Педагогические условия использования наглядных средств обучения в процессе развития речи детей с диагнозом ФФНР

Виктория
Педагогические условия использования наглядных средств обучения в процессе развития речи детей с диагнозом ФФНР

Постановка проблемы: Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации. В возрасте от 3 до 7 лет закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребёнка. Обобщение исследований педагогов и психологов позволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к обучению. Образовательная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей, в том числе с диагнозом ФФНР скуку. Разнообразие материала можно обеспечить, используя наглядные средства обучения.

Целью статьи - выявить особенности педагогических условий использования наглядных средств обучения, направленных на повышение эффективности процесса развития речи детей с диагнозом ФФНР старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала исследования. Теоретический анализ различных литературных источников позволил предположить, что: наглядность является одним из главных средств обучения дошкольников на протяжении всего воспитательного и образовательного процесса. Использование наглядности на занятиях обусловлено психо-физиологическими особенностями детей дошкольной возрастной группы.

Выводы. Таким образом, на сегодняшний день наглядность может выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование разнообразных реалистических представлений проходит особенно успешно, если воспитатель постоянно использует различные формы наглядности.

Аннотация. Статья посвящена существующей на сегодняшний день проблеме использования наглядного материала на занятиях по развитию речи с детьми, где рассматриваются вопросы получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья. Также в статье обращается внимание на различные виды наглядного материала.

Ключевые слова: Наглядность, наглядные пособия, дидактический принцип наглядности, Естественная наглядность, экспериментальная наглядность, картинная и картинно - динамическая наглядность объемная наглядность,фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) ротацизм, ламбдацизм.

Annotation. The article is devoted to the existing problem of the use of visual material in the classroom for the development of speech with children FFNR, which deals with the issues of education for persons with disabilities. The article also draws attention to different types of visual material.

Key words: Visibility, Visual AIDS, didactic principle of clarity, Natural clarity, experimental visualization, art and picturesquely dynamic volumetric visibility visibility, phonetic and phonemic underdevelopment of speech (FFNR) rhotacism, lambdacism.

Применение наглядных средств обучения на занятиях в детском саду плодотворно сказывается на результате процесса обучения, на усвоении знаний. Г. Г. Петроченко, дала определение понятию наглядность. «Наглядность – это путь, средство, ведущее к развитию мышления» [12].

По мнению Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова, «Наглядность– это свойство психических образов объектов познания, выражающее степень доступности и понятности этих образов для познающего субъекта; один из принципов обучения. Наглядность – это компонент обучения ребенка дошкольного возраста, который может помочь ему качественно усвоить изучаемый материал. Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребенка и обеспечивает переход от конкретного к абстрактному и формирует учебную деятельность»[6].

«Наглядные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде». Наглядные пособия используются в детском саду на различных этапах обучения: при объяснении воспитателем нового материала, при закреплении его, во время повторения изученного материала[6].

Наглядные учебные пособия должны соответствовать содержанию программ, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям детей, а также удовлетворять определённым эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования.

По способам изображения различают: образные наглядные учебные пособия, показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, иллюстративные таблицы и др., и схематические условные наглядные учебные пособия, передающие в предмете или явлении только самое главное, основное, в известной логической обработке и с использованием условных графических знаков, условной раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы и др.).

Дидактический принцип наглядности является ведущим в обучении, но его, как и в познании, следует понимать шире, чем возможность зрительного восприятия.

Особую роль наглядность играет в обучении детей младшего дошкольного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные, слуховые и т. д., средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

При изучении методической литературы нами было выявлено, что в зависимости от дидактических функций различаются следующие виды наглядности: [9]

–Естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция – знакомство учащихся с реальными объектами природы;

–Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); функция - знакомство с явлениями и процессами в ходе опытов, наблюдений;

–Картинная и картинно - динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить с какими-то фактами, предметами, явлениями через их отображение;

–Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); функция - знакомство с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение играет роль в восприятии;

–Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция - воспроизведение звуковых образов;

–Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); функция – развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира;

–Смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм; функция –воссоздание наиболее полного живого отображения действительности.

Средства наглядности могут выступать в роли источника знаний при организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера. В этом случае учитель определяет задание, направляет деятельность детей.

Правильный подбор наглядности в значительной степени предопределяет успех всего коррекционно-развивающего процесса. Это помогает активизировать речь ребенка на занятии, делает ее более эмоциональной и выразительной.

Главным здесь, безусловно, является повышение мотивации ребенка к правильному выполнению логопедических заданий. Иными словами, ребенку должно быть интересно выполнять поставленные перед ним задачи. Интерес автоматически повышает уровень внимания, активизирует память и стремление к более глубокому познанию изучаемого объекта или явления. Методов зажечь интерес ребенка бесчисленное количество. Но главным обобщающим элементом, лежащим в основе их всех, конечно, является наглядность.

Задачи которые решаются в ходе образовательного процесса на протяжении всех занятий по развитию речи с детьми ФФНР.

1. формирование и развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

2. формирование звукопроизношения;

3. формирование навыков дифференциации звуков;

4. формирование слоговой структуры слова и звуконаполняемости слога;

5. формирование звукослогового анализа и синтеза слова.

Решение поставленных задач осуществляется не только на специально организованных занятиях логопеда и воспитателя, но и в течение всего дня.

«Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков». [8]

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:

-дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;

-дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;

-дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15-20 звуков. ссылка

У детей старшего возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечаются нарушения звукопроизношения, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития.

Причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные [7].

Механические нарушения вызываются органическими дефектами речевого аппарата, его костного и мышечного строения. Это:

– укороченная подъязычная связка;

– малоподвижный язык - большой;

– слишком маленький и узкий язык;

– дефекты строения челюсти:

а) прогнатия;

б) прогения;

в) открытый прямой прикус;

г) открытый боковой прикус;

д) неправильное строение зубов;

неправильное строение неба:

а) готическое - узкое, высокое;

б) низкое, плоское;

в) толстые губы с отвислой нижней губой или укороченной малоподвижной верхней.

Можно сказать что, у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются почти все виды нарушения звукопроизношения: свистящих и шипящих, ротацизм (неправильность в произношении звука "р", ламбдацизм (недостатки произношения звуков лил, дефекты озвончения и смягчения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, и они без помощи логопеда не могут овладеть грамотой.

Таким образом, выбирая подходящий материал, дети обосновывают свой выбор, тем самым, усваивая очертания заданной буквы. Наглядность помогает избежать в школе проблем при овладении письменной речью, делают занятия не только развивающими, но и увлекательными. Использование знаково-символической деятельности на занятиях с детьми помогает им овладеть звуко-буквенным анализом, создаёт предпосылки для развития фонематического восприятия, что является профилактикой трудностей будущего школьника в овладении письменной речью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

1. Гражданский кодекс РФ. От 30.11.1994 N51 – ФЗ (ред. от 01.07.2014)// «Собрание Законодательства РФ», 13.01.1997, № 2, ст. 198.

2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266 – 1 «Об боразовании» (ред. от 02.02.2011).

3. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания».

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования с. 56

Основная литература:

6.. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Опорные конспекты 16 занятий /Н. С. Варенцова. - М.: "Гном-Пресс", "Новая школа", 2016. - 38 с.

7. Коменский Я. А. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Ерофеевой Т. И. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 344 с.

8. Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции специальной педагогики и психологии" - Самара, СГПУ, 2013 - с. 70-83.

9. Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями/ Н. М. Миронова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009-. - 48с.

Интернет-ресурсы:

10. Роль наглядности в обучении [электронный ресурс]/ Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00477599_0.html

11. Принципы дидактической системы Л. В. Занков [ электронный ресурс]// Режим доступа https://studme.org/100889/psihologiya/printsipy_didakticheskoy_sistemy_zankova

12. Методика проведения занятий с детьми в дошкольных образовательных учреждениях [электронный ресурс]// Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/03/18/metodika-provedeniya-besedy-s-detmi-v-doshkolnykh

13. Наглядные учебные пособия [электронный ресурс]// Режим доступа: http://pedagogic.ru/pedenc/item/f00/s01/e0001564/index.shtml

14. М. М. Нудельманом, М. П. Феофановым «Принцип наглядности» [электронный ресурс]// Режим

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Условия использования приемов ТРИЗ технологии в процессе формирования связной речи у детей» Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному.

Опыт работы «Педагогические условия развития тонкой моторики у дошкольников» МУНИЦИПАЛНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ Мастер – класс для педагогов.

Методика использования ИКТ в образовательном процессе с целью развития ведущих сфер личности ребёнка В последнее время современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, давно осознало связь повышения.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Педагогические условия использования наглядных средств обучения в процессе развития речи детей с диагнозом ФФНР
Опубликовано: 11 июня 2019 в 21:21
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Юбилей книги А.М.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Замечательному произведению Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» в этом году исполняется 80 лет. Несмотря на свой возраст книга о волшебной стране, девочке Элли и ее сказочных друзьях не...

18 июня. Международный день баскетбола

18 июня 1932 года была создана международная федерация баскетбола, в первый состав которой вошло всего восемь европейских стран. Это стало важным шагом ко всемирному распространению этого замечательного...

Фотоотчет посещение выставки прикладного искусства в рамках областного фестиваля...
ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей г. Шелехова». Отделение сопровождения замещающих семей. Сегодня наши дети посетили выставку...
Предметно-развивающая среда. Украшение интерьера по временам года
Предметно-развивающая среда – это составная часть развивающей среды дошкольного детства в соответствии с особенностями каждого возраста. Она необходима, так...
Фотоотчет «Я мамин и папин помощник»
В нашем детском саду стала уже традиционной выставка творческих работ из природного материала. И этот год стал не исключением . Так как наша группа...