Приложение МААМ

Педагогический час: «Родословная. Наши фамилии»

Наталья Елжова
Педагогический час: «Родословная. Наши фамилии»
▼ Скачать + Заказать документы

Старший воспитатель МБДОУ д/с «Родничок» г. Волгодонска Елжова Наталья Владимировна

Педагогический час: «Родословная. Наши фамилии»

Задачи:

1. Закрепить понятие «родословная», вовлечь педагогов в процесс составления генеалогического древа семьи.

2. Познакомить с происхождением фамилий и статистикой имен, напомнить о женских качествах.

3. Воспитывать чувство уважения и гордости к своему роду.

Ключевые слова темы: родословная, родовое древо, генеалогия, родовые реликвии.

Публикация «Педагогический час: „Родословная, Наши фамилии“» размещена в разделах

Методическое обеспечение мероприятия:

доска, 1/2 листа ватмана на каждого педагога, схема родового древа, таблица «Фамильная антропонимия», сувенир «Генеалогическое древо», аудио запись стихотворения А. Токмокбаева «Сердце матери»

Методика проведения:

1. Беседа о родословной педагогов.

-Посмотрите, пожалуйста, на эти слова, которые я написала на доске: Родина, родословная. Вы знаете, что это родственные слова. Давайте добавим к ним еще родственные слова.

(Родственник, родимый, родимушка, родня, родной).

Старший воспитатель дописывает слово «родословная», если его педагоги не называют.

-В этих словах один корень – род. Чем отличается от этих родственных слов, слово «родословная»?

(Ответы педагогов)

-Это слово сложное, состоит из двух слов «род» и «слово», т. е. «слово о роде», это рассказ о своем роде, семье. Я вас просила к этому педчасу вспомнить родословную своей семьи. Кто первый готов рассказать историю своей семьи, рода?

(Рассказы педагогов)

-Скажите, как называется наука, изучающая историю родов?

(Ответы педагогов)

-Наука генеалогия (от греческого слова «генеалогия» – родословная) изучает истории родов. Раньше изучали истории родов царей, правителей. И после изучения обычно вычерчивали генеалогическое древо. Хотели бы вы вычертить древо своего рода?

(Ответы педагогов)

2. Практическая деятельность – вычерчивание схемы родового древа.

-Сейчас мы все превращаемся в ученых – генеалогов и приступаем к вычерчиванию схемы родового древа.

(Всем выдаются большие листы бумаги (1\2 ватмана или куски обоев).

Схема родового древа (Фамилия)

Ты - Родители - Дедушки,бабушки - прадедушки,пробабушки

-Чтобы ваши генеалогические древа были точны, надо дополнить года рождения своих близких, а также то, что вы считаете нужным.

3. Рассматривание сувенирного древа рода.

-Сейчас в продаже появились интересные древа, выполненные из металла. На ветках генеалогических древ висят сердечки, куда вставляются фото родственников.

(Показ фото такого древа)

-А слово «урод» имеет отношение к слову «род»?

(Ответы педагогов)

-Оно является родственным к словам род, родина?

(Ответы педагогов)

4. Беседа о происхождении фамилий.

-Урод, у – род. Это слово означает, что человек вышел из своего рода. Это слово несет в себе отрицательную смысловую нагрузку. Мы называем этим словом того, кто поступает не по человеческим законам, он не признает родственные связи и вряд ли его можно назвать человеком. Вот что становится с людьми, когда они уходят из своего людского рода. Слова родственные, корни одни, но смысл поменялся. Сила рода велика и только в своем роду, уважая и гордясь своими родственниками, впитывая знания рода, человек становится сильным и мудрым. Дерево растет, потому что питается корнями из земли, а человек это получает от своего рода. Так исторически сложилось, что мужчина несет фамилию своего рода, а женщина своего рода и потом, когда выходит замуж, несет фамилию рода мужа. Как вы думаете, зачем нужна человеку фамилия?

(Ответы педагогов)

-Кто из вас знает, кто был инициатором фамилий на Руси?

(Царь Петр I)

-Моя девичья фамилия, Соловьева, произошла от названия птицы, а что означает фамилия мужа – Елжова, я не знала. Но знала, что это казачья фамилия, и у казаков она звучала, как Ялжова. Слово «ял, ялик» – это лодка. Возможно, здесь кроется происхождение фамилии. А как произошли ваши фамилии?

(Ответы педагогов)

Как вы думаете, в нашем крае как могли возникнуть такие фамилии:

-Гречов,

-Туркин.

-Немцов,

-Персиянов,

-Иванов,

-Щукин?

Изучением происхождения донских фамилий занимался Л. М. Щетинин. По его подсчетам донская фамильная антропонимия имеет следующую структуру:

-Фамилии, образованные от описательных прозвищ, запечатлевших черты внешнего облика или характера человека (Тонконогов, Усачев, Ленивов) 46%

-Фамилии, восходящие к прозвищам этнонимического происхождения (Греков, Калмыков, Ляхов, Мордовкин) 11,8

-Фамилии, имеющие в своей основе термины родства (Вдовин, Дедушкин, Кумов) 0,4

-Фамилии оттопонимического происхождения (Раздорсков, Москвин, Саратовсков) 11,8

-Фамилии, образованные от прозвищ топографического характера (Загороднов, Колобродов, Наугольнов, Сухояров) 0,9

-Фамилии, возникшие из сословно-должностных и профессиональных прозвищ (Блинников, Генералов, Хорунжев) 12,5

-Фамилии, отантропонимического происхождения (Аникин, Дейкин, Мустафинов) 35

-Фамилии, восходящие к некалендарным русским именам (Квасов, Поздняков, Ярилов, Шестаков) 11,6

(Л. М. Щетинин «Русские имена» с. 33, издательство Ростовского университета, 1978 г.)

Следует сделать вывод о том, что в донском языковом сознании при образовании прозвищ первостепенную роль играли индивидуальные признаки лица (внешность, манера поведения, внутренние качества, а признаки наследственные были отнесены на второй план.

Щетинин выделяет классы фамилий широкой распространенности (более 10 станиц, умеренной распространенности (3-10 станиц) и умеренной распространенности (1-3 станицы).

Донские фамилии широкой распространенности: Макаров (25 станиц, Фролов (24 станицы, Лазарев (21 станица, Иванов, Петров, Тарасов (20 станиц, Попов (80 станиц, Кузнецов (51 станица, Чеботарев (30 станиц).

Фамилии умеренной распространенности: Волгин (7 станиц, Выпряжкин (4 станицы, Кривошлыков (5 станиц, Молоканов (5 станиц, Рубашкин (5 станиц, Мушкетов (5 станиц).

Редкие фамилии: Никитушкин (1 станица, Афонин (2 станицы, Монетов (1 станица, Поликарпов (3 станицы, Рыковсков (2 станицы).

Класс уникальных фамилий: Виноходов, Винохадов, Винохватов, Недомерков, Нестреляев, Одров, Тумин, Тюрморезов.

5. Статистика имен.

-С фамилиями мы разобрались, каждый знает, что обозначает его имя. Но знаете ли вы, что на имена тоже бывает мода? Какое имя было модным в 60 – е годы среди мужчин и женщин?

(Предполагаемые ответы)

-А в 70-е годы?

(Предполагаемые ответы)

-А вот что говорит статистика о моде на имена.

1880-1890 г. распространенные имена – Степан, Николай, Михаил.

1908-1916 гг. – часть новорожденных называли Иванами.

1930 г. – самое модное имя Аркадий.

1961-1965 гг. – Сергей, Владимир, Александр, Анатолий, Юрий, Игорь, Андрей.

1980 г. – Анатолий, Владимир, Александр.

Популярное женское имя – Елена, Наталья и Татьяна были популярны в начале прошлого века и в 1950 годы. Неизменные фавориты в последние 200 лет: Ирина, Ольга, Надежда, Любовь.

1908-1916 г. распространено имя Мария, 21,6% женщин называли Мариями, потом популярность имени упала. То же произошло и с именем Анна.

1920-1930 г. популярные имена: Аделаида, Адель, Алина, Алиса, Анжела, Аэлита, Жоржетта.

В эти же годы возникали произвольные имена: Воля, Ива, Идея, Октябрина, Декабрина.

По аналогии с 30 – ми годами в 2010 г. появилось новое имя Выборина, после проведения выборов.

Называя своего ребенка, не забывайте, что жить ему с этим именем всю жизнь. С. Я. Маршак написал стихотворение

«В защиту детей»

Если только ты умен,

Не давай ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать

Дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать

Дочку Диктатурой,

Хоть семья ее звала

Сокращенно Дита,

На родителей была

Девушка сердита.

Для другой искал отец

Имя похитрее,

И назвал он, наконец

Дочь свою Идея.

Звали мама и сестра

Девочку Идейкой.

А ребята со двора

Стали звать индейкой.

А один оригинал

Начинен газетой,

Сына Спутником назвал,

Дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать,

Что с прозваньем чтим

Век придется вековать

Злополучным детям.

6. Родовые реликвии.

-Помнить свой род, хранить свою родословную очень важно, чтобы остаться человеком, а не Иваном – непомнящим. Я знаю, что в семьях есть вещи, которые хранят в себе историю и передаются по наследству – это родовые реликвии. Кто может рассказать о такой вещи своего рода?

(Рассказы педагогов)

-А мне мама передала вот такую статуэтку. Она была куплена в день свадьбы моих родителей. Потом я ее передам своей дочери. А вот эти бусы из уральских камней были куплены мамой на свою первую зарплату. Милые наши мамы, хранительницы наших родов и родословной. Так повелось, что когда человеку плохо, его тянет к маме, в родительский дом. Есть одно замечательное стихотворение, которое я услышала от одной воспитательницы и переписала. Его автор – известный киргизский поэт Аалы Токомбаев.

Сердце матери

По ночам звучит надрывный кашель,

Старенькая женщина слегла.

Много лет в квартире нашей

Одиноко в комнате жила.

Письма были, правда, очень редко

И тогда, не замечая нас,

Все ходила и шептала: «Детки,

Вот бы вас ко мне собрать хоть раз.

Ваша мать согнулась, поседела.

Что поделать старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола!

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник пели песни до зари,

А потом разъехались, уплыли

Улетели. Вот и собери».

Заболела мать, и той же ночью

Телеграф не уставал кричать:

«Дети срочно, дети, очень срочно

Приезжайте, заболела ваша мать».

Из Одессы, Таллина, Игарки,

Отложив до времени дела,

Дети собрались, да только поздно,

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Редкую серебряную прядь,

Почему же дали вы разлуке

Так надолго между вами встать?

Мать ждала вас в дождь и снегопады,

В тягостном безмолвии ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей.

Неужели только телеграмма

Привела вас к скорым поездам?

Слушайте! Пока у вас есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм.

(Стихотворение можно прослушать и в записи).

-Давайте всегда помнить о наших родителях.

7. Психологический тест «Рисунок семьи».

-Существует психологический тест «Рисунок семьи», по которому можно судить об отношениях в семье. Предложите членам своей семьи или своим воспитанникам нарисовать свою семью, и вы узнаете об отношениях членов семьи по этому рисунку.

В ваших силах изменить свои отношения в семье и эти отношения зависят в большей степени от женщины. Ибо женщины в силу своей природы наделена такими качествами, как терпение, смирение, доброта, нежность, красота. А красота всегда спасала мир. Я желаю мира в ваших семьях.

Литература:

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. – М. : Азбуковник, 1999.

Л. М. Щетинин «Русские имена» с. 33, издательство Ростовского университета, 1978 г.

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Моя родословная. Генеалогическое древо»Исследовательский проект «Моя родословная. Генеалогическое древо» .

Проект по взаимодействию с родителями Вид, тип, проекта: краткосрочный, групповой, исследовательско-творческий Цель проекта: привлечение родителей к непосредственной творческой.

Автор публикации:
Педагогический час: «Родословная. Наши фамилии»
Опубликовано: 14 декабря 2014 в 19:06
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический час: «Родословная. Наши фамилии»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Елжова (УИ 287079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД