Александра Люткова
Проектная деятельность в детском саду по социально-личностному развитию воспитанников «Моя семья — мое богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро»
В. А. Сухомлинский.
I. Целеполагание.
Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников связано с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду по социально-личностному развитию воспитанников „Моя семья — мое богатство“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, педагоги группы.
Цель проекта.
– создание в детском саду и в семье условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
Задачи проекта.
- создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
- создание единой системы работы ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
- совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
- формирование у детей основ личности будущего гражданина;
- профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
1. Знание детьми информации о своей семье.
2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
II. Разработка проекта.
1. Донести до участников проекта важность данной темы.
2. Создать развивающую среду : подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Моя семья - моё богатство».
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
4. Составить перспективный план мероприятий.
III. Выполнение проекта.
Проект "Моя семья - моё богатство" реализуемый в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Раздел программы
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница».
• Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?»
• Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».
• Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».
• Строительные игры «Мебель для дома».
Познавательное развитие
• Тематические занятия «Права и обязанности в семье», «Моё имя».
• Знакомство с профессиями родителей.
• Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).
• Создание альбомов «Моя семья», «Наша группа».
Речевое развитие
• Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
• Чтение художественной литературы на тему «Семья» : сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».
• Пословицы и поговорки о семье.
• Беседы на тему «Кем работают мои родители».
Продуктивная деятельность
• Рисование на темы «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».
• Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи.
• Фотовыставка «Семейные увлечения».
Работа с родителями
• Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии.
• Проект «Счастливый выходной день».
• Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».
• Выпуск газеты к дню Матери.
• Мир семейных увлечений: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток.
IV. Презентация проекта.
• Досуг «Вечер дружной семьи».
• Выставка проектов «Счастливый выходной день».
• Выставка рисунков «Моя семья».
V. Постановка новой задачи.
• Составление генеалогического древа семьи.
Таким образом, мы пришли к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом. Поэтому необходимо привлечь родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье.
Реализация проекта поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей.