Екатерина Никитина
Папка-передвижка для родителей «Требования в воспитании. Поощрение. Наказание. Прощение»
▼ Скачать + Заказать документы
Поощрение
Стимулирующая роль заключается в том, что в нем содержится одобрение действия, способа поведения ребенка.
• Поощрение теряет педагогическую ценность, когда у ребенка проявляется привычка ожидать материальное подкрепление за успехи в любых делах.
• Если похвала, подарок становятся для ребенка самоцелью поведения, взаимоотношений с родными людьми («Что вы мне за это дадите?», то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно.
Публикация «Папка-передвижка для родителей „Требования в воспитании, Поощрение, Наказание, Прощение“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Информационные стенды, папки-передвижки
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
• Не следует злоупотреблять поощрением : то, что ребенок выполняем по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждаемся в похвале.
• Поощрение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив самостоятельность.
• Укладывая ребенка вечером, можно вспомнить о его добрых делах, заслугах, отметить достижения.
• Основное средство поощрения - это слово взрослого, обращенное к ребенку, похвала.
Наказание
Наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживание.
• Любые телесные наказания (даже «невинные шлепки») перечеркивают всю воспитательную работу с ребенком.
• Возможны наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности. Недопустимы наказания трудом («сломал игрушку - иди
убирайся в своей комнате», наказания, вызывающие страх («сиди один на темной террасе»).
Грубая брань, оскорбления, обидные прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют его волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.
• В отдельных случаях уместен метод естественных последствий: забрызгал зеркало вытри, насорил - убери.
• В качестве наказания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некоторую официальность, холодность. Не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.
Прощение
Прощение – примирение, оно поднимает в сердце ребенка волну - добрых чувств к маме и папе, которые умеют быть великодушными, способными прощать.
• Когда ребенок начнет понимать и различать, что хорошо, а что плохо, то ему необходимо объяснить, что за плохие поступки необходимо извиниться.
• Признавать свои ошибки и извиняться за проступки- очень важно для становления малыша как самостоятельной личности.
• Внимательнее и терпеливее отнеситесь к ситуации, когда ребенок не хочет просить прощение - возможно, он просто не понимает связи между своим поступком и теми последствиями, которые за ним наступили.
• Прощение маленький ребенок воспринимает как добро, доверие любимых людей.
• Строгие, никогда не прощающие родители постоянно углубляют пропасть между собой и ребенком, толкая его к иным советчикам, друзьям, которые могут завести не в самую лучшую сторону.
• Но и постоянная готовность прощать ребенка чревата потерей авторитета и возможности влиять на ребенка.
Понятие «требование» трактуется достаточно широко: кроме словесного распоряжения, оно включает регламент детской жизни, ее организацию.
• Требования должны быть ясными и четкими. Малышам целесообразно «разложить» требования по действиям, показать отдельные из них.
• Требовательность должна соответствовать достигнутому уровню и ближайшим перспективам развития ребенка.
• Требования должны быть разумными. Это значит, что ребенок должен понимать, что и для чего он делает.
• Необходимо создать условия для выполнения требований, указаний взрослых, важно, чтобы они подбирались с учетом сил и возможностей ребенка.
• Немаловажное значение имеет тон обращения к ребенку с требованиями. Уместны ласковые, смягченные и сдержанные интонации, доля юмора и шутка. Требования в форме окрика, угрозы с раздражительными
интонациями плохо воспринимаются ребенком и не вызывают у него желания слушаться взрослых.