Папки-передвижки

Педагогические и дидактические особенности организации и проведения игр с природным материалом в старшей группе ДОУ

Татьяна Челомбитко
Педагогические и дидактические особенности организации и проведения игр с природным материалом в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Основой организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста с природным материалом являются дидактические принципы, такие как: систематичность, последовательность, доступность и др. На процесс игры или изготовление игрушек из природного материала, оказывают влияние методические действия педагога. Кроме того, имеет существенное значение уровень интеллектуального развития дошкольника, степень развития представлений, память, воображение, а также способность к анализу образца, планированию этапов игры, адекватной оценки результатов своего труда. При планировании игры необходимо учитывать степень сформированности у дошкольников определенных практических навыков и умений работы с материалами и инструментами. Нужно отметить, что игра с природным материалом развивает у ребенка такие качества, как: настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, умение работать в команде и т. п.

Публикация «Педагогические и дидактические особенности организации и проведения игр с природным материалом в старшей группе ДОУ» размещена в разделах

Педагог должен внимательно следить за тем, чтобы на протяжении всего занятия, дети принимали активное в нем участие и оставались в хорошем настроении. Для этого нужно принимать во внимание возможности и способности детей на начальной стадии организации работы в старшей группе дошкольного учреждения. Педагогу следует понимать, как дети приучены к ручному труду, любят ли они работать с природными материалами, и чему обучены. Одновременно необходимо развивать познавательный интерес у детей к природным материалам, стремление взаимодействовать друг с другом в процессе игры, искать и находить в знакомых его формах новые очертания. Более того, педагог должен понимать, что интерес дошкольника к данному виду игровой деятельности становится фундаментом развития положительного отношения к труду и к командной работе.

Для того, чтобы привить дошкольникам радость труда, целесообразно показывать им уже выполненные их ровесниками поделки из природных материалов. Как правило, детям тут же хочется попробовать свои силы, а некоторые дети, у которых особо хорошо развито творческое воображение, сразу придумывают варианты для совершенно новых игр или поделок. Педагогам следует устраивать такие выставки, которые можно назвать, например: «Без скуки на все руки», «Золотые руки», «Природная сокровищница» и т. п.

У детей, которые видят, как трудятся окружающие люди, возникает стремление тоже сделать что-то полезное для других, подарить людям радость результатов своего труда, например, сделать своими руками подарок для мамы или бабушки, смастерить гирлянды для декора комнаты и т. п.

Дети должны понимать, что на конечный результат оказывает влияние как действия всей группы, так и каждого в отдельности. Педагог, проводящий игровые занятия с природными материалами, должен показать группе преимущества командной работы, тогда дети будут с большим энтузиазмом овладевать новыми навыками и стараться работать сплоченно, для достижения общей цели, тогда они начнут распределять обязанности между собой и каждый будет готов пойти на компромисс, уступив товарищу ради достижения общей цели.

При проведении игр с природными материалами, педагог должен внимательно следить за действиями детей, распределять обязанности в группе, показывать, как и что делать, особенно, если у детей не сразу получается выполнять все правильно. Однако, чтобы не подавлять творческое развитие детей и не навязывать своего мнения, педагог также должен быть внутри процесса игры, то есть, обладать обязанностями и также нести ответственность за результат общего дела. В таком случае дети не будут воспринимать советы педагога как приказ, а игра станет эмоциональней и увлекательнее. Когда у детей накопится определенный опыт работы в команде, педагог может не принимать участия в ней. Основной целью педагога при организации игры является координация детей, а не подавление их воли, педагог должен помочь ребятам создать группы, принимая во внимание индивидуальные особенности, коммуникацию между детьми и даже темперамент. Например, не целесообразно для такой деятельности включать в одну группу детей, не ладящих между собой, так как они не подружатся, а лишь будут нарушать дисциплину, и отвлекать других. В процессе игры, педагог может предложить провести соревнование на самую оригинальную или красивую поделку. В дальнейшем, детям необходимо предоставить возможность самостоятельно распределять обязанности в процессе игры.

Игровая деятельность, ориентированная на созидание, приобретает большую эффективность, если дети имеют возможность осуществлять ее и в других видах деятельности. В частности, использование природного материала (различных семян, скорлупок орехов, мха, желудей, их чашечек и др.) целесообразно ввести на занятия по лепке. Кроме того, дошкольники любят делать аппликации из семян, например, кабачков или даже арбуза или засушенных листьев. На таких игровых занятиях дети знакомятся с новым для них приемом создания аппликации, при котором необходимо наносить клей не на элемент, а на место, которое предполагается для него в аппликации. Нужно отметить, что игра «Пластилиновые чудеса» развивает у детей не только творческое воображение и способность к ручному труду, но и развивает мелкую моторику рук, что благотворно сказывается на общем интеллектуальном развитии. Во время этой игры детям предлагается выложить мозаичные узоры из различных семян на покрытые пластилином дощечки. Нужно отметить, что семена предварительно необходимо окрасить тушью в разные цвета.

Организуя игровую деятельность с природным материалом, педагог должен руководствоваться уровнем знаний и практических умений, который сформирован на занятиях по изобразительной деятельности, аппликации, а также принимать во внимание уровень элементарных математических представлений и способность к ручному труду. Целесообразно обращаться и к художественной литературе. Дети дошкольного возраста характеризуются высоким уровнем восприимчивости и впечатлительности, соответственно, произведения художественной литературы оказывают влияние на интеллект и их эмоциональную сферу, обогащая художественный вкус и развивая эмоциональную сферу.

Прежде чем приступить к играм с природным материалом, педагогу следует провести с дошкольниками экскурсии в природу, например, экскурсии можно проводить в лесу, парке, ботаническом саду, у реки и т. д. На таких экскурсиях педагог обучает дошкольников замечать неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав.

На экскурсии педагог должен рассказать дошкольникам о лесных богатствах нашей страны, о том, что российские леса представлены многочисленными породами деревьев, большая часть которых используется в народном хозяйстве. Спиленные деревья сплавляются по воде, перевозятся по железной дороге. Дети должны знать, что древесина используется при строительстве, изготовлении мебели и множества вещей, которые необходимы людям. Таким образом, дети, помимо игры, получат новые сведения о пользе лесов и добычи древесины, а также начальные знания об экологии. В частности о том, что деревья помогают нашей планете «дышать», а потому необходимо ухаживать за деревьями, сажать новые и др.

Публикации по теме:

Поделки из овощей и природного материалаПоделки из овощей и природного материала Вот и наступила осень! Время поделок из природного материала. Изготовление поделок из природного материала — увлекательное занятие. Оно.

Рабочая программапо развитию мелкой моторики у дошкольников подготовительной группы. «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики руки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические и дидактические особенности организации и проведения игр с природным материалом в старшей группе ДОУ
Опубликовано: 6 ноября 2014 в 16:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические и дидактические особенности организации и проведения игр с природным материалом в старшей группе ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Челомбитко (УИ 16060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД