Александр Владимирович Гришин
Педагогическая деятельность учителей в организации учебного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Пользуясь методологией науки, учитель способен
не только применять чужие образцы воспитательной деятельности, но и создавать собственные, неповторимые авторские модели на основе умения придавать личностный смысл педагогическим феноменам. Для этого осознание учителя должно быть особым образом организовано, «настроено» на научно обоснованное творчество. Учитель самостоятельно вырабатывает педагогическую позицию (стратегию и тактику, т. е. отношение к предмету своей деятельности. Но для этого он должен уметь пользоваться всем ее научным аппаратом.
Публикация «Педагогическая деятельность учителей в организации учебного процесса» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
Необходимые уточнения в понятие «методология» вносит его философская трактовка: «От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности, методологию отличает акцент на методах. От социологии науки и науковедения методология отлична своей направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организации знания» (Философский энциклопедический словарь). Таким образом, появляется возможность несколько глубже представить это понятие.
Методология это наука о методах, ориентированная на внутренние механизмы, логику движения и организации педагогического процесса. Методология базируется на научных идеях, определяющих смысл педагогической деятельности в целом, путей и способов личностно профессионального самоопределения субъектов образования в изменяющейся социокультурной ситуации.
Методологическая культура учителя это особая
форма деятельности педагогического сознания, живая, т. е.
пережитая, переосмысленная, выбранная, построенная самим педагогом методология личностно-профессионального
самоизменения.
Специфика методологической культуры обусловлена
тем, что в процессе методологического поиска формируется
субъективность, авторство понимания учебного материала
и педагогических явлений, что является непременным условием последующего формирования учителем субъектности, востребованности личностных структур его учеников. Развитая методологическая культура учителя определяет возможность порождения им новых идей в конкретных проблемных ситуациях, т. е. обеспечивает эвристичность педагогического мышления.
Методологический поиск это деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как личностно значимых
для своего саморазвития, так и для последующего развития
личностных структур сознания своих учеников.
Умения вести методологический поиск обеспечивают
возможность самоформирования (самоорганизации) следующих методологических умений более высоких уровней:
обнаруживать смысл, основу, идею, учебного материала или педагогического феномена; устанавливать связи
различных смыслов, выявлять неявные мотивы, обусловившие возникновение той или иной концепции, причины ее
целеполагания;
проводить сравнительный и феноменологический
анализ педагогических феноменов : парадигм, систем, предмета, целеполагания, принципов, содержания, условий,
средств воспитания и обучения в различных подходах к образованию; владеть проблемным видением; распознавать
педагогические теории и системы на предмет их соответствия гуманистической парадигме; вычленять и сопоставлять разные по времени основания, послужившие тем или
иным педагогам базой для разработки их подходов; определять явные и скрытые источники зарождения педагогического замысла, их противоречивость и порождаемые ею неявные смыслы, которые закладывались в ту или иную систему; устанавливать связи философско-педагогических замыслов с событиями исторической, социокультурной и др.
значимости эпохи его создания; давать разностороннюю
оценку значения замысла для времени создания и для современности; определять и преодолевать кризисные узлы
в обучении и воспитании, перестраивать имеющиеся знания, конструировать на их основе культуросообразные и гуманные смыслы педагогической деятельности и т. д. ;
устанавливать собственные смыслы альтернативных
педагогических подходов; целеполагания, определения ведущих принципов, отбора и перестройки содержания, моделирования и конструирования условий и средств, формирующих и развивающих личностные структуры сознания учащихся; моделировать условия воспитания творческой личности; применять средства педагогической поддержки личностной самореализации, нравственной самоактуализации,
самоопределения учащихся; использовать и создавать технологии прояснения личностных ценностей, вступления
в педагогический контакт, предупреждения и угашения конфликтов, взаимодействия и объединения, смены ролей, преодоления барьеров на уроке, личностного обращения к ученику, выбора, кульминации и разрядки и т. д.