Приложение МААМ

Педагогические конфликты и способы их разрешения

Наталья Эккель
Педагогические конфликты и способы их разрешения
▼ Скачать + Заказать документы

УДК 37.013.2

Н. В. ЭККЕЛЬ

Педагогические конфликты и способы их разрешения

В статье рассмотрена проблема конфликтов в педколлективе. Проведен эксперимент по выявлению уровня конфликтности между воспитателями в одном из детских садов, на основе которого сделаны выводы и рекомендации по поддержанию климата в коллективе.

Публикация «Педагогические конфликты и способы их разрешения» размещена в разделах

В развитии отечественной педагогики в настоящее время наблюдается качественно новый этап. Проблема обновления современной системы образования связана со сменой педагогической парадигмы, направленной на гуманизацию педагогической науки и школьной практики. Однако, переходя к новым формам и методам воспитания и обучения, современный педагог должен сознавать ценность педагогических идей и опыта, накопленных в прошлом [1].

Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческий отношений и поэтому существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.

Гуманистическое направление в педагогике, прежде всего, заключается в том, чтобы изжить авторитарные формы общения и искать путь к отношениям на основе сотрудничества. В процессе педагогического взаимодействия часто наблюдается отсутствие взаимопонимания и возникновение конфликтов между всеми участниками педагогического процесса : учениками, учителями, родителями и др. Для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Педагогу необходимо создать благоприятную, благожелательную атмосферу в группе, так как неблагоприятный климат затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь в учебном заведении. Атмосферу межличностных отношений создают сами люди. Своими поступками они могут нарушить оптимальную пропорцию составляющих ее элементов. Но в силах преподавателя изменить ее так, чтобы установился климат, благоприятствующий личностному развитию и равноправному существованию всего педагогического коллектива. К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позво-ляющий исследовать проблему конфликта в различных аспектах [2].

Актуальность теории конфликтологии в том, что для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждому его члену необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.

Были проведены эмпирические исследования по оценке уровня конфликтности и социально-психологической адаптации в отдельном педагогическом коллективе [3].

Основными задачами являлись:

1. Выявление в выбранном педагогическом коллективе степени адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности;

2. Определения уровня социально-психологического климата в выбранном педагогическом коллективе;

3. Определения уровня конфликтности в выбранном педагогическом коллективе.

Исследовательская работа была проведена в МДОУ детском саду «Берёзка» в городе Слободской Кировской области в октябре 2016 года. В эксперименте участвовал коллектив работников детского сада из числа ад-министративного и педагогического персонала в количестве 17 человек (возраст от 25 лет до 69 лет).

В обследовании были использованы следующие методики:

методика К. Н. Томаса («Оценка способов реагирования в кон-фликте»);

методика «Оценка психологического климата в педагогическом коллективе»;

«Тест на оценку уровня конфликтности личности».

В результате проведения методики К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации выяснено, что самым распространенным стилем поведения в конфликтной ситуации является стиль избегания (125 выборов или 27%). На втором месте стиль компромисс – 110 выбора или 24%, на третьем – приспособление – 90 выборов или 20%, на четвертом – сотрудничество – 88 выборов или 19%, на последнем месте – соперничество – 44 выбора или 10%.

Данные, полученные при обследовании по методике К. представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1.

До 30 лет 30-50 Больше 50 лет

Кол-во выборов % Кол-во выборов % Кол-во выборов %

Соперничество 15 26 20 9 9 5

Сотрудничество 10 16 49 21 29 17

Компромисс 13 22 58 25 39 23

Избежание 8 13 66 29 55 32

Приспособление 14 23 37 16 39 23

Сравнительный анализ стилей поведения в конфликтной ситуации между педагогами в зависимости от возраста представлен на гистограмме, изображённой на рисунке 1.

Рисунок 1 – Структура самосознания

Сделаны следующие выводы: до 30 лет преобладает соперничество, от 30 до 50 лет, и после 50 лет преобладает избежание. По этому можно судить о том, что до 30-летнего возраста еще полностью не сформировано представление о педагогической деятельности и о способах общения, как с учениками так и с педагогическим коллективом. В возрастной промежуток от 30 до 50 лет, и после 50 лет характеризуется тем, что противоречия, лежащее в основе конфликта, учителя не признают вообще как реально существующие. Также можно предположить, что большинство учителей данной школы имеют сниженную самооценку и недостаточно развитый социальный интеллект, что может породить усиление внутренних конфликтов.

Выделены следующие направления по решению межличностных конфликтов в педагогическом коллективе [4] :

1. Лучший способ разрешить конфликт – это предотвратить конфликт. Поэтому ниже приведены рекомендации педагогам и другим работникам являющихся неотъемлемой частью педагогического коллектива по профилактике педагогических конфликтов.

2. "Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию" (Дейл Карнеги). Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь.

3. "Задержите реакцию!" Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. "Факт незамечания" явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность.

4. "Переведи реакцию!" Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Реализуется этот прием технически через выполнение повседневных действий (обращение с приветствием, работа с документацией, взгляд в окно и т. д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой. Этим снижается "замысел" борьбы.

5. "Будь рационализатором!" Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Очень важно из конфликтной ситуации выйти с достоинством.

6. "Будь парадоксальным!" Постарайтесь при случае обратить коварный замысел оппонента на пользу себе и делу. Желательно так "разложить" суть ситуации, чтобы еще и поблагодарить нарушителя за помощь (с иронией, естественно).

Таким образом, проведённое эмпирическое исследование на выявление в выбранном педагогическом коллективе степени адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности, уровня социально-психологического климата и уровня конфликтности, используя методику К. Н. Томаса показал, что у опрошенных до 30 лет преобладает соперничество, от 30 до 50 лет, и после 50 лет преобладает избежание.

Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.

Стиль поведения в конкретном конфликте, также определяется той мерой, в которой педагог хочет удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Констатировано, что практическая готовность педагога к разрешению конфликтов в педагогическом коллективе представляет собой интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты.

Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства.

Список литературы.

1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981.

2. Алешина Ю. Е. Проблемы теории и практики медиации участников // Личность, общение, групповые процессы: Сб. обзоров. – М. : ИНИОН, 1991. – С. 90-100.

3. Андреев В. И. Основы педагогической конфликтологии. - М., 1995.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ. - СПб., 1992.

5. Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М. : Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.

Публикации по теме:

Конфликты в профессиональной деятельности педагога ДОУ и конструктивные способы их преодоления СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ТЕМА: «Конфликты в профессиональной деятельности педагога ДОУ и конструктивные способы их преодоления» ЦЕЛЬ: выстраивание.

Детские конфликты В детском саду конфликтные ситуации неизбежны. В дошкольном возрасте детей важно научить находить компромисс, также важно отстаивать свою.

II часть. Третьяковская картинная галерея — в Белгороде! Идем и фотографируем, с разрешения…II часть. Третьяковская картинная галерея — в Белгороде! Идем и фотографируем, с разрешения… Превосходный портрет: дочь мастера Ильи Ефимовича Репина, в исполнении автора. Затаив дыхание и словно попав в мастерские самих авторов,.

Конфликты. Пути их разрешения Конфликты. Пути их разрешения. (Тренинговое занятие из цикла «Профилактика синдрома профессионального выгорания») Подготовила педагог-психолог.

Консультация для педагогов «Необходимые предпосылки разрешения конфликтов» Уважение других и себя самого. В каждом человеке есть положительное начало, которое нужно выявить. Низкая, негативная самооценка часто приводит.

Консультация для педагогов «Конфликты в нашей жизни» Конфликты в нашей жизни Конфликт – это столкновение разноправных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия,.

План-конспект к видео-тренингу для педагогов «Конфликты и способы их разрешения» Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Пчелка» План-конспект психологического видео-тренинга.

Протокол родительского собрания «Детские конфликты. Агрессивность у детей» Протокол родительского собрания №3 от 10 февраля 2017 г. Приглашена: Социальный педагог Никипелова О. В. Списочный состав 23 чел. Присутствовало.

Супружеские конфликты и дети Возникновение конфликтных ситуаций в семье кажется неизбежным. Однако конфликт – это нормальная и даже необходимая составляющая семейной.

Выступление на педсовете «Причины конфликта «воспитатель и родитель». И пути разрешения» Выступление на педсовете 1. Причины конфликта воспитатель и родитель. И пути разрешения. 2. Взрослые смеются над детьми, которые в своё.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические конфликты и способы их разрешения
Опубликовано: 10 апреля 2017 в 15:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические конфликты и способы их разрешения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Эккель (УИ 147644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД