Папки-передвижки

Упражнения для развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Оксана Гревцева
Упражнения для развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями

Речь – один из важнейших показателей уровня развития ребенка. Давая оценку речевому развитию ребенка, необходимо обратить внимание на сформированность связной речи. Связная речь служит для общения. Она может быть монологическая и диалогическая.

Публикация «Упражнения для развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах

У детей с речевыми нарушениями, как правило, недостаточно сформирована связная речь. У «неговорящих» детей на этапе становления речь представляет собой набор существительных и глаголов, связанных с обиходно-бытовой тематикой. Фраза такого ребенка крайне примитивна и аграмматична: «матик апед» («Мальчик едет на велосипеде»). Работу над развитием связной речи необходимо начинать как только стали появляться первые слова. В качестве речевого материала используются слова, которые ребенок может произнести максимально правильно, по возможности избегая употребления слов с дефектными звуками, однако полностью исключить из речи такие слова вряд ли удастся.

Для формирования связной речи на начальных этапах можно предложить следующие упражнения :

игра с мячом «Тебе-мне»

Проводится после предварительного изучения какой-либо темы, например, «фрукты». Целью проведения данной игры является упражнение в согласовании разных частей речи, расширение и уточнение словаря, развитие ловкости и координации движений. Описание игры: взрослый и ребенок располагаются друг напротив друга, у взрослого мяч. Ребенку дается задание: «Я бросаю тебе мяч и называю фрукт, а ты бросаешь мяч мне и говоришь, какой он (фрукт)», например, «лимон - жёлтый», «груша – зелёная» и проч. Подобным образом отрабатываем и глаголы («самолёт летит», «автобус – едет»). Данная игра помогает уменьшить количество эхолалий у детей, сформировать шаблоны составления словосочетаний.

игра «Добавь словечко»

Перед ребенком выкладываются две предметных картинки, например, зайчик и морковка, задача ребенка вставить слово (глагол, которое связало бы эти картинки : «зайчик грызет морковку». По мере развития навыка задание усложняется: картинки подбираются случайным образом, и связь между ними становится менее очевидной. Такая игра формирует навык построения предложений с прямым дополнением, развивает воображение.

игра «Кто больше»

Взрослый и ребенок по очереди называют слова к заданному слову, например, предметы определенного цвета, предметы по действию, по местоположению. Главное условие, говорить нужно целым словосочетанием: что бывает красным? – красный помидор, красная футболка; может летать? – птица летает, самолет летает; что на столе? – карандаш лежит на столе, лампа стоит на столе. Эта игра актуализирует знания об окружающем мире, развивает память и наблюдательность и развивает навык составления словосочетаний и предложений.

игра «Да или нет»

Ребенку предъявляются различные картинки или игрушки, одновременно взрослый озвучивает какое-то утверждение, которое соответствует иди нет действительности, а ребенок подтверждает правоту или исправляет ошибку. Речевой материал на начальном этапе должен быть самым простым и усложняться по мере овладения ребенка речью: «Это банан? – Нет. Это огурец», «Машина синяя? – Да. Машина синяя». Данное упражнение формирует навык диалогического общения, развивает умение узнавать вопросительную интонацию.

игра «Найди картинку»

Перед ребенком выкладываются картинки, на которых персонажи выполняют различные действия. Ребенка просят найти картинку (картинки, на которых изображено определенное действие («Кто спит?»). Ребенок выбирает все подходящие карточки и отвечает на вопрос: «Девочка спит. Киса спит». Это упражнение развивает внимание, учит составлять простую фразу с опорой на образец.

Также для развития связной речи широко используются сюжетные картинки, серии картинок разной сложности, чтение сказок и рисование.

Параллельно с работой над связной речью постоянно ведется работа по расширению словаря. Каждое новое слово тут же включается в состав словосочетания и предложения, вводится в речь.

Публикации по теме:

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями «Театр на палочках - как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями» Для многих детей персонажи.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Консультация для педагогов «Игры и упражнения для развития связной речи» Консультация для педагогов Игры и упражнения для развития связной речи Игра, наряду с общим влиянием на весь ход психического развития,.

Консультации для родителей «Упражнения для развития связной речи» Упражнения для развития связной речи. Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные);.

Консультация для воспитателей «Методические технологии развития связной речи у дошкольников» Консультация для воспитателей Методические технологии развития связной речи у дошкольников Умение составлять простейшие, но интересные по.

Консультация с практикумом «Игровые упражнения для развития связной речи» СВЯЗНАЯ РЕЧЬ ПРЕДПОЛАГАЕТ ОВЛАДЕНИЕ БОГАТЕЙШИМ СЛОВАРНЫМ ЗАПАСОМ ЯЗЫКА, УСВОЕНИЕ ЯЗЫКОВЫХ ЗАКОНОВ И НОРМ, ТО ЕСТЬ ОВЛАДЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИМ.

Основные направления развития коммуникативных умений у детей с речевыми нарушениями К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:.

Особенности познавательной и речевой активности у дошкольников с речевыми нарушениями ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Речевое развитие включает в себя: 1. Развитие словаря.

Упражнения на развитие связной речи детей пятого года жизни с тяжёлыми нарушениями речи 1. «Что ты любишь?» Цель: умения составлять предложения по картинкам. Ход игры: У каждого ребенка на столе картинки с изображениями фруктов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Упражнения для развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями
Опубликовано: 25 декабря 2018 в 00:04
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД