Получи документы

Педагоги и родители — два мира одного пространства: новые грани взаимодействия с семьей

Анастасия Мазурок
Педагоги и родители — два мира одного пространства: новые грани взаимодействия с семьей
▼ Скачать + Заказать документы

Педагоги и родители – два мира одного пространства : новые грани взаимодействия с семьей

Главными воспитателями ребенка являются родители. Но педагоги ДОУ на практике наблюдают, что от того, как правильно организован воспитательно-образовательный процесс в режиме семейного воспитания ребенка, какое внимание уделяют родители ребенку, зависит его настроение, психологическое состояние, состояние физического комфорта. Основы жизни ребенка, к которому его приучают в ДОУ, должны находить каждодневную поддержку дома.

Публикация «Педагоги и родители — два мира одного пространства: новые грани взаимодействия с семьей» размещена в разделах

Главная цель взаимодействия педагогов ДОУ с родителями - создание единого образовательного пространства, установление партнёрских отношений, создание атмосферы общности образовательных интересов и воспитательных усилий.

Только при совместно согласованных действиях педагогов и родителей, при условии развития личного интереса и инициативы родителей к вопросам образования, можно добиться положительных результатов.

Поэтому педагогам сегодня необходимо находить новые нетрадиционные формы сотрудничества с родителями для совместного решения образовательных задач.

Сегодня в обществе наблюдаются кардинально противоположные социальные процессы и явления: есть люди высокообразованные и безграмотные, духовно развитые и бездуховные, невероятно богатые и бедные. И отношение к детям в семьях очень разное, одни семьи приглашают высокооплачиваемых гувернеров, а другие – стараются отдать своих чад в сады с круглосуточным пребыванием. В одних семьях господствует вседозволенность и попустительство, в других, наоборот, жесткие требования. И это особенность общения с детьми современных родителей.

Родители - разные по возрасту: от совсем юных до 40-летних, а также немало и тех, кто рожает не только второго, но и первого ребенка к 40 годам. Да и у самих родителей может быть разница в возрасте до 30 лет. Педагогам приходится учитывать эти особенности в работе с семьей : с одной стороны, помогать молодым и неопытным, и даже формировать их взаимоотношения с детьми, а с другой – учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей «в возрасте».

Начиная с раннего возраста, изучаются образовательные потребности родителей и установления контакта, проводится анализ особенностей семьи и семейного воспитания каждого ребенка, выбирается тактика общения. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Результаты анализа показывают: каким родителям не безразлична образовательная деятельность и развитие ребёнка, кто из родителей готов активно принимать участие в мероприятиях группы и детского сада, кто желает оказывать помощь в создании развивающей среды.

Анализ позволяет выделить три группы родителей.

1. Родители – активисты (с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения);

2. Родители – исполнители (принимают участие при условии значимой мотивации);

3. Родители – наблюдатели (активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности детей, но желающие решить проблемы с помощью педагогов, равнодушные живущие по принципу «меня воспитывали так же»).

Как известно, на воспитание ребенка влияет, в первую очередь, его семья, его родители. И самый квалифицированный педагог, работающий по самым современным программам, не сможет конкурировать с родителями, которые на глубинном, подсознательном уровне закладывают у ребенка представления о том, какова жизнь и по каким правилам можно в ней действовать.

Воспитатели и родители в едином тандеме должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Педагоги стараются учитывать особенности сегодняшних семей, стараясь искать и использовать новые эффективные формы работы с родителями. В связи со сложившейся ситуацией сегодняшнего времени, многие формы работы много раз пересмотрены, рассматриваются те, которые наиболее интересные и актуальные для сегодняшних родителей. Главная цель новых граней взаимодействия детского сада с семьей – воспитывать будущих созидателей жизни.

Таким образом, привлекая родителей в образовательную деятельность и организовывая совместные мероприятия работники ДОУ повышают педагогическую культуру родителей и создают предпосылки для дальнейшего совершенствования воспитания детей. Главный момент в работе педагогов – создание единого союза «дети – родители – воспитатели».

Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности, воспитатели – это первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

Взаимодействие ДОУ с семьей :

Цели:

1. Обеспечение целостного развития личности ребенка;

2. создание необходимых условий разных типов социально – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка.

Задачи:

1. Изучать отношение к вопросам воспитания, обучения, развития детей, организация деятельности;

2. Поощрять родителей за внимательное отношение к стремлениям и потребностям ребенка;

3. Привлекать семьи воспитанников к участию совместных с педагогами мероприятиях;

4. Знакомить с лучшим опытом воспитания в ДОУ и в семье;

5. Информировать друг друга об актуальных задачах воспитания детей;

6. Создать в ДОУ условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества.

Существуют новые грани взаимодействия детского сада и семьи, используемые в детском саду:

Организация родительских собраний в форме : «Педагогическая лаборатория», «Душевный разговор», «Мастер – класс». На родительских собраниях педагогами используются следующие методы активизации родителей : «Коллективная запись», «Запись на листах», «Мини — эксперимент». Методы работы с родителями на собрании : обсуждение актуальных проблем развития и воспитания детей; проигрывание ситуаций; детские игры с родителями.

Организуется 1 раз в год дегустация блюд родителями. Тем самым обеспечивается открытость одной из самых волнующих родителей темы – организация питания в детском саду. Организуются 2 временных отрезка, во время которых можно попробовать предлагаемые блюда: утром и вечером. Родители проверяют на себе качество блюд и оставляют свои отзывы в «Книге отзывов и предложений».

Организация тематических выставок родительских и детско-родительских работ, совместное оборудование мини-музеев, фотовыставок и др.

Работа специального сайта детского сада, предназначенного для размещения информации о ДОУ. На сайте представлены фотографии из жизни детского сада, методические рекомендации, достижения и успехи, как детей, так и сотрудников.

Организация информационных стендов.

Изучение особенностей семьи и ребёнка, запросов родителей через опрос, интервьюирование, проведения родительского эссе.

Проведение мастер-классов, позволяющих обогатить практический опыт родителей. Такие мастер-классы помогают организовать различные виды деятельности детей в отсутствии соответствующих специалистов, например, педагога по прикладному творчеству. Ведь среди родителей есть высококвалифицированные профессионалы, готовые поделиться своими навыками с детьми.

Проведение открытых занятия с детьми для родителей с целью знакомства родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Родители видят поведение ребенка, его знания в сравнении с другими детьми.

Проведение активной формы взаимодействия детского сада с семьями — практические занятия для родителей. Этот вид взаимодействия актуален, потому что, во-первых, мероприятия теоретического характера (консультации) собирают в последние годы всё меньше слушателей, а во-вторых, являются недостаточно эффективными в силу рассеянного внимания и низкой концентрации слушателей. Тогда как возможность на практике что-то попробовать сделать или увидеть вызывает большую заинтересованность родителей.

Организация семейного театра — интерактивная форма взаимодействия с семьей в рамках современной педагогической концепции сотрудничества. Она способствует укреплению партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, приобщению детей и взрослых к миру театра, художественным ценностям. В семейном театре каждый участник может проявить индивидуальность и творчество, артистические способности и навыки, «примерить» на себя роли разных персонажей. Всё это, несомненно, даёт возможность больше времени проводить вместе, улучшает понимание между детьми и родителями, сближает их.

Организация совместных мероприятий педагогов, родителей и детей : праздники, подготовка к новогоднему утреннику и др.

Проведение мероприятий по теме «День безопасности и здоровья», спартакиад «Мама, папа, я – спортивная семья, так как важно привлечь внимание родителей к такой актуальной в наше время теме безопасности и здоровьесбережения детей.

Организация проектной деятельности в детском саду: проект по работе с отцами — «Папина школа», по оздоровлению детей «Оздоравливаемся вместе», исследовательско–познавательный проект «Путешествие в мир», «Где и как появилась бумага», «Вред и польза компьютерных игр» и др.

Работа консультативного пункта. Он предназначен для просветительской работы среди родителей. Зачастую у родителей возникают вопросы, связанные с воспитанием и развитием своих детей. Часто обращаются к учителю-логопеду, педагогу-психологу, старшему воспитателю, заведующему по вопросам подготовки ребенка к школе, диагностического обследования, семейных проблем в воспитании ребенка. Специалист дает необходимые рекомендации и вместе с родителем разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка.

Работа студии «Умелые ручки» (тестопластика – лепка из соленого теста) дополнительного образования. Работа проводится с группой детей до 10 человек, группа делится на 2 подгруппы. Содержание занятий студии составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

Пример одного занятия (дети 4-5 лет) :

Тема занятия «Зелёная гусеница по листикам ползет…»

Работа с цветным тестом (тесто окрашивается заранее с помощью пищевых красителей).

Цели занятия:

- развитие ручной и речевой моторики;

- обучение детей работе с геометрическими фигурами (скатывать шарики равной величины).

Задачи:

- дать знания о геометрической фигуре;

- научить детей лепить предметы круглой формы между ладонями;

- формировать умения совмещать в работе несколько материалов одновременно (вода, тесто).

Дети с удовольствием работают на занятиях в студии, и, принося поделки домой, показывают их родителям, делясь с ними своими удачами или неудачами. Общаясь с родителями и привлекая их к активной деятельности по выполнению рекомендаций и занятий в домашних условиях, педагог получает положительный результат и в развитии речи, и в развитии мелкой моторики рук ребенка.

Все этапы занятия дети проговаривают их последовательность, выражая свои эмоции и придумывая всевозможные сценки с получившимися фигурками.

Вывод по занятию:

- у детей повысился интерес к творчеству и к совместной деятельности с другими детьми и взрослыми;

- появился интерес к самостоятельной деятельности;

- установились партнерские отношения с семьёй ребенка;

-объединились усилия педагога и родителей для развития художественного творчества ребенка;

- во время работы с материалом проводится массаж кистей рук и пассивная пальчиковая гимнастика, что позволяет улучшать моторику рук ребенка.

Фотографии работ студии (приложение)

В работе студии «Умелые ручки» педагог проводит индивидуальную работу с родителями, он побуждает их быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в организации совместных с детьми занятий по изготовлению поделок из самых разных по качеству и фактуре материалов. Задачи работы, которые ставит педагог студии по взаимодействию с родителями :

- установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;

- объединить усилия для развития у детей художественного творчества;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

По результатам таких творческих занятий с детьми педагог проводит консультации с родителями (по необходимости или по просьбам родителей) :

1. «Как воспитать творческую личность»

2. «Творите своими руками».

3. «Первые шаги в работе с соленым тестом»

Совместно с родителями организуются конкурсы и фотовыставки работ:

1. Семейная работа «Зимняя сказка».

2. Конкурс «Лучший подарок маме» и др.

Таким образом новые грани взаимодействия детского сада с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Практика показывает: введение новых форм методического и психологического сопровождения воспитателями и профессионалами ДОУ родительской общественности улучшает взаимопонимание между семьями и детским садом.

Публикации по теме:

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Новые грани развития детской музыкальной школы. Комплексная программа «Подготовка к освоению программ по видам искусств» .

Акции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьейАкции технической направленности для организации взаимодействия ДОУ с семьей Папа + мама + я =техническая семьяцель Поиск, новых интересных технических решений при конструировании из бросового материала и образовательных.

Детско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьейДетско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт)«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей». Практикум для родителей (фотоотчёт) Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях» 1 сентября 2014 года вступил в силу новый федеральный.

Педагоги, дети и родители — мы вместе. ФотоотчетПедагоги, дети и родители — мы вместе. Фотоотчет «На тропинках, на дорожках Снег таинственно лежит. Он лежит и нас тревожит, Человек в снегу скользит. Человек идти спокойно В красоте такой.

Педагоги и родители: совместная работа по организации ППРС в младшей группеПедагоги и родители: совместная работа по организации ППРС в младшей группе Имея множество готовых пособий и игр, у современного педагога всё же возникает потребность в дополнительных материалах, разработанных лично.

Проект «Мячи бывают разные». Совместная образовательная деятельность (дети, родители, педагоги) Проект: «Мячи бывают разными» Пояснительная записка: ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать.

Родительский журнал как форма взаимодействия с семьейРодительский журнал как форма взаимодействия с семьей Взаимодействие с семьей – важная часть деятельности дошкольного учреждения. Государство признает ведущую роль дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагоги и родители — два мира одного пространства: новые грани взаимодействия с семьей
Опубликовано: 6 марта 2024 в 18:14
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагоги и родители — два мира одного пространства: новые грани взаимодействия с семьей» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Мазурок (УИ 230228) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД