Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка»

Татьяна Шуянова
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Публикация «Консультация для педагогов „Патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка“» размещена в разделах

2. Ученые По мнению ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития ребенка. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

3. Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного – к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру.

4. ФГОСТ Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ определяют содержание образовательной области «Социализация», которое направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

Дошкольное образовательное учреждение на современном этапе является одной из первых ступенек вхождения ребенка в процесс социализации, и задача педагогов состоит прежде всего в создании необходимых условий, способствующих успешной социализации ребёнка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

5. Мониторинг В ФГОС предусматривается развитие дошкольников по усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

6. В последние годы понятия «проект», «проектная деятельность», «социальные проекты» глубоко проникли в наш лексикон, в нашу жизнь. И дошкольные образовательные учреждения не остаются в стороне от этого явления. Я считаю что, реализация проектов по патриотическому воспитанию влияет на развитие социализации детей. Мною разрабатывались и реализовались различные проекты: по времени реализации - краткосрочные и долгосрочные, по составу участников - взрослые и детско-взрослые. Тематика патриотических проектов самая разнообразная соответствующая возрастным особенностям: «Здравствуй, это Я!» — младший возраст; «Вместе дружная семья» — средний возраст; «Моя малая родина» -старший возраст; «Широка страна моя родная» — старший возраст (подгот. к школе группа).

7. В старшей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, выявлена проблема: дети имеют поверхностные знания о родном городе, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

Для успешности социализации в дошкольном возрасте следует расширять круг общения ребенка постепенно, привлекая для этого отзывчивых людей, способных расположить его к себе. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками.

8. Поэтому следует уделять большое внимание работе над понятием «семья», в проекте «СемьЯ» проводились этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляли рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовить подарки для родных и близких, совместные праздники, «маленькие концерты», инсценировать сказки, рисовать на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали». И здесь родители должны показать ему пример общения, научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т. п.

Важно подчеркнуть, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применять современные интерактивные средства: с помощью компьютера показывать ребятам презентации и проводить игровые красочные мультимедийные игры, позволяющие виртуально путешествовать по родному краю.

9. В проекте «Выкса – мой город родной» я, стремилась вызвать чувство восхищения своей малой родины, восторга и гордости. Материал подбирала доступный детям старшего возраста. Положительного результата достигла, только систематической работой, которая проходила так же вне занятий. Использовала различные формы работы по ознакомлению с родным городом.

Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа. Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

10. В ходе проекта «Моя родина – Россия» дети получили знания о своей стране, своём народе, его таланте и трудолюбии народа.

11. В нашем детском саду каждая группа организовала свой мини-музей, где дети смогли познакомиться с историей и бытом русского народа. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т. к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними.

12. Совершили мы экскурсии и в городской музей, где экскурсоводы показали, быт и историю жителей древней Руси. После посещения музея, дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в рисунках.

13 Проекты направленные на приобщении к русской природе воспитывали у детей любовь к природе Земли, желание беречь и защищать ее. Научить жить в мире с собой и другими людьми в гармонии и единстве с природой.

Во время прогулок в лес, в поле, к реке взрослый учит детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. Так решаются задачи не только познавательные, эстетические, но, в конечном счете, и нравственные.

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют праздники и родную природу, строительство и уборку урожая. Чем интереснее и целенаправленней педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

14 Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми это отражается в проектах «В здоровой семье – здоровые дети», «Сочи – 2014г»

15 Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

16. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Традиционными праздниками являются «Масленица», «Рождество»,

17. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

18. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства.

19. В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с участием родителей, «Вечера вопросов и ответов» с участием психолога, логопеда, воспитателя по экологическому воспитании. Родители принимают участие в экскурсиях, вместе с детьми посещают выставки, музеи. Родители оказывают помощь в оформлении интерьера групп, в ремонте веранд, в благоустройстве территории детского сада.

20. Данный педагогический опыт показал, что качество социального развития ребенка в ДОУ – это результат деятельности всего коллектива, который стал возможен при правильной и эффективный организации педагогического процесса в ДОУ (режим, выбор программ и технологий, материально-техническое и методическое обеспечение, т. д.) ; при возможности каждого ребенка реализовать свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями; при заинтересованности родителей воспитанников в педагогической деятельности детского сада, полной вовлеченности в эту деятельность и осознании себя первыми педагогами для своего ребенка.

Публикации по теме:

Образовательная область «Социализация» (1 слайд) Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации,.

Проектная деятельность в детском саду по социально-личностному развитию воспитанников «Моя семья — мое богатство» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка»
Опубликовано: 18 февраля 2015 в 00:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание как компонент социального развития ребенка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шуянова (УИ 163115) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД