Папки-передвижки

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного учреждения

Татьяна Сурьянинова
Патриотическое воспитание в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы

Патриотическое воспитание в условиях дошкольного учреждения

Сурьянинова Т. А.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад

комбинированного вида № 94 «Полянка»

г. Волжского Волгоградской области

2012 год объявлен президентом Д. А. Медведевым «Годом истории России».

Публикация «Патриотическое воспитание в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах

В последнее десятилетие можно с уверенностью говорить, что у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому и настоящему России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно–патриотического воспитания детей. Знакомство с историей России – одна из составляющих патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представления об окружающем мире.

Любовь к Родине – самое дорогое, глубокое и сильное чувство. Нельзя полюбить Отчизну, не зная её историю, культуру, традиции, значит, стать её патриотом.

Формирование основ патриотизма начинается с воспитания у ребёнка любви и привязанности к семье и близким, родному дому, детскому саду, к родной улице и городу, к родной природе и всему живому, любви к труду, и людям труда, традициям своего народа, его культуре, воспитания интереса и уважения к историческому прошлому России.

Нравственно–патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющемся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

Целенаправленную работу по нравственно–патриотическому воспитанию педагоги нашего дошкольного учреждения проводят на протяжении нескольких лет. Это тщательно спланированная, кропотливая ежедневная работа. Конечно же, в этом году коллеги акцент в своей работе сделают на изучении истории нашего государства, адаптировав имеющийся материал для восприятия дошкольника.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах патриотическое воспитание. Это «Наследие» М. Ю. Новицкой, «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшиной, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, «Мы живём в России Н. Г. Зеленовой и другие.

Ознакомившись с этими программами, коллектив поставил перед собой задачу: повысить квалификацию через изучение теоретической, научно– популярной, художественной литературы, развивать практические умения, систематизировать знания по данной проблеме, создавать условия для взаимодействия с социумом.

Воспитатели всех возрастных групп составили перспективно–тематические планы по патриотическому воспитанию. Были запланированы и проведены семинары по данной теме, например: «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории родного края». Подготовлены и проведены педагогические советы: «Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом»; «Детский сад и семья: аспекты взаимодействия» и другие. Наладили выпуск ежемесячной информационной газеты «Полянка», где освещались события, мероприятия, происходившие в нашем учреждении. Разработали и изготовили дидактические и сюжетно–ролевые игры патриотической направленности. Сделали подборку художественной, научно–публицистической литературы, фотоматериалов. Провели смотры-конкурсы развивающей среды по патриотическому воспитанию. Систематически проводили тематические открытые занятия, мастер-классы и другие мероприятия.

С первых дней жизни ребёнок слышит напевные колыбельные песни, созданные нашими предками, передаваемые веками из поколения в поколение, наполненные трепетной любви и душевности.

Ребёнок растёт… Слышит уже не только колыбельные, но и песенки, потешки, попевки, русские народные сказки, пословицы, поговорки. Русские народные песенки, потешки знакомят ребят с яркими живыми образами, которые легко запоминаются и оставляют радостные впечатления. Пословицы и поговорки несут мудрость народа могучей Руси из глубины времён.

Знакомство с русским фольклором в нашем дошкольном учреждении происходит уже в группах раннего возраста, и сопровождает его до самого выпуска в школу. А сколько мудрости, доброты, знаний ребёнок черпает из русских народных сказок.

В стенах нашего детского сада создан мини-музей: оборудована комната русского быта «Горница», в которой собраны предметы старины и быта. В восточном углу горницы висит икона, убранная расшитым рушником. Здесь - большой стол с длинными деревянными скамейками, на столе – самовар, сундук с русскими народными костюмами, лоскутное одеяло, прялка, полка с кухонной утварью: деревянные ложки, половники, чугунки, горшки. На стене – старинные фотографии бабушек и дедушек. В углу – макет русской печи, у которой стоят рогачи, кочерга. Здесь же имеется и подборка русских народных инструментов, это: деревянные ложки, трещётки, свистульки, металлофоны, коробочки, колокольчики.

Очень ценно то, что экспонаты этого мини-музея интерактивны, т. е. ребята могут свободно общаться с музейными объектами, вступать в диалог времён, культур, событий. В результате этой деятельности происходят изменения в сознании, в мироощущении ребёнка.

Именно в этом месте сказки, рассказанные малышам педагогами, звучат по иному; песенки и потешки запоминаются ребятами после первого знакомства с ними. А какими необыкновенно вкусными кажутся блины на Масленницу, съеденные за этим большим столом. Пузатый самовар потчует малышей ароматным чаем, заваренным из трав, собранных детьми и родителями летом на дачах, в поездках на природу.

Здесь же музыкальный руководитель часто проводит занятия фольклорного ансамбля «Росинка», где разучивает с ребятами русские народные песни, хороводы, учит играть на народных музыкальных инструментах (ложках, трещётках, балалайке и др.).

Этот музыкальный коллектив имеет настоящие сценические костюмы – яркие русские сарафаны, косоворотки, изготовленные руками воспитателей.

Кроме того, «Росинка» является частым гостем на любом празднике нашего дошкольного учреждения. Этот фольклорный ансамбль является постоянным участником и победителем городских конкурсов музыкального и народного творчества.

Родители очень трепетно относятся к успехам своих ребят. Они вместе с детьми принимают участие в утренниках: играют различные роли сказочных персонажей, готовят концертные номера для выступления в «Семейной

гостинной», где особенно ощущается связь времён, когда каждая минута общения со взрослыми благотворно влияет на дошкольников.

Именно в семье должны научить детей уважать и беречь семейные традиции, познакомить с историей семьи.

Буквально в каждой группе родители вместе с детьми оформили фотоальбом «Моя семья».

Прививая любовь у детей к своим родным и семье, мы привлекаем родителей к составлению родословной. Сколько фантазии родители проявляли, участвуя, в конкурсе «Герб семьи». Экспонаты выставки поражали не только своим содержанием, но и материалом, из которого они были изготовлены.

В этом году в Волгоградской области родилась идея введения Дня Отцов. 2ноября впервые в нашем детском саду отмечался День Отца. Для пап был организован настоящий праздник, на котором они вместе с детьми играли, рисовали, участвовали в конкурсах. В группах были выпущены к этому дню газеты, плакаты, папки-передвижки с поздравлениями для пап. Ребята старших групп вместе с воспитателями изготовили для них подарки.

А в последнее воскресенье ноября страна отмечает День Матерей России. Не первый год дошколята нашего учреждения устраивают для своих мам праздник. Вместе с воспитателями и музыкальными руководителями дети участвуют в утренниках, устраивают чаепитие для мам, принимают участие в выставке детских рисунков «Моя мама - самая, самая…», готовят подарки.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств патриотического воспитания подрастающего поколения.

В. А. Сухомлинский писал: «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и возвеличивая человека».

Научить ребят чувствовать красоту родной земли, воспитывать любовь к родным местам, пробуждать в душе каждого ребёнка гуманное и эстетическое чувство, формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувства сопричастности к ней, формировать активную жизненную позицию подрастающего поколения – вот те задачи, которые решают наши педагоги.

Для этого они не только проводят тематические занятия, сделали подборку книг и журналов о природе, мини-лаборатории для экспериментирования, проекты, организовывают экскурсии, но и привлекают к данной работе родителей и учреждения социума, например, библиотеки, музеи.

Ребята старших групп вместе с воспитателями – нередкие гости в Детской библиотеке, расположенной в нашем микрорайоне. Ведь сотрудники этого учреждения устраивают для ребят настоящие праздники, выставки, викторины.

Здесь дети много узнают о природе родного края, знакомятся с растительным и животным миром заволжских степей и Волго-Ахтубинской поймы, узнают, что в нашей области растёт много лекарственных растений, о существовании и значении Красной книги Волгоградской области. Много рыб живёт в озёрах, реках нашей области. А рек и речушек у нас более 190.

Познакомились дошкольники с легендой, которая познакомила их с происхождением названия некогда безымянной реки, которая зовётся Ахтубой.

Но природа и фауна нашего края нуждается в помощи и защите. Дети дают клятву беречь и сохранять природу.

Многие ребята нашего детского сада стали постоянными читателями этой библиотеки.

Февраль месяц богат на памятные даты, этот месяц является невероятно продуктивным в плане патриотического воспитания подрастающего поколения. Поэтому мы не упускаем такую возможность по продолжению работы с детьми по изучению истории Родного края.

Мы живём на Священной земле…

На Священной Сталинградской земле во время Великой Отечественной войны шли тяжёлые и кровопролитные бои. Много русских солдат полегло на этой земле. В Волгограде установлено множество памятников, связанных с подвигами в Великой Отечественной войне и Сталинградской битве.

Ещё живы те люди, которые защищали нашу многострадальную землю. Именно здесь наступил переломный момент в наступательном марше фашистов.

У наших ребят есть возможность очень тесно соприкоснуться с трагической историей нашей Родины, пообщаться с её очевидцами, пригласить их на праздники, посвященные Сталинградской битве, «Дню победы».

2 Февраля - День Сталинградской битвы. В этот день с детьми старшего дошкольного возраста, как правило, проводим тематические музыкальные занятия.

Сдержанно-торжественно украшен музыкальный зал, звучит музыка, дети читают стихи о подвиге советских солдат. Звучат песни советских композиторов М. Блантера, К. Листова «Журавли», «Землянка», «Катюша» и другие, что позволяет воссоздать лиричную обстановку, которая царила среди бойцов в минуты затишья.

Беседа о военных памятниках города-героя Волгограда позволяет углубить знания ребят об историческом подвиге нашего народа во время Второй мировой войны.

Минутой молчания присутствующие чтят память погибших в Сталинградской битве воинов.

На празднике царит обстановка торжественности, величия и гордости.

В преддверии праздника Дня Защитника Отечества в стенах нашего дошкольного учреждения проходят утренники. Воспитатели и дети готовятся к ним, приглашают на праздник пап, дедушек, а иногда и настоящих солдат российской Армии.

Сколько гордости, уверенности в глазах у ребят, когда они находятся рядом с папой… Много стихов, загадок, песен звучит в этот день в их адрес. Каждый ребёнок своими руками готовит папе подарок и вручает его в конце праздника.

А солдаты! А как они умеют маршировать! Это настоящий сюрприз для ребят. Им хочется знать про солдат всё : что нужно делать, чтобы быть такими сильными, любимое блюдо, боится ли солдат чего-нибудь, для чего нужно идти в армию и т. п.

На празднике ребятам удавалось не только помериться с гостями силой, но и посостязаться в смекалке. Заканчивался утренник совместной песней «Пусть всегда будет солнце».

Важнейшая составляющая патриотического воспитания – воспитание любви и уважения к родному городу. Любовь к родному городу не возникает на пустом месте: чем лучше знаешь свой город, тем больше его любишь.

Перед нами педагогами стояла задача: дать в интересной, доступной форме знания дошколятам об основателях нашего города; его истории; символике; достопримечательностях; тех людях, которые его построили и прославили; о событиях городской жизни, чтобы вызвать в сердцах маленьких волжан чувство восхищения родным городом, желание быть его жителем, любить свой город, постоянно стремиться сделать его чище и краше. Для этого был накоплен различный теоретический и иллюстративный материал, налажено тесное сотрудничество с библиотекой, музеем, детско-юношеским центром «Русинка». Подготовили и провели педсоветы, семинары, открытые тематические занятия, экскурсии по родному городу, были организованы и проведены посещения выставочных залов, музеев, галерей местных художников, встречи с людьми, прославившими наш город, участвовали в конкурсах по благоустройству территории детского сада.

Неоценимую помощь родители оказали нам в оформлении альбома «Мой город – моё открытие». Где каждая семья имела свою страничку, на которой они разместили материал о том или ином объекте нашего города, историю его создания, значения для города, для них самих.

Наши дети вместе с родителями были участниками различных городских мероприятий: принимали участие в выставках народного творчества, музыкальных конкурсах детского творчества, в праздновании «Дня города», в конкурсах по оформлению клумб во дворе, детской игровой площадки в микрорайоне. Ведь наш город является одним из самых зелёных, среди малых городов, город России.

Только слаженная работа специалистов нашего дошкольного учреждения : педагогов, музыкальных руководителей, психолога, педагогов дополнительного образования, учителя – логопеда, координированная заведующим дошкольного учреждения и старшим воспитателем, поддерженная родителями, даст главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство – знать и любить Родину, быть её неотъемлемой частью.

Авторская справка

Сурьянинова Татьяна Александровна

Ст. воспитатель

МБДОУ д/с № 94 «Полянка» г. Волжский Волгоградской области

89275246230

Публикации по теме:

Проект «Маленький селянин» .

Ура! Мы — победители.Ура! Мы — победители. В Своих блогах девочки часто пишут о победах в том или ином конкурсе. Хочу тоже поделиться с вами радостью. В этом году наш МБДОУ "Центр.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание в условиях дошкольного учреждения
Опубликовано: 17 февраля 2013 в 17:04
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание в условиях дошкольного учреждения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Сурьянинова (УИ 73514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД