МААМ-картинки

Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста»

Татьяна Виногорова
Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ детский сад № 3 «Теремок» комбинированного вида

п. Советский Республики Марий Эл

Педагогическая технология

[/b]

Автор технологии:

Виногорова

Татьяна Дмитриевна -

воспитатель высшей категории

Пояснительная записка.

«В человеке все должно быть прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

А. П. Чехов

Публикация «Педагогическая технология „Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к духовно - нравственному воспитанию. На современном этапе педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Это обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.

Формирование нравственно- ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач, стоящих перед родителями и педагогами. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции ребенка в социум, тот семья призвана обеспечить индивидуализацию детского развития. Именно семья оказывает влияние на ценностные ориентации ребенка, его мировоззрение в целом, поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Предложенный педагогический проект предлагает решение этой проблемы в условиях МДОУ детского сада №3 «Теремок» комбинированного вида п. Советский. Представленные теоретические и практические материалы разработаны на основе углубленной работы в данном направлении.

В приложениях даны конспекты развлечений, бесед и консультаций для родителей.

Работа по формированию нравственно-ценного поведения и культуры общения дошкольников проводилась в различных видах деятельности, использовался интегрированный метод обучения, являющийся инновационным для дошкольных учреждений. Вариативность использования интегрированного метода довольно разнообразна.

Концептуальная основа

педагогической технологии

I.

Введение.

На современном этапе, как и ранее, педагогическая общественность широко обсуждает проблему формирования нравственной личности. Факт этот обуславливается социальными запросами, предъявляемыми образовательным учреждениям, необходимостью приобщать детей к системе нравственных ценностей.

Проблему формирования нравственных ценностных ориентаций исследователи решают в основном, начиная с младшего школьного возраста, в большей степени – с подросткового и юношеского. Однако ведущие психологи 19-20 столетий различных научных школ – зарубежных (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц, А. Бандура, К. Роджерс и др.) и отечественных (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина и др.) – особое значение в становлении личности и ее смыслообразующих ценностных компонентов придают как дошкольному периоду, так и раннему детству. Суть их вывода кроется в следующем: процесс становления ядра личности – системы убеждений, ценностных ориентаций – может осуществляться не только осознанно, но и неосознанно; более того, наиболее интенсивен именно период дошкольного детства. Вот почему так важна правильная организация нравственного воспитания ребенка с самого раннего детства. В противном случае не исключается ущерб развития, последствия которого устранить чрезвычайно трудно.

Нравственные ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами. Нравственная ценность – это жертвенная и деятельная любовь к людям – требует воспитания таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощения и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слушать «голос совести».

В последнее время в России получили признание исследования зарубежных психологов: М. Снайдер, Р. Снайдер, Д. Лешли. Книги этих авторов раскрывают особенности общения детей - дошкольников, анализируют трудности, встречающиеся во взаимоотношениях взрослых с детьми. Они призывают взрослых уважать личность ребенка, признавать его право на индивидуальность, принятие и любовь.

Изучив литературу по данной теме, я сделала вывод, что проблемы взаимоотношений детей дошкольного возраста достаточно полно изучались отечественными психологами и педагогами. Детские взаимоотношения исследовались в различных видах деятельности: игровой, бытовой, трудовой, учебной. Однако, по моему мнению, недостаточно уделялось внимание изучению формирования речевого общения дошкольников, а ведь именно в общении между детьми и взрослыми наиболее ярко проявляются и формируются их взаимоотношения.

Человек становиться личностью только в среде себе подобных, только в совместной деятельности с другими людьми.

Эта деятельность, включающая в себя обмен информации, выработки общей стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека – называется общением.

В соответствии с этим общение принято делить - вербальное (словесное);

- интерактивное (взаимодействие людей в совместной учебе, труде и отдыхе);

- перцептивное (восприятие и понимание другого человека);

- невербальное (мимика, жесты, пантомимика).

Важнейшими видами общения у людей являются: вербальное и невербальное.

Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.

Вербальное – это общение присущее только человеку в качестве обязательного условия предлагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, в ее развитии, становлении разумного, культурного поведения. Через общение с людьми, благодаря широким возможностям к ноучению, человек приобретает все свои познавательные высшие способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни полуживотным, лишь внешне напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение.

Умение общаться решает три задачи:

- эмоциональную;

- информационную;

- оценочную.

Воспитатель должен обратить детей друг к другу, помочь определить свои возможности, свое место в социуме.

Общеизвестно, какое важное значение для полноценного психического и личностного развития ребенка имеет семья. Именно в семье усваиваются, копируются образцы реагирования на различные ситуации, на отношение к различным объектам и явлениям жизни. Чаще всего это копирование происходит на бессознательном уровне, близком к тому процессу, который известный этолог К. Лоренц назвал импринтингом (анг. «запечатление образа»). Такой подход не требует от родителей специальной работы с детьми, но делает значимым их, родителей, поведение.

Однако в большинстве случаев дети достаточно длительное время пребывают в дошкольном учреждении. Вот почему на помощь родителям должны прийти педагоги ДОУ. Основными компонентами воспитательного процесса процесса выступают:

- наблюдения в различных видах деятельности, беседы как с детьми, так и с родителями, касающиеся индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, возможностей, интересов, потребностей, переживаний (труды Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. С. Мухиной).

-образцы поведения, ориентированные на базовые нравственные ценности. Ведущую роль в этом, согласно культурно-исторической теории Л. С. Выготского, играют специальные орудия преобразования натуральных форм психики – знаки и символы. Речь идет о сказках, притчах, играх, художественных произведениях. Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально – чувственно осознавать нравственные нормы и ценности.

-необходимо способствовать тому, чтобы ребенок мог осмысливать ценности, устанавливать причинно-следственные связи между поведением, поступками людей.

1. 1. Актуальность и проблемы педагогической технологии.

В современном обществе в связи с изменениями социально-экономической ситуации наблюдается доминирование материальных ценностей над духовно - нравственными. Преобладает эгоцентричное поведение: люди отличаются равнодушием к окружающим, отсутствием взаимопонимания и терпимости к недостаткам. Нежелание оказывать помощь бескорыстно обусловило необходимость воспитания личности, которая делает свой выбор, принимает решения и совершает поступки, основываясь на нравственных ценностях.

Работая с детьми уже достаточно много лет, наблюдая за ними, я отметила, что дети год от года становятся агрессивнее. Это проявляется в их недружелюбном отношении друг к другу, драчливости, жадности, грубости и насмешками над недостатками других.

Дети порой так равнодушны к красоте, жестоки к животным и растениям. Много времени проводят перед телевизором, компьютером. Примеры злых персонажей увлекают неокрепшее сознание детей, в них ярко проявляется склонность к злу, которое получает каждодневную подпитку от разного рода «мультиков» и «ужастиков».

Чтобы не получить в будущем равнодушное поколение я решила углубленно работать по теме: «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста».

Проблема педагогической технологии заключается в следующем:

1. Определить основные мотивы, лежащие в основе стремления дошкольника к общению с детьми в группе, его положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

2. Изучить влияние содержания определенным образом организованной деятельности детей, ее мотивов и успешности выполнения на формирование взаимоотношений у дошкольников.

3. Изучить особенности взаимоотношений ребенка с близкими ему людьми.

4. Установить глубокую преемственную связь воспитательной работы детского сада по формированию навыков культуры общения и положительных взаимоотношений детей с семьей.

1.2 Цель, задачи, новизна педагогической технологии

Работая с детьми, учитывая цели и требования, которые предъявляет к воспитанию подрастающего поколения современное российское общество с его демократическими тенденциями развития, я поставила пред собой

Цель:

Формировать накопление и сохранение нравственного опыта общения, развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений со взрослыми и друг с другом, как нравственные основы социального поведения.

Задачи:

воспитывать коллективистические навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками, выражающиеся в общественности, вежливости, предупредительности, скромности, чуткости;

воспитывать культуру речи, умение вежливо разговаривать со сверстниками и взрослыми и правильно выражать свои мысли;

формировать у детей чувство патриотизма – любовь к Родине, родному краю, преданности, ответственности по отношению к людям;

формировать нравственные общечеловеческие качества, правила общения между людьми, умение считаться с их делами, интересами, удобствами;

формировать у детей культуру поведения дома, в детском саду, в общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;

разработать комплекс научно – методических пособий и комплекс контрольных тестовых заданий по нравственным качествам.

Новизна: заключается в комплексном развитии личности дошкольника в процессе общения.

1.3 Основные принципы построения педагогической технологии:

1. принцип приоритетности развития личностно-смысловой сферы ребенка связан с заботой о здоровье, образованности, культуре подрастающего поколения, о воспитании его в духе активности, человечности;

2. системного и целостного изучения ребенка;

3. динамичного изучения, опирающегося на концепцию Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребенка - актуальном и потенциальном, т. е. зоне ближайшего развития. Реализация этого принципа возможна только в сотрудничестве с родителями;

4. проблематизации педагогического процесса, заключающегося в создании условий для постановки и разрешения проблем, введении детей в мир нравственной культуры путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении;

5. опоры на ведущую деятельность. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, органически связанная с другими «специфически детскими» видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной и т. д., взаимодействующими и обогащающими друг друга;

6. сотрудничества, сотворчества, предполагающих единение взрослого и ребенка как равноправных субъектов, обеспечивающих возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях;

7. культуросообразности, предполагает опору в воспитании и развитии детей на общечеловеческие ценности (добро, милосердие, любовь и др., раннее приобщение ребенка к различным этапам развития этноса, микро и макросоциума, культуре бытовой, духовной, нравственной;

8. принцип диалогического общения рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного процесса, отражает тесную взаимную связь между и воспитателем и ребенком;

1.4 Условия реализации педагогической технологии

Для более успешной реализации педагогической технологии необходимы следующие условия:

разработка игр: сюжетных, дидактических и настольно – печатных по воспитанию нравственных качеств и формированию навыков культуры общения и взаимоотношений между детьми и взрослыми;

чтение произведений детской художественной литературы о дружбе, взаимопомощи и любви к Родине;

проведение экспериментов;

создание проблемных ситуаций, направленных на развитие гибкого социального поведения, из которых ребенок сам находит выход;

разработка цикла этических бесед о дружбе, о правилах поведения в общественных местах, о том, как вести себя в гостях, о культуре общения;

рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий, иллюстраций по нравственному воспитанию;

просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков;

посещение музеев, театров, выставок, проведение прогулок и экскурсий;

демонстрация диафильмов, позволяющих детям наблюдать поведение людей в театре, музее, на выставке, транспорте, на почте, в банке, на стадионе, в магазине и т. д. ;

создание ситуаций для познания эмоционального состояния людей (радости, восторга, грусти, печали, спокойствия, гнева, тревожности, их нравственных ценностей;

создание предметно – развивающей среды;

разработка комплекса контрольных тестовых заданий.

В педагогической технологии используют различные методы.

словесные: описание, объяснения, пояснения, команды, беседа;

наглядные: показ, имитация, наглядные пособия, помощь, зрительные ориентиры, звуковые ориентиры;

практические: повторение, игровая форма, соревновательная работа;

1.5 Пути реализации педагогической технологии:

Формирование у детей нравственно-ценного поведения и культуры общения через все виды деятельности;

Создание предметно-развивающей среды;

Разработка перспективного плана;

Взаимодействие детского сада и семьи по формированию нравственных качеств;

Разработка проекта «Формирование положительных взаимоотношений и культуры взаимоотношения детей в сотрудничестве ДОУ и семьи»;

Организация работы кружка «Ступеньки нравственности» на основе перспективного плана;

Подготовка к изданию методических рекомендаций из опыта работы;

Разработка цикла бесед и консультаций для педагогов на разных уровнях;

Организация работы с родителями в разных формах (использование инноваций);

Обобщение опыта на межрегиональном уровне.

1.6 Перспективы развития педагогической технологии:

В основе всей работы по нравственному воспитанию лежит воспитание гуманных отношений, эмоциональной привязанности и доверия к близким взрослым и сверстникам, стремления к взаимопониманию и сопереживанию, способности посочувствовать другому человеку, вместе порадоваться.

Данная педагогическая технология – это система работы по формированию положительных взаимоотношений и культуры общения детей дошкольного возраста, построенная на основе усложняющихся задач развития ребенка. Она содержит не только обязательные занятия, но и организацию деятельности детей вне занятий, которая обеспечивает создание условий для возникновения у детей ассоциаций, использования полученных ими знаний и умений в других деятельностях, что способствует переносу знакомых средств и способов в новые условия.

Работая в данном направлении, необходимо опираться на полученный ранее опыт детей, который возникает не сам по себе, а в результате целенаправленной предварительной и последующей после занятий работы.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных, выработку согласованных воспитательных задач и методов педагогического воздействия.

Все это способствует воспитанию у детей таких качеств, когда они сами в повседневной жизни в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл, делали бы нравственно – ценностный выбор поступка и проявляли волевое усилие для его совершения.

Поэтому, работу по формированию нравственных качеств, по воспитанию положительных взаимоотношений детей в процессе общения необходимо проводить с помощью системы интеграции всех видов детской деятельности, в результате которой можно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье.

Будущие граждане должны стать свободными и ответственными, обладать чувством собственного достоинства и с уважением относиться к другим, уметь сочувствовать и сопереживать.

Все это способствует воспитанию у детей таких качеств, когда они сами в повседневной жизни в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл, делали бы нравственно – ценностный выбор поступка и проявляли волевое усилие для его совершения.

Поэтому, работу по формированию нравственных качеств, по воспитанию положительных взаимоотношений детей в процессе общения необходимо проводить в каждой группе детского сада, начиная с раннего возраста, ежедневно во всех видах деятельности: игровой, бытовой, трудовой, на прогулках, во время режимных моментов и т. д. Тогда только будет виден положительный результат.

Я считаю, что предложенная мною технология работы по формированию нравственных качеств и культуры общения могут быть использованы воспитателями на занятиях, в повседневной жизни, в быту, в кружковой деятельности, а также может представлять интерес для студентов – будущих педагогов и родителей.

Содержательная

часть

обучения

II.

Введение.

Специально организованная система занятий и деятельности с детьми должна реализовать такие новообразования в их развитии, которые аккумулируют все достижения предшествующих периодов, способствуют включению ребенка в начальный виток системы новых для него социальных отношений к взрослому и сверстникам, к установлению причинно-следственных связей между поведением и поступками людей.

Знания, полученные детьми, дают им представления об искусстве человеческих взаимоотношений. Благодаря специально разработанным играм, упражнениям и проблемным ситуациям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении.

С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Отношения ребенка с детьми во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми и сверстниками. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психическом микроклимате группы.

Исходя из этого, основной целью работы является:

- содействовать становлению нравственного компонента личности ребенка, учить его смотреть на мир сквозь призму нравственных ценностей, формировать навыки культурного общения;

- формировать представления о нравственных ценностях, нравственных качествах, адекватное эмоциональное отношение, адекватное нравственное поведение, коммуникативные навыки.

2.1 Механизм работы по формированию нравственных

качеств в процессе общения

воспитатель - дети

занятия: фронтальные, групповые, индивидуальные;

игры по формированию культуры общения: подвижные, театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные;

воспитание положительных взаимоотношений в разных видах самостоятельной деятельности, в повседневной жизни;

экскурсии, походы;

праздники, развлечения, досуги;

инсценировки сказок, разыгрывание этюдов,

создание проблемных ситуаций в групповой комнате: с целью выявления симпатий к членам группы;

формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими;

воспитывать культуру общения: умение разговаривать друг с другом.

на прогулке:

воспитывать волевые качества, учить сопереживать и приходить на помощь друг другу; беречь окружающую красоту.

в музыкальном зале: развивать музыкально-сенсорные способности, творческие проявления;

учить детей использовать выразительные средства: интонацию, мимику, жесты;

содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха.

воспитатель - педагог

консультации, беседы: групповые, индивидуальные;

семинары-практикумы;

посещение открытых мероприятий;

мастер-класс;

выступления на курсах повышения квалификации;

печатные издания, статьи;

выступления на педсоветах;

анкетирование, тестирование педагогов;

круглый стол.

в методическом кабинете: познакомить с методической литературой;

формировать практические умения и навыки по воспитанию и культуре общения ребенка;

обсуждение проблем нравственного воспитания детей;

обмен опытом работы по нравственному воспитанию с педагогами других образовательных учреждений;

показ изготовления наглядного материала и игр по нравственному воспитанию, используемого в работе.

в дошкольном учреждении:

открытые интегрированные занятия, праздники, развлечения.

Воспитатель – родитель

родительские собрания;

консультации, беседы: индивидуальные, групповые;

организации выставок, папок-передвижек;

тестирование, анкетирование;

участие в праздниках, развлечениях, конкурсах.

в группе и дома:

помочь использовать дома игры по нравственному воспитанию;

привлекать к посильному участию во всех проводимых мероприятиях;

стимулировать желание участвовать в конкурсах, в изготовлений игр и наглядного материала;

оформлять альбомы, фотовыставки.

2.2 Формирование навыков культуры поведения и общения у дошкольников от года до семи лет

возраст задачи воспитания

1 - 2года

Формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания. Приучать действовать с предметами домашнего обихода и игрушками в соответствии с их особенностями и назначением. Закреплять умения самостоятельно есть разнообразную пищу аккуратно. Учить с помощью взрослых снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку. Приучать детей к опрятности, с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду. Продолжать формировать поведение детей, соответствующее нормам и правилам. Разговаривать спокойно, внимательно слушать взрослого, выполнять его указания. Воспитывать навык здороваться, прощаться, благодарить. Приучать бережно, обращаться с игрушками. Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости в общении с взрослыми, сверстниками. Формировать умения просить игрушки, делиться ими и дружно играть. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, учить проявлять заботу об обитателях уголка природы.

2 – 3 года

Здороваются и прощаются с взрослыми и сверстниками, употребляют слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста). Называют по имени и отчеству воспитателей, проявляют внимание, сочувствие к сверстникам (делятся игрушками, уступают, отзываются на просьбу другого ребенка, помогают ему. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности. Воспитывать бережное отношение к вещам и игрушкам.

3 – 4 года

Благодарят взрослого, сверстника за оказанную помощь, внимание. Выражают просьбу словами, излагают ее понятно. Обращаясь к сверстнику, называют его по имени, смотрят на него, внимательно слушают ответ, разговаривают друг с другом в приветливой форме. Соблюдать элементарные правила поведения: ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. Приучать детей к вежливости: называть воспитателей и няню, музыкального руководителя по имени и отчеству: здороваться, прощаться с воспитателями, няней, заведующей, детьми (на приветствие отвечать «Здравствуйте», прощаясь говорить «До свидание»). Формировать у детей элементарные представления о доброте, взаимопомощи, дружбе. Учить жить дружно, помогать друг другу, заботиться о малышах, говорить правду, не обманывать. Учить справедливо, оценивать свои поступки и поступки сверстников. Учить детей налаживать общение с незнакомыми ровесниками, с младшими и старшим детьми.

5 – 6 лет

Говорят спокойно, с уважением; заботливо относятся к взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко. Воспитывать гуманные чувства. Учить замечать затруднения окружающих, стремиться помочь им, формировать представления о правдивости, о справедливости, о смелости, о скромности. Учить детей быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к их переживаниям, оказать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случае неудачи. Развивать дружеские взаимоотношения. Учить приветствовать взрослых и ровесников, называть всех сотрудников детского сада по имени и отчеству, вежливо обращаться с просьбой к окружающим, благодарить за услугу, не перебивать говорящего, терпеливо выслушивать взрослого, сверстника.

6 – 7 лет

Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми. Продолжать воспитывать гуманные чувства у детей. Продолжать формировать представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Воспитывать отрицательное отношение к аморальным качествам: хитрости, лживости, жестокости, себялюбию, трусости, лености. Учить детей читаться с мнением и интересами других, защищать слабых, помогать товарищам; справедливо разрешать возникающие споры и конфликты. Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества, воспитывать умение сопереживать успехам и неудачам товарищей, справедливо оценивать поступки сверстников, свой.

2.3 Учебно-методический план

Перспективное планирование по всем видам деятельности предусматривает – направленность педагогической работы, которая реализуется через определенные задачи, как на занятиях, так и в свободной деятельности детей. Такое планирование, с одной стороны, выступает как основа интеграции всего содержания, а с другой – сохраняет логику каждого раздела, что позволяет реализовывать системный подход к педагогическому процессу. Содержание занятий может изменяться и переноситься на другое время самим воспитателем. Учебно-методический план состоит из семи разделов, каждый раздел предусматривает несколько взаимосвязанных тем.

При использовании материала важно, чтобы был творческий подход, и учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка.

Поскольку ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игра, важно подбирать и продумывать такое содержание, реализация которого формирует представления о нравственных ценностях, предлагает возможность нравственного выбора.

Важно развивать в детях способность видеть в поступках героев книг и мультфильмов, окружающих только хорошее. Маленького человека следует ориентировать на созерцание доброго, положительного. Важно учить его прощать и просить прощения, поддерживать товарища, помогать ему, находить выход из сложившейся ситуации, а не смеяться над ним.

Процессуальная

часть

обучения

III.

Введение.

Дошкольный возраст - особо ответственный период воспитания ребенка является возрастом первоначального становления личности. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Дети постоянно сравнивают себя со взрослыми, стараются подражать им и на основе этого сравнения вырабатывают мнение о себе, своих способностях и возможностях, чертах своего характера и человеческих качествах.

В начале учебного года было проведено обследование, которое выявило взаимоотношения детей в процессе общения со сверстниками, со взрослыми, родителями и младшими детьми. Для этого провела:

тестирование «Лестница»,

«Два домика»,

«Что значит быть воспитанным» и др.

анкетирование для родителей: «Хорошие ли Вы родители?», «Знаете ли

Вы главные достоинства и недостатки своего ребенка?», «Какай Вы

родитель?»и др.

диагностику речевого развития (по методике экспресс-анализа и оценки детской деятельности под ред. О. А. Сафоновой).

При проведении теста «Что значит быть воспитанным» ребенку предлагалось ответить на вопросы-предложения: «Быть хорошим - это.», «Кто и почему нравится?» и т. п. В результате обследования выяснила, что содержание вопроса «Быть хорошим это.» дети раскладывают на такие ответы как «слушаться взрослых», «не обманывать», «не быть жадным». Такие ответы отмечаются почти у всех детей. А на вопрос «Кто и почему нравится» дети отвечают «все знает», «слушается всех, спокойный», «не ломает игрушки», «хорошо ведет себя на занятиях».

Проведя мониторинговые исследования по определенным критериям нравственных качеств, проанализировав ответы детей, были определены основные направления работы, которые легли в основу разработки учебно-методического плана.

Темы занятий систематизированы в виде последовательных сфер, окружающих человека по принципу того, как ребенок открывает для себя мир:

ребенок – мир познания;

ребенок – языки общения;

ребенок – тайна моего «Я»;

ребенок – этот странный взрослый мир;

ребенок – как мы видим друг друга;

ребенок – культура общения;

ребенок – мальчик и девочка.

Итак, в своей работе по формированию навыков культуры общения и положительных взаимоотношений детей, я выделила семь разделов и отразила их в своем учебно-методическом плане. Основной упор я сделала на проведение интегрированных занятий, сочетающих в себе разные виды деятельности.

Работа проводилась по трем основным блокам.

3.1 Организация работы по формированию нравственно - ценного поведения и культуры общения в блоке

«Воспитатель - Дети»:

Подобрала литературу, разработала темы бесед:

- «Моя мечта», «Какой Я», «Что делать, когда потерялся», «Чем можно

порадовать маму», «Папин портрет», «Семейная фотография» и т. п.

Ряд занятий я посвятила беседам о дружбе. Вместе с детьми мы выяснили, что такое дружба, что значит хорошо дружить, что можно сделать для друга, товарища.

Разработала темы праздников и развлечений:

«От всей души», «День рождения - большой праздник», «День пожилых людей», «День победы» и др. ,

Организовывала экскурсии к памятнику погибших воинов, в музей.

Ежегодно накануне 9 Мая, мы с детьми приходим к памятнику погибших воинов и возлагаем цветы. Это стало доброй традицией моих воспитанников.

Разработала тематические занятия по изодеятельности:

- «Мы мальчики и девочки», «Мой лучший друг», «Подарки бабушкам и

дедушкам», «Цвета радуги», «Портрет моего друга», «Любимая игрушка

моего друга», ручной труд «Подарок моему другу» и т. д.

Подобрала к этим разделам игры:

- сюжетно-ролевые;

- дидактические;

- театрализованные;

- подвижные: «Веселый хоровод», «Курица и цыплята», «Карусели»,

«Вспомни имена своих друзей», «Найди свою пару» и др.

Проводя беседы о дружбе, товариществе, взаимопомощи, ответственности, дети знакомились с произведениями: «На льдине» Б. Жидкова, «Вовка - добрая душа» А. Барто, «Друзья познаются в беде» С. Михалкова, «Фантазеры», «Про репку» Н. Носова.

Немаловажное значение уделяла знакомству с моральными чертами характера на конкретных примерах из жизни с помощью героев сказок

(«Заюшкина избушка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др, стихотворений (А. Кондратьева «Добрый день»,З. Мошковская «Вежливое слово», «Жадина», Л. Квитко «Бабушкины руки»и др., разыгрывая этюды («Поссорились-помирились», «Гномики на полянке», «Любящий сын», Маме улыбнемся»).

Обыгрывая венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка», дети обсуждали такие черты как жадность и щедрость; трудолюбие и лень в английской народной сказке «Три поросенка» и в русской народной сказке «Морозко»; аккуратность и неряшливость в сказках К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе».

Как правило, дети хорошо знают правила поведения. Но не всегда их выполняют. Например, прослушав сказку Ш. Перро «Золушка» и русскую народную сказку «Иван-Крестьянский сын и Чудо-Юдо», дети называют положительные черты характера Золушки и Ивана, находят отрицательные черты у ее сестер и братьев Ивана. Когда детям после прочтения сказки задаешь вопросы: «Кто вам больше всего понравился и почему?» или «На кого бы вы хотели быть похожими?», «Кто вам не понравился в этой сказке?», «Поступали вы когда-нибудь также?», то все дети отвечают, что они хотят быть похожими на положительных сказочных героев и стараются совершать как можно больше хороших поступков.

Знакомя детей со сказкой, стихотворением, рассказом, мы выделяли положительные и отрицательные поступки, черты характера героев, определяли свое отношение к ним. Читая художественные произведения, акцентировала внимание ребят на эмоциональные переживания персонажей, которые попадают в беду или нуждаются в помощи, побуждая детей сопереживать героям.

Сопоставляя действия персонажей, их поступки, дети на примерах учатся эмоционально - чувственно осознавать нравственные нормы и ценности и выражать свое отношение к ним.

Чтобы дети получили дополнительные знания и умения о поведении в общественных местах, на улице, о культуре общения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, организовала в своей группе кружок «Ступеньки нравственности». Работа ведется на основе перспективного плана, в игровой форме.

3.2 Организация работы по формированию нравственно - ценного поведения и культуры общения в блоке

«Воспитатель-Родитель»

Работа по формированию навыков культуры общения и положительных взаимоотношений у детей предполагает обязательное подключение ближайшего окружения ребенка – родителей и близких ему родных. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие ребенка. Ведь в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складываются ощущения благополучия и неблагополучия, которые в некоторой степени могут помочь предположить, кем станет ребенок в будущем. Поэтому только единые требования родителей и педагогов принесут положительные результаты. Необходимо формировать выработку согласованных воспитательных задач и методов педагогического воздействия. В этом случае важно:

содействовать формированию у родителей ответственности за создание благоприятного психологического семейного климата;

обогащать родителей знаниями детской психологий и педагогики, педагогической этике;

раскрыть особенности формирования нравственных ценностных ориентаций, с тем чтобы действовать совместно и согласованно в таких формах, как родительские собрания, беседы, консультации, лекции, тематические встречи, дни семейного отдыха; организация «почтового ящика» для писем, на которые можно получить на возникшую проблему от воспитателя и психолога.

Поэтому с родителями были проведены беседы, консультации на темы: «Поведение ребенка дома», «Как воспитывать нравственные качества у детей», «Если ребенок капризничает». Пропагандировала и подбирала литературу по нравственному воспитанию, культуре общения, этикету для родителей.

Было проведено анкетирование родителей на тему: «Знаете ли вы достоинства и недостатки своего ребенка?», тест- игра «Какой вы родитель?», с помощью которых выяснилось, какие качества они хотят воспитывать у детей. Среди первых они назвали честность и доброту. Родители больше стали интересоваться нравственной стороной воспитания своего ребенка, спрашивают совета, интересуются поведением ребенка в детском саду, его взаимоотношениями со сверстниками, с взрослыми. На собраниях они являются не пассивными слушателями, а ведут дискуссии, обмениваются опытом в решении проблемных ситуаций в воспитании детей. Родители больше стали принимать участия в жизни детского сада, посещают праздники, развлечения и принимают активное участие в них.

3.3 Организация работы по формированию нравственно - ценного поведения и культуры общения в блоке

«Воспитатель-Педагог»

Работа по воспитанию положительных взаимоотношений требует ежедневного подкрепления, большого внимания, выдержки и честности, справедливости со стороны воспитателя.

В своей работе с детьми педагоги должны занимать следующие позиции:

позицию тьютора (помощника, советчика, сотворца);

педагога-конструктора образовательного пространства, создающего среду для комфортного пребывания ребенка в детском саду;

педагога-экспериментатора (совместно с детьми);

педагога-тренера (отрабатывать с детьми знакомый, пройденный

материал).

Кроме того, ребенку необходимо предоставлять свободу выбора:

партнера;

места деятельности;

материала;

способов деятельности;

видов деятельности;

результата деятельности.

Только при выполнении всех этих условий будет виден успех.

Проводя углубленную работу по формированию нравственно – ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста, постоянно делюсь опытом со своими коллегами в детском саду, районе и Республике. Принимаю участие в педсоветах, консультациях, показываю открытые мероприятия, праздники, развлечения, занятия для методического объединения воспитателей детских садов Республики и района.

Формы реализации педагогической технологии:

проведение семинара – практикума для работников дошкольных учреждений 27.02.2008 г. в рамках районного семинара «Интеграция базового и этнокультурного образования в ДОУ»;

выступление на курсах повышения квалификации воспитателей ДОУ «Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении» 2 ноября 2007 года в ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» на тему «Формирование навыков общения и положительных взаимоотношений у детей дошкольного возраста»;

показ занятий для сотрудников детского сада «Путешествие в страну этикета», интегрированного занятия «Карлсон в гостях у детей»;

показ открытого интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»» 26 марта 2008 года в рамках аккредитации ДОУ;

проведение мастер – класса 23мая 2008 года по заявке ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» по теме «Скатерть самобранка» перед слушателями курсов повышения квалификации ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования» для учителей марийского языка ДОУ;

проведение консультации перед коллегами детского сада: «Вежливость и речевой этикет», «Что такое вежливость?»;

публикация материалов из опыта работы по данной теме в печати: издание книги в соавторстве с педагогами детского сада «Наше будущее в детях»;

публикация материалов из опыта работы по данной теме в печати: издание книги в соавторстве с педагогами детского сада «Обучаем, развиваем, воспитываем»;

публикация материала в журнале «Дошкольное воспитание» № 6 – 2008г. Статья «Играя, растем и становимся вежливее»;

работа с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, посещение детей дома, совместные прогулки, посещение кино, праздники, развлечения, изготовление игрушек и пособий для детского сада;

показ открытого интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «По мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка»» 20 июня 2007 года на районном конкурсе «Лучший воспитатель года».

Каких же успехов я добилась за время проведения этой работы?

Я могу сказать, что дети в моей группе стали спокойнее, дружнее, внимательнее друг к другу, атмосфера в группе стала доброжелательной. С большим вниманием дети относятся к взрослым и своим товарищам, они всегда подают стул пришедшему к ним в группу взрослому. Стали вежливее общаться друг с другом и с взрослыми. В играх умеют самостоятельно распределять роли, оценивать сверстников по деловым качествам, в основном, все стали играть дружно, договариваться между собой.

Стало доброй традицией готовить подарки, театрализованные представления и концерты для малышей детского сада и ветеранов труда.

Я стремлюсь к тому, чтобы каждый мой воспитанник, кем бы он в будущем ни стал, стремился жить честно и достойно, чтобы мне было бы не жаль ни одного дня, ни всей своей жизни, отданной детям. Я стремлюсь, чтобы строки:

«Без памяти - нет традиций,

Без традиций - нет культуры,

Без культуры - нет воспитания,

Без воспитания - нет духовности,

Без духовности - нет личности,

Без личности - нет народа»

остались в сердцах моих детей.

Я очень хочу, чтобы моя любовь согрела детские души в трудные минуты жизни; нравственные качества, привитые мною, мои знания, опыт помогли моим воспитанникам стать достойными гражданами своей страны.

Эту работу я буду продолжать и в дальнейшем.

Библиографический список

1. Антонова, Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Л. Г. Антонова. - Ярославль: Академия развития, 1997г.

2. Агафонов, А. П. Воспитание ребенка-дошкольника в игре. Под. ред. Т. А. Мурковой. / А. П. Агафонов. - Издательство «Академии педагогических наук РСФСР», Москва, 1958г.

3. Богуславская, Н. Е., Купина, Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). / Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина - Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000г.

4. Дрозд, Л. Н., Щиряков, Н. Н. Нравственное воспитание детей в семье. / Л. Н. Дрозд, Н. Н. Щиряков. - Издательство «Народная асвета», Минск, 1976г.

5. Князева, О. Л., Стеркина, Р. Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-экономическому развитию детей дошкольного возраста. / О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М. : Дрофа, Д и К, 1999г. - (Маленький человек и большой мир).

6. Камычек, Я. Вежливость на каждый день. (Пер. с польского). Изд. 3-е. / Я. Камычек. - М. : Знание, 1988г.

7. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986г.

8. Любина, Г. В. Как тебя зовут? / Г. В. Любина. //Дошкольное воспитание. -1997- №8.-с. 7-12.

9. Малетина, Н. Комплименты? Да! / Н. Малетина. //Дошкольное воспитание. - 1999. -№4.-с. 19-25.

10. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. / В. М. Минаева. - М. : АРКТИ, 1999г.

11. Нечаева, В. Т., Маркова, Т. А. и другие. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. / В. Т. Нечаева, Т. А. Маркова и другие. - М. : Просвещение, 1968г.

12. Нечаева, В. Г. Опыт нравственного воспитания в детском саду. / В. Г. Нечаева. - Издательство «Просвещение», Москва, 1964г.

13. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя детского сада. / Л. Ф. Островская. - М. : Просвещение, 1987г.

14. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. / С. В. Петерина. - М. : Просвещение, 1986г.

15. Репина, Т. А. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт

социально-психологического исследования. / Т. А. Репина. - М. :

Педагогика, 1978г.

16. Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада. / - М. : Просвещение, 1993г.

17. Формановская, Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении. / Н. И. Формановская. - М. : Знание, 1987г.

18. Котырло, В. К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье. / В. К. Котырло. - М. : Педагогика, 1987г.

19. Шипицина, Л. М., Защиринская, О. В., Воронова, А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. Для детей от 3 до 6 лет. / Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. - «Детство - ПРЕСС», 1998г.

Публикации по теме:

Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. Педагогическая технология.

Педагогические технологии В блоге светланы Логиновой Педагогические технологии. Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 2 февраля 2013 в 18:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая технология «Формирование нравственно-ценного поведения и культуры общения детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Виногорова (УИ 67570) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД