть воспитатель задает детям вопросы по рассказу-образцу с целью закрепить у детей представление о структуре рассказа.

-План рассказа –

Даётся перед каждым ответом ребёнка. План не должен быть объёмным-2-3 пункта.

-Коллективный разбор вопросов плана-

Он нужен для того, чтобы каждому ребёнку придумать свой сюжет, свой рассказ.

Разбор проводится в начале занятия после плана

-Коллективное составление рассказа –

Даётся одна тема и рассказ составляется по частям.

Например, на тему «Наша прогулка» 1ребёнок рассказывает как готовились к прогулке, 2реб-рассказывает, что видели, 3реб – как вернулись, 4- повторяет весь рассказ.

-Оценка детских рассказов

Должна быть краткой. В оценке должно быть отражено то, что запланировал воспитатель, над чем работали, чему учились. Оценка должна быть дана каждому ребёнку, после каждого рассказа.

Публикации по теме:

Презентация «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51 «Берёзка» г. Чехов Воспитатель: Попова О. Н. К презентации 1 слайд Муниципальное.

Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших дошкольников Конспект занятия по театрализованной деятельности в старшей группе Тема: "Путешествие в мир Театралию"Цель: вызвать интерес к театрально-игровой.

Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» подготовила: воспитатель первой категории Захарова В. В.

Консультация для воспитателей «Методические технологии развития связной речи у дошкольников» Консультация для воспитателей Методические технологии развития связной речи у дошкольников Умение составлять простейшие, но интересные по.

Консультация «Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников»Консультация «Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников» "Художественная литература как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста" «Литература служит представительницей умственной.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Мнемотехника как средство развития связной речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ детский сад №15 «Мнемотехника- как средство развития связной речи дошкольников» Воспитатель: Пестрецова.

Презентация «Сказка как средство развития связной речи дошкольников» во второй младшей группе Текст к презентации «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников» Вторая младшая группа. 2 слайд. Главная цель моей работы.

Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников»Проект «Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников» Использование приёмов мнемотехники для развития памяти и связной речи старших дошкольников. 1. Тип проекта По доминирующей в проекте деятельности:.

Технология развития связной речи у старших дошкольников в условиях реализации ФГОС Описание проведения исследовательской работы и анализ результатов исследования по развитию связной речи дошкольников посредством ТРИЗ-технологий.

Упражнения для развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятка воспитателям по методике развития связной речи дошкольников
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 15:57
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Памятка воспитателям по методике развития связной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Романова (УИ 467352) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД