МААМ-картинки

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Евстафьева Надежда Васильевна
Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш

В. А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.

Публикация «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.

Важнейшим периодом становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре является дошкольное детство. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно когда она ставится применительно к детям дошкольного и даже младшего школьного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

У дошкольников постепенно складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребёнок принимает свой дом таким, каков он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» и ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Пока что ребёнку всё равно, где находится его дом, в какой стране, надо только, чтобы самое ближайшее окружение было эмоционально комфортным. И строго говоря, это ещё не чувство любви к Родине, но необходимая база для его зарождения. Важно, чтобы в своём родном доме ребёнок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие-то обязанности, за что-то был ответственен – это способствует укреплению чувства семьи.

Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. В это период начинают развиваться такие черты характера, которые незримо связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живёт.

Работая несколько лет в группах младшего дошкольного возраста, я пришла к выводу: младшим дошкольникам доступно чувство любви к родному дому, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании и формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Работая в младших группах нашего дошкольного учреждения, я ставила следующую цель патриотического воспитания малышей – формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, родному дому.

Поставленная цель реализовалась мною с помощью следующих задач:

• Прививать детям чувства любви к своему родному краю, к своей семье, к родной культуре, традициям.

• Способствовать проявлению у детей чувства сострадания, заботы, внимания к родным людям.

• Создавать эмоционально-благополучную атмосферу во взаимоотношениях между взрослыми и детьми.

Организуя работу по патриотическому воспитанию в группе младших дошкольников, я использовала следующие методы работы:

• Рассказ и объяснения педагога в сочетании с показом и наблюдением;

• Беседы о родном городе, улице, детском саде;

• Использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видео записей;

• Использование фольклора (разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок);

• Знакомство с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т. д.);

• Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;

• Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, правильно вести себя в общественных местах;

Воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов.

Система работы по патриотическому воспитанию в моих младших группах велась по следующим направлениям:

- НОД;

- совместная деятельность педагога и детей;

- взаимодействие с семьями воспитанников, а также создание предметно-пространственной среды в группе

В течение всего учебного года с детьми проводились беседы:

«Моя семья», «Праздники в моей семье», «Я и мое имя», «Что значит любить родителей», «Как зовут маму, папу, сестренку…», «Какие они…», беседы с детьми о папах в преддверии праздника Дня защитника Отечества, беседы о мамах к 8 марта.

На группах был собран материал по теме «Семья» - это подборки пословиц и поговорок, потешек, закличек, песенок, загадок, стихов. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

При организации системы работы по патриотическому воспитанию мною широко использовалась такая форма работы, как сказки. Сказки – особая фольклорная форма. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременное: ты никогда не поймёшь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребёнка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребёнка неоценима.

В первой младшей группе для патриотического воспитания я использовала такие русские народные сказки, как «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь». С малышами проводила дидактические игры: «Чья мама?», «Вежливые слова», «Полное и неполное имя», «Ласковые слова для мамы», «Чей малыш?».

Также мною применяла разыгрывание различных ситуаций по теме «Семья» : «День рождения», «Ссора», «Как помириться», «Как поднять настроение маме».

Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Успех патриотического воспитания младших дошкольников во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

Мероприятия, организованные на взаимодействие с семьёй в моих младших группах были следующие:

- Консультации «Нравственное воспитание детей», «Роль семьи в патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста», «Роль отца и матери в воспитании самостоятельности у детей»

- Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?»

- Совместное творчество (родители с детьми) в изготовлении поделок к различным конкурсам, которые проводятся в группе и в ДОУ (например, конкурс «Дары осени», «Безопасные каникулы», конкурсы поделок новогодней тематики и мн. др.)

- Организован творческого конкурса стенгазет «Мама, папа, я – дружная семья»

- Проведены беседы с использованием представленного родителями материала (дети с удовольствием рассматривали фотографии своих родных, рассказывали о своей семье).

Таким образом, использование вышеперечисленных форм, методов, приёмов позволяет формировать у младших дошкольников подлинно гражданственные и патриотические позиции, которые затем лягут в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.

Список литературы

1. Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Родной край» (пособие для воспитателей детского сада). Москва «Просвещение», 1985.

2. Сакавичене О. патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене// Ребёнок в детском саду. – 2006. - № 2.

3. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе // Ребёнок в детском саду. – 2009. - № 3.

Публикации по теме:

«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».«Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста». Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Опыт работы «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры» «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры». "Детство – важнейший период человеческой.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Патриотические чувства надо прививать.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Неотъемлемой частью жизни любого человека является детство. Именно в этот.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста Суслова Диана Яковлевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №16, г. Уфа.

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Работая с детьми младшего дошкольного возраста я наблюдаю, что в этом возрасте дети не проявляют должного интереса к своей Родине. А ведь.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Консультация для родителей. Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных.

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возрастаПатриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Любовь к родному краю, родной куль- туре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 09:48
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД