Галина Козлова
Педагогические пути преодоления отставания у детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Компенсация психологического недоразвития детей с ЗПР возможна только при всестороннем развитии такого ребенка на основе сохранных сторон его психики. Учитывая сохранные функции и опираясь на них в построении педагогического процесса, необходимо знать, какое место занимают эти функции в общем психическом развитии ребенка, чтобы определить, какие нарушенные функции можно коррегировать на базе сохранных.
Публикация «Педагогические пути преодоления отставания у детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Организацию коррекционной работы в дошкольном учреждении для детей с ЗПР необходимо начинать с правильной организации общего и охранительного педагогического режима. Режим учения, игры, отдыха ребенка должен быть организован так, чтобы были обеспечены оптимальные возможности для его физического и психического развития. Правильно организованный общий режим – одно из условий успешной коррекционной и педагогической работы. Кроме того, в учреждениях, где находятся дети с ЗПР, должен соблюдаться и охранительный режим, основная задача которого – охрана нервной системы детей, т. к. нервная система детей с ЗПР склонна к быстрому утомлению и истощению, у них понижена выносливость, особенно в области умственной деятельности.
Для правильной организации охранительного режима необходимо:
• устранить умственные перегрузки (определить возможную дозировку материала на занятии и вне его);
• правильно чередовать и сочетать интеллектуальную работу с другими видами деятельности внутри занятия и в течение всего дня;
• соблюдать гигиенические требования (режим проветривания, освещения, подборка мебели в соответствии с ростом ребенка и т. п.);
• правильно и эффективно использовать наиболее продуктивные для умственной деятельности дни недели и время дня (вторник, среда, четверг; первая половина дня);
• правильно сочетать работу и отдых ребенка в ходе различных видов деятельности и между ними;
• чередовать сложные задания с менее сложными, интересные – с менее интересными внутри одного занятия;
• обеспечить снятие возбуждения и напряжения в начале занятия (начинать занятие только после того, как дети успокоились, и у них снялось нервное и мышечное напряжение).
Нарушение педагогического и охранительного режима, несоблюдение норм нагрузки влекут за собой перенапряжение нервной системы у детей с ЗПР, их утомление и переутомление и как результат - срыв нервной системы, изменение в психической деятельности ребенка.
Необходимо так же разъяснить родителям необходимость соблюдения охранительного режима в домашних условиях.
У детей с ЗПР на каждом возрастном этапе происходит недоразвитие таких психических функций, как восприятие, память, мышление, имеется задержка речевого развития и моторики. Исходя из этого, возникает необходимость организации специального обучения, проводимого как в группе, так и индивидуально, другими словами, нужна профилактическая и коррекционная работа.
В ходе специального обучения нужно не ребенка приспосабливать к программе, к педагогу, а педагогу приспособиться к ребенку, к его дефекту и согласно этого подбирать материал, определять приемы работы, способы объяснения, свое поведение относительно каждого ребенка. На занятии должны быть созданы такие условия, которые позволяют каждому ребенку наилучшим образом использовать свои возможности и сохранные функции. В ходе занятия необходимо постоянно контролировать эффективность усвоения детьми материала и качество выполнения задания.
На индивидуальных занятиях надо учитывать не только уровень развития ребенка, особенности его дефекта, но и сформированы или нет у него необходимые навыки.
Подобранный для занятия материал должен соответствовать уровню развития детей и быть им доступным, что можно сделать только при условии знания «зоны ближайшего развития» каждого ребенка.
Что же необходимо для успешного проведения коррекционной работы:
• хорошее знание педагогом существующей программы обучения ребенка;
• постепенное расширение знаний, усложнение материала, совершенствование умений и навыков у ребенка;
• предусмотрение возможных затруднений в ходе проведения занятия, выяснение их причин, для организации своевременной помощи ребенку;
• в ходе занятия учитывать эмоциональное состояние детей, необходимо приспособить форму преподнесения задания к особенностям реакции каждого ребенка;
• в начале занятия снять возбуждение или заторможенность, напряжение, утомление у ребенка, после чего фиксировать его внимание, установить с ним контакт;
• материал для повторения должен находиться в пределах возможностей и знаний каждого ребенка, в пределах его опыта;
• до выполнения задания необходимо дать соответствующую инструкцию, при необходимости продублировать ее при фронтальной и индивидуальной работе;
• в ходе занятия постараться определить причину его невыполнения данным ребенком (неправильная подборка материала, несформированность у ребенка необходимого навыка, повышенное утомление, материал вне «зоны ближайшего развития» и т. д.);
• порядок предъявления заданий должен соответствовать последовательности развития психических функций (например, сначала для изучения предъявляется натуральный предмет, а лишь затем его изображение);
• периодически в ходе занятия снимать утомление и напряжение у детей.
В процессе предъявления заданий необходимо убедиться, что ребенок понимает, что от него требуют, что он должен сделать и каким способом. Очень важно в ходе занятий следить за выражением лица ребенка, осмысленностью его взгляда. При необходимости использовать разнообразные меры помощи: повторение инструкции, поощрение ребенка в ходе выполнения задания, наводящие вопросы, показ, обучение способу деятельности.
При организации коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо исходить из того, что ведущий вид деятельности дошкольника – игра, следовательно, наибольшую эффективность педагогический процесс будет иметь, если он реализуется в ситуации игры.
Определяя пути и методы компенсации дефекта у детей с ЗПР, необходимо опираться на совместное использовании нарушенных и сохранных функций: слухо-зрительной, слухо-моторной, сочетании движений пальцев рук с движением глаз, включение речевого сопровождения.
Одним из важных путей компенсации дефекта у детей с ЗПР является предметно-практическая деятельность (наблюдение за предметами, установление сначала различия, затем сходства предметов, активная деятельность ребенка с предметами).
Дети с ЗПР отличаются неустойчивостью внимания, быстро отвлекаются, поэтому их внимание необходимо стимулировать интересными заданиями, чередованием заданий. Смена видов деятельности, в среднем, должна происходить через каждые 7-10 минут. Для стимуляции внимания используются красочные пособия, игровые моменты и т. п.
Выбирая пути организации коррекционной работы с детьми с ЗПР, нужно исходить из того, что у ребенка тот или иной дефект сказывается на всем ходе его развития, нарушение одного процесса влечет за собой недоразвитие, изменение в развитии всех зависящих от него функций, поэтому очень важно определить первичные и вторичные нарушения психических функций [1, c. 7].
Только точное знание психологических особенностей детей с ЗПР, учет индивидуальных возможностей ребенка, соблюдение педагогических условий компенсации дефекта и умение применить их на практике, является непременным условием эффективности коррекционно-развивающего процесса, возможностью преодоления низкого уровня способностей к усвоению знаний у детей с ЗПР.
Список литературы:
1. Борякова Н. Ю., Касицына М. А., Секачев М. В. Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. Организационный аспект – М. : ИОИ, 2004.- 7, 12 с.
2. Власова Т. А. Задержка психического развития детей и пути ее преодоления – М., 1976. – 15 с.
3. Дробинская А. О. Скоро в школу: Что нужно знать родителям - М. : Школьная Пресса, 2005. – 8 с.
4. Ильина М. Н., Мамайчук И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития - СПб. : Речь, 2004. – 28 с.
5. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития – М. : ТЦ Сфера, 2009 г. – 11 с.