МААМ-картинки

Открытое занятие педагога дополнительного образования «Пасхальное яйцо с элементом орнаментального золотного шитья»

Светлана Болиева
Открытое занятие педагога дополнительного образования «Пасхальное яйцо с элементом орнаментального золотного шитья»

Открытое занятие «Введение в образовательную программу» педагога дополнительного образования БОЛИЕВОЙ СВЕТЛАНЫ ТАЙМУРАЗОВНЫ творческое объединение «ЗОЛОТНОЕ ШИТЬЁ»

МКУДО «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Правобережного района РСО-А.

Тема занятия: Пасхальное яйцо с элементом орнаментального золотного шитья.

Продолжительность занятия – 45 минут.

Тип занятия: Получение новых знаний.

Публикация «Открытое занятие педагога дополнительного образования „Пасхальное яйцо с элементом орнаментального золотного шитья“» размещена в разделах

Форма проведения: занятие коллективное.

Метод проведения: словесный, наглядный, практический.

- теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков.

- практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии педагога и самостоятельно.

Материальное обеспечение.

Кабинет с оборудованием: освещение, доска, стулья, столы, документы по охране труда и технике безопасности; проектор.

Инструменты, приспособления и материалы:

Приспособления - пяльцы для вышивания круглые, игольницы;

Инструменты - иголки разных размеров, ножницы (для декоративной обработки края, маленькие, большие, наперстки, витейки, шильце. Материалы – ткань (подкладная - вспомогательная, основная, нитки («золотные» или «золотный» шнур, хлопчатобумажные, заготовки.

- бисер, пайетки, канитель;

- схемы шва, калька;

- клейстер, клей момент. Карандаши, ластик, скрепки, булавки, лупа, коробочки для хранения инструментов и материалов.

Наглядность:

- слайды: фото с вышитыми образцами, схемами «технического приема «золотного» шитья шов в прикреп, фото вышитого изделия;

- выставка работ.

Литература:

1. Попова С. Дамское рукоделие. Нижний Новгород,ЛТД, 1993, стр. 111.

2. Попишевская С. Вышивка. Санкт-Петербург, Олма - пресс, 2004, стр. 83.

3. Петрик Боэренс. Школа изящных рукоделий. Москва, ЭКСМО - пресс, 2000, стр. 72.

4. Андреева И. А. Рукоделие. Москва, Советская энциклопедия, 1991, стр. 287.

5. Митилло К. Аппликация. Москва, ЭКСМО, 2003, стр. 187.

6. Сотникова Н. Вышивка для начинающих и не только. Москва, Вече, 1999, стр. 319.

7. Гашицкая Р. Вышивка бисером. Ростов-на-Дону, Проф - пресс, 2001, стр. 479.

8. Липкина А. П. Полная женская энциклопедия. Янгиюль, Литература и искусство, 1992,стр. 608.

9. Петренко В. Украшения Скифии. VII-III вв. до н. э. М. ; 1978г.

10. Абаев В. Избранные труды. Религия, фольклор, литература.

11. Владикавказ, 1990г.

12. Андиев Б., Андиева Р. Осетинский орнамент. Орджоникидзе, 1960г.

13. Дзаттиаы Р. Орнамент горной Осетии. Владикавказ, «Алания» 1992 г.,

14. Уарзиаты В. Праздничный мир осетин. Владикавказ, 1995г.

15. Мзокова З. Нестареющее искусство. Статья на правах рукописи.

16. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М. ; 1976г.

17. Мацкевич А. О скифах поясах. Скифо-Сибирское искусство народов Евразии. М. ; 1976 г.

18. Уникальные драгоценности. Москва «Крон-Пресс», 1977г.

19. Даурова З. С. Искусство рукоделия Осетии-Алании. Владикавказ 2006г.

20. Калоев Б. А. Материальная культура и прикладное искусство осетин. Владикавказ 1973г.

21. Г. Гава. «Вышивка. Универсальное руководство для начинающих и

профессионалов».

22. Бабушкина Н. В. Золотое шитье. - М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

23. О. С. Молотобарова «Учите детей вышивать».

План урока.

1. Организационный момент. - Приветствие, знакомство.

- Сообщение темы, цели и задачи

- Подготовка рабочих мест.

2. Основная часть:

1) Беседа с учащимися историческая справка;

2) Раскрытие темы;

3)Практическая часть.

- Техника безопасности с инструментами;

- Физкультминутка;

4) Закрепление полученных знаний;

3. Заключительная часть:

- Подведение итогов.

- Рефлексия.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Приветствие, знакомство.

- Сообщение темы, цели и задачи

- Подготовка рабочих мест.

Педагог: Здравствуйте ребята! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Светлана Таймуразовна. А, вы, пожалуйста на орнаментах напишите свои имена, наденьте их на себя для того, чтобы я знала как вас зовут.

Учащиеся: Дети записывают свои имена и надевают на себя как бейдж.

Педагог: Вот мы и познакомились.

Педагог: В преддверии Праздника Светлой Пасхи

Тема нашего занятия: Пасхальное яйцо с элементом орнаментального золотного шитья.

Цель занятия:

- изготовить пасхальное элементом орнаментального «золотного» шитья;

- научить технологии выполнения основных стежков и швов на их основе:

- научить техническому приёму «золотного» шитья – Шитье в прикреп

- освоить специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой, шильцем);

- сохранить наследие предков через ремесло орнаментального «золотного» шитья и передать будущему поколению;

Задачи занятия:

Образовательные:

- познакомить с историей и ремеслом национального орнаментального «золотного» шитья;

- познакомить с охраной труда и с безопасными приемами работы с

материалами и инструментами по вышивке;

- познакомить с материалами и инструментами с выработкой умений и

навыков их практического использования;

- ознакомиться с приемами подготовки и техники исполнения национальной

«золоной» вышивки (подготовку ткани к вышивке, вдевание нити в иголку,

закрепление нити в начале и в конце работы, швов стежков, обработка

изделия);

- соблюдать этапы и последовательность технологического процесса во

время выполнения изделия;

- создавать необычные и оригинальные произведения декоративно-

прикладного творчества;

- побудить интерес к освоению технических приемов «золотного» шитья.

- побудить интерес к занятиям ручным трудом в процессе обучения и

основам «золотного» мастерства;

- приобщить и побудить желание совершенствования в направлении

декоративно-прикладного творчества;

- учить самостоятельно, оценивать результаты работы.

Воспитательные:

- воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности и бережливости;

- воспитание интереса к народному творчеству;

Развивающие:

- формировать положительно-эмоциональное всоприятие окружающего

мира;

- развивать художественно-эстетические способности;

- развивать осознанную потребность в здоровом образе жизни;

- развивать общую моторную координацию и мелкую моторику,

координацию движений обеих рук, зрительно-двигательную координацию;

- развивать навыки ручной умелости и культуры труда;

- развивать образное мышление при работе;

- развивать самостоятельность и способности решать творческие задачи;

- развивать умение начатую работу доводить до конца.

Педагог:

Но прежде, чем мы начнём создавать сувенир, нам нужно взять с собой трудолюбие, старание, аккуратность и конечно хорошее настроение

2. Основная часть:

1. Беседа с учащимися историческая справка;

2. Раскрытие темы; 3. Практическая часть. - Техника безопасности с инструментами;

- Физкультминутка;

4. Закрепление полученных знаний;

Педагог: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

Золотом вышивали главным образом на бархате, чаще бордовом,

реже - на малиновом, коричневом, темно-синем, зеленом, голубом и розовом, а также на шелковых и шерстяных тканях разных цветов и коже. Узоры шва были линейно-геометрические – квадратные, косые, зигзагообразные, ромбические, а также пересекающиеся линии – плетенки (къаубыд, завитки.

Сегодня мы рассмотрим национальный узор с символикой Богиня-мать

Обратите внимание на изделие. Почему я говорю орнаментальное «золотное» шитьё, потому, что на нашем пасхальном яйце изображён наш национальный орнамент, знаменующий верховное женское божество у скифов-апи («Богиня-мать», представляющую из себя полудеву, полузмею и вбирающую в себя три вертикальные зоны мира: небесную-крылья, земную-человеческое тело, подземную-змеиные отростки. Так как Богиня-мать была связанна с идеей порождения, а значит с образом Мирового дерева, то в ее облике присутствуют признаки дерева. Ближе всего к образу скифской Богини находится образ героини нартского эпоса - Дзерасса, исполнявшей

Все три сакральные функции: девы-птицы, супруги земного воина Ахсартага и водной девы-нимфы.

Педагог: Скажите, пожалуйста, ребята вы любите рисовать?

Ответы учащихся.

Педагог: Знаете, рисовать можно разными нитями, но мы будем золотной. Ниточка за ниточкой и получится целое золотое полотно. (см образец золотого шва)

Шов в «прикреп».

Педагог:

Посмотрите на слайд. Вы видите образец на котором изображены швы у каждого вида есть своя схема и свое название. (показать на слайде несколько видов швов). Основа этих шов Хрдгхуыд – шитье золотыми нитями в прикреп.

А так же свой «ниточный рисунок» можно украшать разными бусинками, пайетками, бисером, и той нитью, которой вы вышиваете свой рисунок.

Я вам расскажу из чего состоит «золотая» ниточка. Раскрутите немного краюшек, и вы увидите несколько ниток скрученных в одну. Одна из них основа, на которую накручивают золотую нить. Видите?

Учащиеся:

Дети смотрят строение нити, которая находится в руках и на слайд на «шов в прикреп» в золотном исполнении

Так что же собой представляет золотое шитьё? Золотое шитье древнейший вид рукоделия. Изначально рисунок на ткани вышивался золотыми или серебряными нитями. Вследствие того, что вышитое изделие и особенно одежда становились тяжелыми, позднее золотые нити заменили более дешевыми позолоченными нитями, в которых было всего два-три процента золота. Поэтому декоративное шитьё стало называться «золотным», а не золотым.

(Золотая нить называется потому, что в ней содержится золота больше, а «золотная» это нить в которой содержится золота меньше.)

Чтобы ваш «рисунок» получался красивым надо знать схемы и определенные правила «золотного» шитья, т. е. технические приемы. Это очень интересно! На изучаемом сегодня орнаменте нанесен шов Хрдгхуыд, что в переводе на русском означает - шитье золотыми нитями в прикреп. Шитье в прикреп - техника вышивки, когда декоративную нить прикрепляют стежками, выполненными более тонкой нитью. Такая техника подходит для оформления контуров, линейных узоров, а также заполнения мелких или крупных участков вышивки. Выкладываемая поверх ткани нить более толстая и фактурная.

Итак, начинаем вышивать наш национальный орнамент символизирующий Богиню-Мать.

Начало работы

1. С правого конца линии прикрепа закрепите нить, которой будут выполняться прикрепляющие стежки, сделав 2-3 стежка *назад иглу* там, где их закроет выкладная нить. С изнаночной стороны работы оставьте свободный конец нити длиной 5 см. (приложение №1)

2. Положите выкладную нить поверх ткани, оставив в начале линии прикрепа конец длиной 5 см. Прижмите ее большим пальцем левой руки. (Приложение №2)

Основной прикреп

1. Выведите нить прикрепа на лицевую сторону, чуть ниже выкладной нити. Сделайте крошечный вертикальный стежок поверх выкладной нити и снова выведите иглу на лицевую сторону с небольшим отступом влево. (Приложение №3)

2. Продолжайте прокладывать вертикальные стежки на одинаковом расстоянии друг от друга поверх выкладной нити, пока полностью не прикрепите ее к ткани. (Приложение №4)

Выполнение уголков

1. Шов в одну нить : Выложите выкладную нить под углом 90 градусов. Закрепите уголок, сделав нитью прикрепа три расходящихся стежка в виде веера. (Приложение №5)

2. Шов в две нити : Выложите выкладную нить под углом 90 градусов. Закрепите уголок, сделав нитью прикрепа два расходящихся стежка, а потом еще один, захватив при этом только наружную часть выкладной нити. (Приложение №6)

Заполняющий шов вприкреп

1. Проложите первый ряд прикрепляющих стежков справа налево, как в основном шве. В конце ряда разверните выкладную нить в противоположную сторону. Нитью прикрепа сделайте горизонтальный стежок, чтобы зафиксировать поворот выкладной нити. (Приложение №7)

2. Переверните работу, чтобы верхний ряд прикрепляющих стежков оказался внизу. Выполните второй ряд справа налево, поперек заполняемого фрагмента узора. стежки прокладывайте в шахматном порядке. В конце ряда снова разверните и закрепите выкладную нить, как в первом шаге. (Приложение №8)

3. Переверните работу и проложите третий ряд вертикальных стежков, располагая их в шахматном порядке. Продолжайте аналогичным образом, пока не заполните весь фрагмент. (Приложение №9)

Закрепление нити в конце работы

1. Выведите нить прикрепа на изнаночную сторону ткани и сделайте несколько стежков под выкладной нитью, оставив свободный конец нити в 5 см. Затем обрежmте выкладную нить, оставив свободный конеw нити длиной 5 см. (Приложение №10)

2. Чтобы закрепить тонкую или среднюю по толщине выкладную нить, вденьте ее свободный конец в иглу с большим ушком и аккуратно выведите на изнаночную сторону ткани. Затем согните и выложите этот конец поверх стежков прикрепа, после чего закрепите ее несколькими стежками нитью прикрепа. (Приложение №11)

3. Чтобы закрепить толстую выкладную нить, сделайте небольшое отверстие в ткани с помощью толстой иглы или шила. Оберните клейкой лентой конец выкладной нити и аккуратно выведите его через отверстие на изнаночную сторону ткани. Закрепите конец нити как описано выше. (Приложение №12)

А, чтобы заниматься в нашей мастерской нам нужно взять своих помощников инструменты приспособления и материалы:

Приспособления - пяльцы для вышивания круглые, игольницы;

Инструменты - иголки разных размеров, ножницы (для декоративной обработки края, маленькие, большие, наперстки, витейки, шильца, (основа-бязь, для основной вышивки – шерсть, сукно)

Материалы – ткань, нитки («золотные», «золотный» шнур хлопчатобумажные,

- бисер, пайетки, канитель;

- схемы шва, бумага (картон, миллиметровая, калька, копировальная,

- клейстер, клей ПВА, карандаши (простые с разной жесткостью, ластик, скрепки, булавки, мелки, лупа, коробочки для хранения инструментов и материалов. Ребята обратите внимание у каждого из вас всё это должно быть на столе.

Педагог: Чтобы вы не поранились, обязательно надо иметь всегда около себя предметы и средства гигиены и первой медицинской помощи – это аптечку, соблюдать правила охраны труда, техники безопасности и личной гигиены.

Личная гигиена- это быть опрятными, содержать руки в чистоте. Если вы поранили себя инструментами надо обработать ранку - помыть руки хозяйственным мылом, обработать перекисью водорода ранку и т. д. соблюдать правила охраны труда, технику безопасности – это ножницы передавать кольцами вперед, пользуясь иголками надевать наперсток, иголки, булавки вколоты в игольницу, нитки срезать ножницами, инструменты должны находиться в коробочках,

Организация рабочего места.

Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным, свет должен падать слева или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы - в левой. Очень важно принять правильное положение при вышивании, т. к. неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости, а в последствии к сутулости, к искривлению позвоночника и к близорукости. Во время работы корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.

В процессе вышивания следуют соблюдать осторожность при работе:

• с ножницами

• ручной иглой

• булавками

• утюгом

Давайте вспомним и повторим правила по технике безопасности при выполнении ручных работ и влажно-тепловой обработки.

Идет практическая работа.

Педагог показывает приемы вышивки на образце.

Далее дети, приступают к самостоятельной работе.

(можно включить музыку)

В случае возникающих вопросов, происходит объяснение.

Педагог: я вижу, что вы немного устали во время вышивания и вам необходимо сделать перерыв.

Во время перерыва проведем физкультминутку.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Шейку как котята надо нам размять,

Отдыхать умеем тоже, ручками покрутим и на верх поднимем,

И как крылышки у бабочек плечиками взмашем,

Плечи поднимаем выше, а потом опустим ниже,

Мы и глазками покрутим влево вправо вверх да вниз,

Ну а где же наши ножки ими мы потопаем,

Раз, два, три, четыре, пять –

Шесть, семь восемь – хлопать всех попросим,

Раз, два, три, четыре, пять! Продолжаем вышивать.

Практическая работа продолжается. Ну вот, мы с вами вышили основной шов нашего изделия, теперь мы его будем украшать бисером, пайетками, канителью и многим другим это уже на ваше усмотрение, здесь я вам даю полную свободу творчества.

Орнамент наш вышит, теперь мы снимем пяльцы, посмотрим, не запачкалась ли работа. Если работа неопрятная, приведем ее в порядок.

Теперь срежем тканевую основу. Обработаем орнамент со швом клейстером и приклеим на заготовку.

- Ну вот наша работа готова!

Закрепление полученных знаний.

Сегодня вы:

- познакомились с историей и ремеслом национального орнаментального «золотного» шитья;

- вышили на пасхальном яйце элемент национального орнаментального золотного шитья шов в «прикреп», который является основой золотного шитья;

- познакомились с историей и ремеслом национального орнаментального «золотного» шитья;

- изготовили пасхальное яйцо до конца. - узнали, что такое пяльцы, золотная нить и хлопчатобумажная, шов “в прикреп”, ткань

Вышивкой можно не только украсить свой быт, одежду, но и приготовить замечательные подарки своими руками. А что может сравниться с работой выполненной своими руками, ведь в ней вложена вся любовь, доброта и тепло. И конечно вышитые работы всегда радуют глаз.

3. Заключительная часть:

- Подведение итогов.

- Рефлексия.

Педагог:

Ребята принесите свои работы на стол и мы посмотрим как они выглядят. Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии и длину стежка.

Проверка выполняемой работы и оценивание.

Рефлексия: Кому как понравилась работа и какое у вас настроение мы определим с помощью золотых, серебряных и хлапчатобумажных ниточек. Золотая- понравилась, серебряная – не очень, хлопчатобумажная- не очень Педагог: Молодцы ребята. Сегодня мы с вами изготовили, самое красивое ни с чем несравнимое изделие и каждая работа удивительна по своему, огромная цена которой определяется вашим усердным трудолюбием, светлостью вашей души, вашей безграничной фантазией. Вам всем можно дать оценку настоящих кудесниц вышивального искусства! Мне было очень приятно работать с вами. Свои шедевры вы заберете с собой и будете наслаждаться ими многие годы!

Золотная вышивка - один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.

С наступающим Светлым Воскресеньем.

До новых встреч с вами!

Прикреплённые файлы:

pril_jfjg0.pptx | 1734,63 Кб
 
Публикации по теме:

Самопрезентация педагога дополнительного образования «Мое педагогическое кредо» Самопрезентация педагога дополнительного образования «Мое педагогическое кредо» Мое педагогическое кредо: Знай свои истоки, чти и храни.

Современные педагогические технологии в деятельности педагога дополнительного образования Прошла обучение в Научном образовательном центре "Технологии и стратегии образования" ФГБОУ ВО "Армавирский государственный педагогический.

Занятие в рамках дополнительного образования во второй младшей группе «Шляпка для мамы»Занятие в рамках дополнительного образования во второй младшей группе «Шляпка для мамы» "Шляпка" Цель: Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, желание порадовать маму. Задачи: Учить изготавливать.

Пластилинография «Пасхальное яйцо»Пластилинография «Пасхальное яйцо» А теперь давайте узнаем о происхождении самого праздника. С того дня прошло тридцать лет и Иисус начал нести заповеди Божии людям, рассказывать.

Мастер-класс с детьми 5–6 лет и родителями «Пасхальное яйцо» Цель: изготовление пасхального яйца из узорчатой бумаги Задачи: 1. Вовлечь детей в совместную творческую деятельность с родителями. 2. Обучить.

Подарочное пасхальное яйцо в стиле канзашиПодарочное пасхальное яйцо в стиле канзаши К В ликой Пасхе я делала подарочные яйца из пенопласта. Идея создания такого яйца придумана не мною, но оформление, украшение к такому.

Проект по лепке «Пластилинография «Пасхальное яйцо» Краткосрочный проект по лепке для детей группы ДОУ на тему: «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ Пасхальное яйцо» Подготовила: Плюснина Ольга Алексеевна.

Эссе педагога дополнительного образования Учимся, делая и творя! Бухалова Наталья Анатольевна Педагог дополнительного образования ГКУСО РО Зверевсвкий центр помощи детям Мы все.

Занятие кружка дополнительного образования «Развивающие игры» Занятие кружка дополнительного образования «Развивающие игры» Тема: «Компьютер в нашей жизни» Старшая группа Задачи: 1. Актуализировать.

«Как мы вирус победили». Занятие по программе дополнительного образования «Информатика для малышей» Занятие по программе дополнительного образования «Информатика для малышей» «Как мы вирус победили» Цель: воспитывать интерес к информатике;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытое занятие педагога дополнительного образования «Пасхальное яйцо с элементом орнаментального золотного шитья»
Опубликовано: 2 января 2019 в 22:47
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД