Получи документы

Паспорт экологической тропы (14 фото)

Татьяна Сергеева
Паспорт экологической тропы

Мы участвовали в экологическом конкурсе среди детских садов области и заняли первое место.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Г. УСМАНИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Паспорт экологической тропы

«Тропинка в природу

ВОСПИТАТЕЛЬ: СЕРГЕЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА

2015г.

Актуальность.

Публикация «Паспорт экологической тропы» размещена в разделах

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просвещенческой работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств, для нынешних и будущих поколений людей, становится неотъемлемым требованием воспитания.

Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека.

История создания экологической тропы : В нашем детском саду создана экологическая тропа «Тропинка в природу» - специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория.

5 лет назад за детским садом рабочие прокладывали новую теплотрассу. В траншею попал ежик. Рабочие вытащили его и подарили детям.

Дети поступили гуманно: налюбовавшись ежиком, посекретничав с ним, они решили отпустить его домой. После окончания работ по ремонту теплотрассы у участка за садиком оказался неухоженный заброшенный вид. Все это, а главное – дети с ёжиком, натолкнули нас, педагогов, на разработку экологической тропы, хозяином которой и стал наш ёжик, который прижился на территории детского сада. Педагоги организовали среди родителей и детей конкурс: «Назвать ёжика!». Большое число голосов набрало имя

«Пых» (семья Левченко).Для оборудования тропы мы нарисовали схему.

Паспорт экологической тропы

потом принялись за разработку видовых точек - объектов. • «Альпийская горка». Альпийская горка — это «дружба» камней и цветов. Она оживляет участок, здесь растения доступны детям, ребята могут ухаживать за ними. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей. (Приложение№9).

При выборе объектов стремились к тому, чтобы они были типичными для местной природы и информационно содержательными, доступными, эмоционально насыщенными.

Назначение экологической тропы :

- прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровление детей на свежем воздухе;- наблюдение за живой и неживой природой, установление простейших взаимосвязей в природе;

- проведение исследовательской, игровой, театрализованной и других видов деятельности.

Она выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Во время прогулок, экскурсий по экологической тропе дети играют, экспериментируют, наблюдают. Получают навыки ориентирования во времени и в пространстве, делают зарисовки с натуры. У них развиваются память, речь, мышление. А самое главное, чтобы каждый понял: «Ты пришел в гости в природу - не делай ничего, чтобы счел неприличным сделать в гостях». (Д. Арманд).

Основными задачами при работе с детьми на экологической тропе являются :

• формирование системы экологических знаний и представлений;

• уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;

• формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие, развитие интереса к миру природы;

• приобщение к эстетическому восприятию природы, её красоты и неповторимости;

• формирование высокой экологической культуры поведения в природной среде: воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности;

• развитие познавательных способностей детей, участие в опытно – исследовательской деятельности, трудовой деятельности по уходу за растениями, природоохранной деятельности по охране и защите природы.

• повышение экологического просвещения родителей;

• сохранение и укрепление здоровья детей.

Вместе с детьми мы разработали правила поведения на тропе :

• с маршрута можно «вынести» новые знания, впечатления;

• двигаться по маршруту спокойно, слушать и наблюдать внимательно;

• помнить, что природе необходима страна под названием «Тишина»;

• не загрязнять маршрут мусором, не оставлять следов «путешествия» :

не рвать листья, плоды, цветы, не ломать ветки деревьев,

не топтать цветы, травы, не ловить насекомых.

• помогать всем, кто оказался в беде.

Видовые точки экологической тропы :

Объект №1

«Домик для ёжика «Пыха».

Фото №1 Мы участвовали в экологическом конкурсе среди детских садов области и заняли первое место

• Здесь живет хозяин тропы – ежик «Пых». (Приложение№1).

Ёжик «Пых» является участником всех мероприятий на тропе. Он присылает детям письма - задания, за выполнение которых оставляет на своей тропе сюрпризы : яблоки, печенье, конфеты.

Иногда, он появляется, «наблюдает», как дети трудятся на огороде, проводят эксперименты,учачаствуют в праздниках. Появление ёжика является большим стимулом для детей, а для тех, кто получает приз от ёжика, становится настоящим праздником.

Объект №2

«Деревья»

Фото №2 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД СОЛНЫШКО Г

• Деревья.

На экологической тропе растут : тополь, дубок. На территории детского сада растут березы, клен, каштан, вяз, рябина, ива.

Рекомендации по организации работы с детьми:

- рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года, изменение в жизни деревьев с сезонными изменениями в природе;

- сравнение их между собой: различие и сходство;

- исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы; чем отличаются от деревьев, общее отличие кустов между собой;

- использование луп для наблюдений за корой, появлением почек, листьев;

- проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование тени дерева;

-сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений;

-связь с птицами;

- связь с животным миром;

- польза для человека и забота человека.

Объект №3

«Первоцветы».

• Первоцветы.

Первоцветы: мать-и-мачеха, подснежник; гусиный лук, ветреница нежная.

Рекомендации по организации работы:

- наблюдение за первоцветами (биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способами размножения);

- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);

- видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

- проведение акций в защиту первоцветов. (Приложение №3).

Объект №4

«Кустарники».

Фото №3 УСМАНИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Паспорт

• Кустарники.

Кустарники: сирень, калина.

Рекомендации по организации работы с детьми:

- экскурсии и наблюдения за кустами в разные времена года;

-исследование внешних особенностей: лист, ствол, цветы и т. п., чем отличаются от деревьев, общее и отличие кустов между собой;

- связь с животным миром;

- польза для человека и забота человека. (Приложение №4).

Объект №5

«Водоем»

Фото №4 Экологическая тропа в детском саду экологической тропы Тропинка в природу ВОСПИТАТЕЛЬ СЕРГЕЕВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА г

«Водоём».

Наблюдение за растениями вокруг водоёма и за водными растениями. (Приложение №5). Объект №6

«Огород»

Фото №5 Экология экологическое воспитание природа экологического сознания культуры природопользования

«Огород».

Огород. Здесь выращиваем овощи: лук, морковь, свеклу, салат, горох, укроп, петрушку.

Рекомендации по организации работы:

- наблюдение за трудом взрослых;

- посадка и уход за посаженными растениями;

- опытно-исследовательская деятельность;

- наблюдение за ростом растений;

- уборка урожая.

- проведение опытно- экспериментальной, трудовой деятельности детей.

Цель: вызвать большой интерес к труду, исследованиям на огороде, формировать пр представления о разнообразии овощных растений, их особенностях. (Приложение №6).

Объект №7

«Аптека Айболита»

Фото №6 Эта работа начинается в детском саду первом звене системы непрерывного образования

«Аптека Айболита». Здесь у нас растут лекарственные растения: шалфей, мята, календула, ромашка, зверобой, подорожник.

Рекомендации по организации работы с детьми:

- наблюдение за появлением растений в весеннее время, за их ростом, цветением;

- рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних и летних месяцев;

- рассматривание и сбор семян растений;

- труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка, рыхление, подготовка грядки к зиме;

- беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения;

- сенсорное развитие детей.

В природной кладовой, как в аптеке, можно найти нужные лекарства от простуды, расстройства желудка, от кровотечения и т. д. Но в этой своеобразной аптеке все лекарства без этикеток. Чтобы их получить, нужно хорошо знать и любить природу.

Дети знакомятся со свойствами растений и их применением в медицине.

Показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства); учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков, проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т. п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян; познакомить с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений. (Приложение№7).

Объект №8

«Золотой луг».

«Золотой луг». Наблюдение за одуванчиками, ростом травы. (Приложение№8).

Травы играют важную роль. Издавна люди знали их целебную силу. Поэтому, увидев красивый неизвестный цветок, удержитесь, не рвите его. Огромный букет не принесет столько радости, как цветок, растущий на лугу.

Рекомендации по организации работы с детьми:

- сравнение луга и огорода;

- связь с животными и насекомыми;

- использование луп для наблюдения;

- наблюдение за ростом и созреванием семян в разное время;

- исследовательская деятельность;

-характер поведения растений и насекомых в разное время суток и по характеру погоды.

Объект №9

«Альпийская горка».

Фото №7 Дошкольный период чрезвычайно важный этап в жизни ребенка

«Альпийская горка». Альпийская горка — это «дружба» камней и цветов. Она оживляет участок, здесь растения доступны детям, ребята могут ухаживать за ними. Уход за горкой позволяет расширить знания дошкольников о растениях, их разнообразии, условиях жизни, формирует чувство ответственности. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец, общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей. (Приложение№9).

Объект №10

«Цветник».

Фото №8 Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие интенсивно формируются различные способности закладывается основа черт характера и моральных качеств личности

• Цветник – украшение на территории детского сада, используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. В нём высажены растения, цветущие с ранней весны до поздней осени. Нежные нарциссы, яркие тюльпаны, строгие ирисы, пионы – цветут весной; астра, бархатцы, георгины, петунья, сальвия – лето - осень.

Цель: изучение и наблюдение растений в весенне-осенний период. Развивать бережное

отношение к природному окружению; интерес к природе, в выращиванию декоративных растений; дать понятие о жизненном цикле растения,

рассматривая строение корневой системы у ростков; формировать желание оказывать

активную помощь взрослым в экологической деятельности; закрепить правила ухода за

растениями во время посадки и полива

Рекомендации по организации работы с детьми:

- труд с детьми: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян;

- наблюдение за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми;

- сенсорное развитие детей во время прогулок на цветники;

- беседы о роли человека в жизни растений (уход, помощь, любование);

- проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой;

- видеть красоту и неповторимость каждого цветка;

- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

(Приложение №10).

Объект 11

«Метеостанция»

Фото №9 Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой

• Метеостанция.

Метеостанция со специальным оборудованием служит обучению детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Флюгер помогает детям определить направление ветра, развивает наблюдательность. Для измерения осадков из пластиковых бутылок сделаны простые дождемеры.

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Объект 12 «Можжевеловая роща».

Фото №10 Не навреди одна из заповедей общения человека с природой

«Можжевеловая роща». Здесь посажены маленькие саженцы – можжевельники. Дети ухаживают за ними, и наблюдают за ростом растений. (Приложение №12).

Можжевельник – удивительное растение, не менее удивительное, чем, скажем, парковые розы. Благодаря своему смолянистому запаху, напоминающему хвою, он очищает воздух вокруг себя от болезнетворных микробов. Растение уникально ещё тем, что способно лечить своим присутствием всех, кто находится рядом. Ощущения, которые вызывает можжевельник у окружающих, несравнимы ни с чем: человек обретает душевное спокойствие, умиротворяется, избавляется от головной боли и отлично высыпается.

Рекомендации по организации работы с детьми:

- труд с детьми: посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, наблюдение за ростом;

- видеть красоту и неповторимость растения;

- формировать чувство близости к природе и сопереживание всему живому, желание помогать и заботиться.

Объект №13

«Голубое чудо - озеро».

Фото №11 Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения одна из сторон экологического образования в детском саду

«Голубое озеро».

Это – наше «чудо – озеро голубое»! Где живет аист и сама «Лягушка – царевна»! Это небольшое озеро, сооруженное воспитателями с мастерством и фантазией, привлекает сво-ей сказочностью и неповторимостью.

Фото №12 Любовь понимание и забота это то что ждет природа от каждого человека

Объект №14

«Место отдыха».

Фото №13 История создания экологической тропы В нашем детском саду создана экологическая тропа Тропинка в природу специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория

А это – «Место отдыха!».

Здесь дети отдыхают, получают подарки от ёжика «Пыха», слушают задание от ёжика, л любуются красотой природы! Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.

Анализируя проделанную работу на экологической тропе, можно сделать вывод о том, что построенная система по созданию условий для формирования у детей экологического сознания и экологической культуры, а также представлений об уникальности и самоценности природы, привела к тому, что экологический знания детей приобрели новое качество – они стали результатом:

- заметно изменилось отношение детей к природным объектам (бережное);

-овладели навыками безопасного поведения в природе;

- сформировалось стремление к экспериментально – исследовательской деятельности;

- закрепились представления о растениях и живом мире региона, навыки ухода за ними. В дальнейшем работа по оборудованию экологической тропы будет продолжаться. Также планируем разработать интересные конспекты экскурсий и прогулок.

Публикации по теме:

«Экстремалы» из Кокошкино заняли первое место в соревнованиях среди дошкольников ТиНАО по русской игре «Городки»«Экстремалы» из Кокошкино заняли первое место в соревнованиях среди дошкольников ТиНАО по русской игре «Городки» 27 апреля 2016г 5 дошколят под руководством своего инструктора Джаббарова Ильгара Яшар оглы отправились на первые свои соревнования по городошному.

Дневник наблюдений для экологической тропыДневник наблюдений для экологической тропы Ведение дневника наблюдений для дошкольников это очень увлекательное занятие, поэтому предлагаю Вашему вниманию выносной дневник наблюдений.

Фотоотчёт «Прохождение экологической тропы в средней группе»Фотоотчёт «Прохождение экологической тропы в средней группе» Экологическое воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач дошкольного образования, которую диктует современное общество.

Фотоотчет «Как мы участвовали в районном конкурсе «Разговор о правильном питании»Фотоотчет «Как мы участвовали в районном конкурсе «Разговор о правильном питании» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу показать вам, как я готовилась к участию в районном конкурсе "Разговор о правильном питании". Условием.

Как мы участвовали в городском конкурсе «Весело встретим Новый год»Как мы участвовали в городском конкурсе «Весело встретим Новый год» КАК МЫ УЧАСТВОВАЛИ В ГОРОДСКОМ КОНКУРСЕ: «ВЕСЕЛО ВСТРЕТИМ НОВЫЙ ГОД». Уже не первый год городская газета «МОЙ ГОРОД» проводит конкурс: «ВЕСЕЛО.

Как мы участвовали в конкурсе «Судьба солдата»Как мы участвовали в конкурсе «Судьба солдата» Дети нашего детского сада вместе с музыкальным руководителем и родителями активно и ответственно готовились к конкурсу"судьба солдата":.

Фотоотчёт «Весёлые старты среди воспитанников детских садов МО «Плесецкое»Фотоотчёт «Весёлые старты среди воспитанников детских садов МО «Плесецкое» В спорткомплексе ДЮСШ посёлка Плесецк 19 мая были проведены спортивные соревнования "Весёлые старты" между воспитанниками учреждений дошкольного.

Проект «Создание экологической тропы на территории дошкольного учреждения» Экологическая тропа - как элемент воспитания у дошкольников экологической культуры Природа является источником добра, ее красота влияет.

Прохождение экологической тропы Прохождение экологической тропы (в помещение детского сада) Программное содержание: Расширять представления о сезонных изменениях в природе.

Станции экологической тропы в ДОУСтанции экологической тропы в ДОУ Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Формирование системы экологических знаний и представлений. Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Паспорт экологической тропы
Опубликовано: 20 сентября 2016 в 22:47
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД