Лучший педагог года

Педагогическая мастерская «Небесное и земное в искусстве под названием — жизнь»

Светлана Черданцева
Педагогическая мастерская «Небесное и земное в искусстве под названием — жизнь»

Мастерская

«Небесное и земное в искусстве под названием – жизнь»

(разработка С. В. Черданцевой)

Цели мастерской

• формирование умений следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать художественному образу; проверка усвоения пройденного материала

• развитие познавательного интереса и творческой активности, развитие особенностей человеческой личности - добра, счастья, душевного состояния;

• воспитание интереса и любви к высокому искусству, воспитание чувства гармонии

Публикация «Педагогическая мастерская „Небесное и земное в искусстве под названием — жизнь“» размещена в разделах

• формирование способности и готовности искать и находить собственную дорогу духовных ценностей

Оборудование: книги, картины, портреты В. А. Моцарта, И. С. Баха, Л. В. Бетховена, Альбинони, раздаточный материал, компьютер.

I. Приветствие

– Здравствуйте, садитесь, расправьте плечи, словно крылья за спиной, и вдохните свободно, как это делает птица перед полетом. Я снова рада встрече с вами. Мне не терпится поделиться знаниями и услышать не только ваши впечатления, но и сердца и души, потому что тема нашей встречи «Небесное и земное в искусстве под названьем – жизнь»

II. Индуктор

– Какое слово самое главное в теме, на ваш взгляд? (Жизнь.) Вслушайтесь в это слово запишите его. Что для каждого из вас оно обозначает? С чем или кем оно ассоциируется?

- Какие образы, картины возникли у вас? Поделитесь своими чувствами, мыслями. (По ходу работы идет запись на доске) Подчеркнуть значимые для каждого слова.

Значит, мы должны узнать, чья жизнь рождает искусство, и как оно воздействует на жизнь.

III. Самоконструкция

– Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились в концертном зале. Кстати, какова программа сегодняшнего концерта, кто знает? При входе в любой концертный зал мы видим афишу с программой. Наш концерт не является исключением, и при входе вас тоже встретила афиша. Кто обратил на неё внимание? (Пауза). Ну ладно, не огорчайтесь, вы, вероятно, спешили, а я прочитала её очень внимательно и даже запомнила всё, что в ней написано. Сделать это была несложно, так как на афише всего три слова. Давайте их напишем вместе, и вам всё станет ясно. (Пишем «Звучит».)

– А дальше я подумала, что два остальных слова я допишу позже с вашей помощью, а сейчас пусть звучит музыка.

Звучит "Маленькая ночная серенада".

– Какие чувства вызвала у вас музыка? Что вы можете о ней сказать, не употребляя слово "весёлая"? (Светлая, радостная, счастливая, танцевальная, величественная, звучит на балу. Использование музыкально – эмоционального словаря)

– Мы попали на концерт современной танцевальной музыки? (Нет, это музыка старинная, возможно, XVII века. Кажется, что танцуют на балу.)

- А какие старинные танцы вам знакомы?

IV. Афиширование

В таблице находятся названия старинных танцев. Постарайтесь как можно скорее их отыскать.

в м г у к е р е л т п

а к а д р и л ь а п о

л л в м е н у э т о л

ь г о д о н р и к л ь

с а т г ч а р д а ш к

н е п о л о н е з к а

т а н г о л г о п а к

А какие из перечисленных танцев были украшением любого бала?

– В какое время суток устраивались балы? (Вечером, ночью.)

– Каков состав исполнителей? (Струнные инструменты)

– В какой форме написано произведение? Вариации, рондо, куплет, и т. д. (Подсказка есть на доске, выберите и докажите?

– Это произведение называется "Маленькая ночная серенада". Маленькая, понятно, почему? Ночная – звучит ночью. Серенада – что такое?

Ответы детей.

– Девочки сейчас проверят правильность информации по словарю. Найдите, что такое серенада, и дайте определение. Класс продолжает работать, вопрос всем вам: "Как вы думаете, эта музыка русская или нет?" (Нет)

– Кто из композиторов прошлого мог бы быть автором этой музыки? (Моцарт, Бах, Бетховен.)

– Вы назвали Баха, вероятно, вспомнив "Шутку" (Наигрываю). Очень похоже. Но для того чтобы утверждать, что автор музыки Бах, надо услышать в ней иной склад.

– Какой? (Полифонический.)

– Что такое полифония?

– А в каком складе написана "Маленькая ночная серенада" (В гомофонном.)

– Что такое гомофония?

– А что вы думаете по поводу авторства Бетховена? (Она сильная, мощная.)

– Остаётся В. А. Моцарт. Это действительно Моцарт. Вы поняли, что попали на концерт, в котором звучит музыка Моцарта (Какая) Светлая, радостная, счастливая. (Я дописываю на доске. "Моцарт".)

– А теперь, девочки, слово вам. Что такое серенада? (Ответ детей, работавших по словарю.) Значит, "Маленькая ночная серенада"относится к типу сочинений, которые раньше писались специально для ночных праздников.

– Русский композитор А. Рубинштейн говорил о музыке Моцарта: "Вечный солнечный свет в музыке. Имя тебе – Моцарт". Мы правильно определили стиль композитора? (Да)

– Любой человек мечтает о радости, счастье. Какая жизнь была у Моцарта? Кто знаком с биографией Моцарта? (Нелёгкой, много занимался творчеством, слава пришла рано.)

– Какая история с ним приключилась в Риме? Где это? (В Италии, он "украл" произведение у папы Римского.)

– А в Париже с ним случилось вот что.

V. Социализация

Далее учитель знакомит с историей, произошедшей с Моцартом в Париже. (Книга Г. Цыферова "Тайна запечного сверчка")

О ПОЕЗДКЕ МОЦАРТА В ПРЕКРАСНЫЙ ПАРИЖ

Париж. Наверно, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Возьмите хотя бы названия парижских улиц!

Улица СТАРОЙ ГОЛУБЯТНИ. Улица КОШКИ, ИГРАЮЩЕЙ В МЯЧ!

Парижане уверяют, что на этой самой улице родился знаменитый Кот в сапогах!

Он и теперь приходит ночью на эту узкую улочку, чтобы поиграть в золотой мячик. А люди открывают окна и ждут. Куда влетит мячик к тому придёт счастье! Ну не сказочно ли это!

А вот что писали в своих письмах иностранцы, которым посчастливилось побывать в Париже в те времена: "Сам воздух Парижа веселит нас!".

Более того! Говорят, что каждый отъезжающий увозил с собой в изящной вазе или кувшине парижский. воздух! И когда ему становилось грустно, он открывал сосуд и, вдохнув волшебный воздух старого города, начинал беспечно смеяться! Как известно, парижане очень любят шутить. Когда Моцарт приехал в Париж, они его тоже восприняли как очаровательную шутку музыки. "Такой младенец и талантливее многих старых! Ну разве это не забавно!" – смеялись парижане.

И, желая угодить добрым французам, Моцарт писал им сонаты, менуэты и, надев серебряный паричок, играл и играл свои бесконечные концерты, и вскоре о нём заговорил весь Париж.

А когда наступил Новый год и на колокольнях повисли серебряные нити, а в королевском дворце зажглись золотые свечи, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин.

В тот праздничный вечер Вольфганг Амадей Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. И король Франции спрашивал своего юного пажа:

– Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?

И маленький Моцарт с поклоном отвечал :

– Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца!

Король улыбался и милостиво кивал. А следом за королём улыбались и кивали все придворные.

Под утро, когда Моцарт выходил из дворца, поклоны сопровождали его до самой улицы. Но и на улице люди снимали шляпы и, с восхищением глядя на маленького музыканта, шептали:

– Смотрите, смотрите! Это Вольфганг Моцарт – паж Его Величества.

Новогодняя ночь была поистине сказочной! Вольфганг шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг незатейливая мелодия внезапно оборвалась, Моцарт остановился! На набережной Сены, возле моста, стоял нищий мальчуган и, кутаясь в лохмотья, протягивал к нему посиневшую от холода руку.

Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдёт там и сантима. И тогда, решительно сдёрнув с себя бархатный пажеский плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать.

Ему было нестерпимо стыдно! Что стоили его успех, его великолепие, когда на свете столько горя.

"Музыка – это голос нашего сердца!" – сказал королю Моцарт.

Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности. В ней были радость и грусть, печаль и надежда.

Ребята с учителем поют песню:

Спи, моя радость, усни,

В доме погасли огни,

Рыбки уснули в пруду,

Птички утихли в саду,

В лунный серебряный свет

Каждый листочек одет.

Глазки скорее сомкни.

Спи, моя радость, усни,

Усни, усни.

В доме всё стихло давно,

В кухне, в подвале темно,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкою спит,

Кто-то вздохнул за стеной,

Что нам за дело, родной?.

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни,

Усни, усни.

Завтра ты будешь опять

Бегать, смеяться, играть.

Завтра тебе я в саду

Много цветочков найду,

Все-то достать поспешишь,

Лишь бы не плакал малыш!

Глазки скорее сомкни.

Спи, моя радость, усни,

Усни, усни.

– На нашей воображаемой афише не хватает одного слова. Оно характеризует Моцарта через его музыку. Подберите это слово. (Вечный,сегодняшний, нестареющий.)

– Музыка Моцарта нужна людям сегодня и будет нужна всегда. Соприкасаясь с такой красивой музыкой, человек сам будет красивее и красивее будет его жизнь.

– Вы не будете против, если я напишу это слово так: "нестареющий".

Учитель наигрывает "Лакримозу".

VI. Разрыв

– А об этой музыке можно сказать, что это солнечный свет? (Нет, это грусть, скорбь, будто увядает цветок, уходит из жизни что-то красивое) Словарь музыкально – эмоциональных терминов.

– Это тоже музыка Моцарта. Произведение необычное, как необычна и история его создания. (См. стр. 402 "Я познаю мир".)

"РЕКВИЕМ" МОЦАРТА

Однажды вечером к Моцарту явился незнакомец, одетый во все черное, и сказал, что желает сделать музыкальный заказ. Ничего удивительного в этом не было. Состоятельные вельможи и даже короли часто обращались к известным музыкантам с предложением сочинить музыку для их собственного оркестра, капеллы, домашнего или придворного театра. Удивило Моцарта то, что неизвестный не назвал ни свое имя, ни имя заказчика, и то, что заказ был не совсем обычный. Незнакомец в черном заказал траурную музыку, хотя Моцарт прославился на весь мир своими жизнелюбивыми, искрящимися светом и радостью сочинениями.

"Черный человек" был немногословен. Безмолвно отсчитал крупную сумму, которую озадаченный и несколько растерянный Моцарт запросил как задаток, и удалился.

Его верный ученик Зюсмайер ловил каждое слово учителя, запоминал и бережно хранил все, что имело отношение к будущему сочинению. Ему и в голову не приходило, что Моцарт работает над своим последним в жизни сочинением и, подтачиваемый болезнью, грустно размышляет о том, что сочиняет заупокойную мессу по самому себе.

А Моцарт в это время писал в письме к другу:

"В моей голове хаос, лишь с трудом собираюсь с мыслями. Образ незнакомца не хочет исчезнуть с глаз моих. Я беспрерывно вижу его. Он просит, он настаивает, он требует работы. Я продолжаю, ибо сочинение музыки утомляет меньше, чем бездействие. Чувствую – мое состояние подсказывает это – мой час пробил. Конец придет прежде, чем я смогу полностью проявить свой талант. А как прекрасна была жизнь! Но никому не дано изменить предначертанного судьбой, измерить дни своей жизни. Итак, я заканчиваю свою погребальную песнь. Я не вправе оставить ее незавершенной".

Кончался 1791 год. Вечером 4 декабря к больному и ослабевшему Моцарту пришли друзья. Моцарт попросил, чтобы ему принесли неоконченную партитуру "Реквиема". Он хотел услышать эту музыку в живом исполнении. И вот, окружив лежащего в постели Моцарта, вместе с ним они поют с листа заупокойную мессу. Внезапно голос Моцарта дрогнул, он разрыдался и отложил партитуру в сторону.

Тихо, чтобы дать покой больному, все разошлись. Моцарт неподвижно лежал, устремив взгляд в пространство, рядом с ним лежала партитура "Реквиема".Маэстро тихо подозвал Зюсмайера, неотлучно находившегося при больном учителе, и стал объяснять, как следует закончить "Реквием" в случае его смерти. Их разговор прервал доктор.

За окном была полночь, когда Моцарт приподнялся, оглядел странным взглядом комнату, будто кого-то искал. Потом повернулся лицом к стене и умер. На его постели лежал незаконченный "Реквием".

А тайна "черного человека", доставившего столько волнений великому композитору, раскрывалась, между тем, очень просто. Оказывается, к Моцарту в тот памятный вечер приходил всего-навсего слуга, которого послал граф Вальзегг цу Штуппах. Этот сиятельный господин был большим меломаном и хотел прославиться как сочинитель. Он уже неоднократно покупал у разных композиторов небольшие произведения и, собственноручно переписывая их, выдавал за свои. А тут у графа случилось горе: умерла жена. И, потрясенный, он решил увековечить ее память реквиемом собственного сочинения, для чего и заказал втайне это "собственное сочинение" Моцарту. Заплатив за "Реквием" деньги, граф полагал, что этот "товар" становится его собственностью.

Зюсмайер закончил "Реквием" после смерти учителя.

– Моцарт задумал в "Реквиеме" 12 частей, но не закончил седьмую часть "Лакримозу" –умер. Ранняя кончина его до сих пор остаётся загадкой. По самой распространенной версии, Моцарт был отравлен придворным композитором Сальери, который якобы ему очень завидовал. Этой версии верили многие. Пушкин развил этот сюжет в одной из своих "Маленьких трагедий". "Слушай же, Сальери, мой "Реквием". ".

Звучит "Лакримоза" в записи при свечах.

– Трудно говорить после этой музыки, я предлагаю вам выполнить задание в тетради, передать все свои ощущения и настроения об услышанном произведении в небольшом рисунке или в описании.

Ответы, просмотр работ.

– А что такое "Лакримоза"? А это, ребята, не просто три слова на доске, это – строки из стихотворения поэта Виктора Бокова. А начинается оно со слова "счастье".

Счастье!

Звучит нестареющий Моцарт!

Музыкой я несказанно обласкан.

Сердце в порыве высоких эмоций

Каждому хочет добра и согласья.

Мы сегодня познакомились с музыкой одного композитора. Скажите, а почему эта музыка такая разная? (Она связана с жизнью композитора, которому, как и любому человеку, свойственно радоваться и страдать, любить и ненавидеть, жить и умереть.) Но одни уходят не оставив и следа, а другие оставляют после себя – вечность.

О, грянь, орган, над головою

И каждого, как светом в полдень,

Навек духовностью наполни…

В век бездуховный и слепой.

Л. Болеславский

Звучит Токката и фуга ре минор И. С. Баха

- Какое впечатление произвела на вас эта музыка? (Возвышенная, космическая, неземная и т. д.)

- Может кто – то назовет имя композитора? (Иоганн Себастьян Бах – великий немецкий композитор.)

Несколько поколений Бахов были музыкантами. Сам же Бах был прекрасным органистом, именно это принесло ему известность при жизни. Для творчества И. С. Баха особое значение имели музыкальные традиции семьи, религиозные традиции родины – Германии, традиционные приемы построения музыки.

- Какие? (Полифония, полифоническое развитие)

Отдельная часть любого его произведения всегда посвящена развитию одной идеи, одной темы – жизни и смерти, дня и ночи, горя или радости.

«Что за гений этот Бах! - писал русский композитор XIX века А. Серов. - Возьмет одну мысль проводит её все глубже и глубже, вживается в неё и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души. Понятно, что для такого гения как, Бах, самым родным инструментом был орган, этот океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своём».

А что вы скажите об этом произведении?

Звучит «Шутка» из танцевальной сюиты №2 Си минор

Писатель описывает человека словами, а композитор музыкой. Представим, что это музыкальная характеристика человека.

- Человек– веселый, беззаботный, озорной, шутливый

- Может ли быть таким человек на самом деле, или композитор его придумал сам?

- Конечно, такими люди могут быть на самом деле. Все эти черты важны в жизни. Пошутить, улыбнуться должен уметь каждый человек, иначе он будет скучен, а скучные люди всегда всем в тягость. Шутить надо во время, и шутки не должны быть глупыми и грубыми. Во время произнесенная хорошая умная шутка доставляет людям удовольствие, поднимает их настроение и в этом заключена ее добрая роль в жизни.

И. С. Бах работал в Храме и создавал, прежде всего, церковную музыку. И, как ни удивительно, это произведение написано тоже по строгим классическим законам для службы в церкви (в основе – Григорианский хорал, но стоило исполнить его в быстром темпе, как степенные интонации стали шутливыми и озорными. Этот прием И. С. Бах позаимствовал у своих учеников.

Музыка…Великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с

древнейших времен, и по сей день.

В чем же заключается сила музыки, способная воздействовать на человека на его жизнь?

- Красота и правда.

Красота– утешенье для глаз,

Для души и для сердца утеха,

Красота и в природе, и в нас,

Звук и отзвук – стократное эхо.

Красота не стареет, о нет!

Чья-то юность пройдет, отсмеется,

Отгорит, как светильник, но свет

Красоты навсегда остается.

Красота, доброта, вот в чем суть,

И, считай, что недаром ты прожил

Жизнь свою, если даже чуть-чуть

Красоту в этом мире умножил!

VII. Рефлексия

- Как вы понимаете эти строчки?

Альбинони. Адажио

Хорошо, если человек чувствует и понимает красоту, но важно еще и самому создать что-то, оставить потомкам. И тогда жизнь твоя не канет в небытие, о тебе будут помнить по твоим делам.

Действительно ли «Жизнь рождает музыку, литературу, изобразительное искусство, поэзию»?

– Что понравилось? Что узнали?

– В заключение нашей встречи хочу пожелать, чтобы наше сердца не уставали

дарить людям добро и согласие. И пусть поможет в этом нестареющая музыка!

Закрыл глаза и голубой туман

Его окутал словно покрывало.

А музыка плыла и нарастала,

И он вдыхал таинственный дурман.

И юность - сказкой из далеких стран –

В цветенье прежнем перед ним предстала,

Все началось сызнова, сначала,

И в синий превращался океан.

Великих мигов крошечный обман

Безумие, что сердце надрывало, -

Все возникало вновь и уплывало…

И отдыхая от вечерних ран,

Душа, как ангел крылья раскрывала. (Л. Фюдберг)

Публикации по теме:

Дидактическая игра на автоматизацию звука [З] в словах и предложениях под названием «Укрась зонтик»Дидактическая игра на автоматизацию звука [З] в словах и предложениях под названием «Укрась зонтик» Дидактическая игра " Укрась зонтик" Цель: Автоматизация звука [З] в словах и предложениях. Варианты игры : Игра №1. Ребенок украшает.

Фотоочерк о путешествии из Калининграда в Краснодарский край. Место на карте нашей Родины под названием Приморско-АхтарскФотоочерк о путешествии из Калининграда в Краснодарский край. Место на карте нашей Родины под названием Приморско-Ахтарск Моя поездка в этот город началась с того, что мне захотелось побывать здесь вновь и вспомнить беззаботное время, проведенное в детстве,.

Фототчет о совместной работе родителей и детей к Новому году под названием «Моя прекрасная ёлка»Фототчет о совместной работе родителей и детей к Новому году под названием «Моя прекрасная ёлка» В преддверии Нового года мы решили провести небольшой конкурс под названием "Моя прекрасная ёлка".Конкурс проходил с 5 декабря по 19 декабря.

Фотоотчёт осеннего праздника во второй младшей группе под названием «Машины помощники»Фотоотчёт осеннего праздника во второй младшей группе под названием «Машины помощники» Добрый час, уважаемые коллеги!По сложившейся традиции в конце октября в нашей группе состоялся осенний праздник под названием "Машины помощники".

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Городок под названием Навашино — моя малая Родина» .

Педагогическая мастерская «Давайте гореть, не сгорая!» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Презентация «Педагогическая мастерская — опыт работы с ИКТ» Педагогическая мастерская:Опыт работы с Информационно-коммуникативными технологиями:использование ИКТ во время подготовки к занятию, беседы.

Фотоотчет «С ребятами из старших групп было проведено командное соревнование, под названием «Весна в тундре»Фотоотчет «С ребятами из старших групп было проведено командное соревнование, под названием «Весна в тундре» Статья: «Весна в тундре». С ребятами из старших групп было проведено командное соревнование, под названием: «Весна в тундре».

Сценарий проведения литературной гостиной, посвящённой 200- летию со дня рождения А. К. Толстого «И всё земное я люблю»Сценарий проведения литературной гостиной, посвящённой 200- летию со дня рождения А. К. Толстого «И всё земное я люблю» Методическая разработка на тему: Литературная гостиная «И всё земное я люблю…», посвящённая 200-летию творчества А. К. Толстого.

«Путешествие по волшебной стране под названием «Математика». Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе Задачи ОД: • Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. • Закрепить знания детей о геометрических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая мастерская «Небесное и земное в искусстве под названием — жизнь»
Опубликовано: 21 марта 2019 в 15:38
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД