Наталья Нетегова
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: из опыта педагогической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Научная педагогическая статья
Нетегова Наталья Германовна, воспитатель
МБДОУ Коляновский детский сад «СКАЗКА»
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста : из опыта педагогической работы
Публикация «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: из опыта педагогической работы» размещена в разделах
Патриотическое воспитание, формирование любви к Родине, а также углубление знаний о народных традициях и культуре должно начинаться в дошкольном возрасте. Проблема патриотического воспитания дошкольников изучалась такими исследователями, как Н. А. Андрианова [2], О. Л. Князева [3], В. Н. Косарева [4] и другими. В данной статье я представлю свой опыт работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в МБДОУ Коляновский детский сад «СКАЗКА» (Ивановская область).
В работе по данному направлению осуществляю интеграцию образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1]. Патриотическое воспитание осуществляется мною в разнообразной деятельности: это и речевое развитие, и познавательная деятельность, формирование навыков коммуникации и т. д. Патриотическое воспитание дошкольников осуществляю на трех уровнях: на уровне семьи, своего населенного пункта и всей страны – Российской Федерации.
Рассмотрю подробнее различные формы работы, которые мною применяются.
Важной частью патриотического воспитания является воспитание любви к своей семье. Я проводила занятие на тему «Семейные традиции» : дети рассказывали о традициях своей семьи, рисовали, а также разучивали стихи. Одновременно проводилась работа с родителями : консультации о том, как воспитать в детях любовь и уважение к своей семье. Дети рисовали портреты родителей, бабушек и дедушек. В ходе беседы рассказывали о своей любви к семье.
Для формирования любви к родному краю, расширения знаний о нем, его достопримечательностях и природе проводилось множество занятий. С этой целью применялись различные формы и методы. Особенно большое внимание я уделяла наглядности, так как мышление детей дошкольного возраста, в первую очередь, является наглядным. Детям показывала презентации об истории и достопримечательностях родного края, позволяющие познакомить детей с природой и памятными местами. Дети с большим интересом рассматривают фотографии и видеоролики о природе родного края. Рассказываю детям о растениях и животных Ивановской области, которые включены в Красную книгу. Дети знакомились с животными и насекомыми Ивановской области. Дошкольники рассматривали изображения, играли в подвижные игры на данную тематику.
Во время прогулок на участке детского сада знакомлю детей с цветами, кустарниками и деревьями, а также птицами нашего края. При этом стараюсь обращать внимание дошкольников на особенности объектов живой природы.
Наш край славится большим количеством лесов, полей, озер и рек. Дошкольники в ходе беседы знакомились с реками и озерами, расположенными на территории Ивановской области. Их у нас много. Украшает область Уводьское водохранилище, а также многочисленные озера – Серковское, Высоковское, Валдайское, Брюховское и канал Волга – Уводь.
Дети увидели фотографии водоемов, узнали о значении их названий. К тому же, дети познакомились с правилами безопасности на воде, рисовали водоемы. Дети узнали, что в Ивановской области очень распространены рыбы, птицы и млекопитающие. Особенно большое распространение получили такие виды рыб, как щука, судак, налим, сом и другие. На территории нашей области обитают 50 видов птиц и 26 видов животных, в том числе лось, кабан, медведь, лисица, зайцы и другие.
С целью знакомства дошкольников с природой родного края мною созданы виртуальные экскурсии на темы «Животные нашего края», «Реки и озера нашего края». Данная форма работы является новой. Это презентации с фотографиями и звуками птиц и животных. Также дети знакомятся с видео, на которых представлены растения и животные нашего края.
Организую проектную деятельность детей «Природа Ивановской области». В ходе проекта дети совместно с родителями посетили природные объекты нашего края, делали фотографии. Была организована фотовыставка в группе. В проекте принимали участие все дети. Дети рассказали о природных объектах нашего края.
Провожу для детей праздники («Масленица» и др.) и занятия, в ходе которых дошкольники знакомятся с народными традициями и достопримечательностями России. В группе оформлен патриотический уголок с изображением символов Российской Федерации и области, фотографиями природы и достопримечательностей нашей страны и региона. Дети узнали о государственных символах нашей страны. В ходе праздника «День флага России» дошкольники пели песни, рисовали флаг.
Очень важным для воспитания гордости за свою страну считаю знакомство дошкольников с подвигом российского народа в Великой Отечественной войне. Во время праздника День Победы дети знакомятся с песнями, стихотворениями о войне, рисуют на данную тему. Дошкольники рассматривают фотографии времени войны, узнают о подвигах наших земляков.
Знакомство с изобразительным искусством, литературой России является одним из основных направлений моей работы по патриотическому воспитанию детей. Я провожу занятия по ознакомлению детей с видами народной росписи: например, дети разрисовывают ложки хохломской росписью.
Большой вклад в патриотическое воспитание вносит детская художественная литература. Дошкольники слушают рассказы и стихи о природе нашей страны. Известно, что художественная литература оказывает особое влияние на эмоциональную привязанность детей к родной стране.
Дошкольники слушают русские народные сказки и выполняют рисунки и аппликации на тему сказок.
Таким образом, с целью патриотического воспитания дошкольников мною применяются разнообразные формы работы. Стараюсь учитывать возрастные особенности и интересы детей. Работа дает свои результаты: дети узнают больше о традициях и природе нашего края и Российской Федерации в целом. У детей проявляется любовь и гордость за свою семью и Родину.
Список источников и литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. – 2013. – №265.
2. Андрианова Н. А. Россия для детей. – М. : Эксмо, 2021. – 192 с.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – М. : Детство-Пресс, 2020. – 304 с.
4. Косарева В. Н. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. – М. : Учитель, 2022. – 159 с.