Елена Александровна Соколова
Патриотическое воспитание на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 с. Тепловка
Новобурасского района Саратовской области»
Музыкальный руководитель
Соколова Елена Александровна
Публикация «Патриотическое воспитание на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В. Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, способна преобразовывать его нравственный и духовный мир, мы- педагоги и воспитатели, стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Мероприятия, проведенные по патриотическому воспитанию в МДОУ д/сада №2 с. Тепловка:
В старшей группе детского сада №2 с. Тепловка проводятся мероприятия, посвященные патриотическому воспитании дошкольников. В рабочую программу воспитателя и музыкального руководителя включены недели, соответствующие тематике нашего методического объединения. Это такие темы:
1. Праздник знаний
2. Профессии села
3. Родная страна
4. Символы России
5. Москва – главный город России
6. Герои нашей страны
7. Наша Армия
8. Праздник «День защитника Отечества»
9. Традиции и обычаи нашего народа
10. Мой родной край
11. Народные игрушки
12. Космические дали
13. Праздник весны и труда
14. Герои ВОВ
15. Великий день Победы
16. Мой любимый детский сад
К данным темам ставятся и определенные цели: знакомить детей с конкретными историческими событиями и личностями, повлиявшими на ход истории страны; воспитывать патриотические чувств а : любовь, гордость и уважение к Родине; формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; воспитывать уважительное отношение к старшим; углублять представления о семье и ее истории; расширять представления детей о родной стране, продолжать формировать интерес к малой Родине; знакомить детей с символами России (герб, флаг, гимн); рассказывать детям о столице нашей Родины; расширять представления детей о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, рассказывать о героических поступках простых людей нашей страны; знакомить детей с видами войск нашей армии; расширять представления детей о традициях своего народа, о русском костюме, о строительстве русской избы; рассказывать о народных ремеслах (изготовление игрушек, росписи разных местностей России); знакомить детей с научными достижениями в нашей стране (космонавтика); рассказывать детям о сезонных работах на селе; воспитывать эмоционально-положительное отношение к родной природе; продолжать расширять представления детей о том, как в годы ВОВ храбро сражались и защищали нашу страну от врагов деды и прадеды; о подвигах советского солдата, знакомить детей с памятниками героев ВОВ; и т. д.
Какие виды деятельности применимы к данным мероприятиям :
- Непосредственно образовательная деятельность
- беседы
- просмотры фотографий и альбомов
- чтение произведений художественной литературы
- выставки детского творчества
- спортивные развлечения, досуги
- экскурсии
- проектная деятельность
- встречи с героями труда и военнослужащими
- мероприятия, посвященные традиционным праздникам
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по изобразительной деятельности, когда дети создают декоративные композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным.
Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью.
Для того чтобы эти песни прочно вошли в жизнь ребенка, я, совместно с воспитателями и специалистами, использую их в разных ситуациях: во время утренних бесед о маме, на занятиях – после чтения стихотворений о маме, при рассматривании репродукций с изображением матери с ребенком, а также в комплексных занятиях и в праздничном концерте, посвященном Женскому дню 8 Марта. Помимо этого, в нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей, который проводится в ноябре.
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Поют песни о родном крае. Надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Диапазон объектов, с которыми я знакомлю дошкольников в рамках своего направления, очень обширен: это и театральный кружок «Веселый клоун», это и сотрудничество с Детской Школой искусств, посещение сельской библиотеки, выступление в сельском Доме культуры и т. д.
В моей работе очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям, живущим в нем. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, Ж. К. Сен-Санс цикл “Карнавал животных”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего детского сада проводить “Праздник Осени”
На последующих зимних и весенних праздниках ребята так же проявляют себя в мире музыки и художественного слова (танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают экологические сказки и т. д.).
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.
В рамках празднования 76 летия Великой Победы в нашем саду было проведено тематическое занятие, посвящённое этому празднику.
Это мероприятие надолго останется в памяти ребят и будет важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.
Воспитанники старшей группы нашего сада приняли участие во Всероссийской олимпиаде для дошкольников «Наша Родина- Россия», ждём результатов.
В нашем детском саду запланирован и проходит проект под названием «Родной свой край люби и знай». В рамках данного проекта проведены мероприятия: Закладка аллеи памяти к празднованию 70-летия Победы в ВОВ 1941-45 гг. «Красные тюльпаны»; беседа «История возникновения родного села; НОД «Символы нашей страны»; НОД «Русская изба на Руси», посещение мини-музея «Русь»; Акция «Поможем птицам зимой» - «Кормушка для пичужки»; Спортивный праздник «Боевая слава нашего народа» - праздник «День защитника Отечества»; «Делу время – потехе час» - конкурс пословиц и поговорок; «Откуда хлеб пришел» - беседа, оформление альбома; «Этих дней не смолкнет слава!» - Встреча с военнослужащими; экскурсия к памятнику погибшим воинам;
А также, наши дети приняли участие в конкурсе рисунков «Мир и война глазами детей» (ожидаем результаты);
3-е детей приняли участие в конкурсе чтецов «Дети читают стихи о войне» (Шрайнер Арсений занял второе место); 2-е детей приняли участие в конкурсе чтецов «Благодарное сердце»;
Итак, совместное решение задач нравственно-патриотического воспитания педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада, дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни. Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека и является одной из важнейших черт формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста.