Вероника Асташова
Педагогический марафон «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический марафон
Педагогический марафон «Формирование здорового образа жизни у
детей дошкольного возраста»
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Нашу с вами встречу, мы начнем с разговора о здоровье. Здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь и сохранять. Нашу встречу мне хотелось бы начать со стихотворения.
В детсаду детей не слышно.
Сладкий сон всех одолел.
Педагоги собрались здесь
Отдохнуть от разных дел.
Пошуметь и пообщаться
Песни спеть и помечтать
И, конечно же, в педигры
С настроеньем поиграть.
Публикация «Педагогический марафон „Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных. Огромные нереализованные возможности в укреплении здоровья таит в себе дошкольный возраст. Именно в нем закладывается ядро личности. Это важнейшее время для формирования основ здорового образа жизни.
У детей здоровье занимает самые последние ступеньки в ряду личностных ценностей. Ведь у большинства из них не накопился тот груз болезней, который приходится нести по жизни взрослым. Малышу сложно представить, что ему могут грозить какие-то заболевания, а запас здоровья, имеющийся у него, ограничен.
У многих детей дошкольного возраста восприятие своего тела, как части собственного «Я» оказывается затрудненным. Именно таким детям в большей степени присуще стремление к поведению, связанному с риском саморазрушения.
1. «Составь девиз» Необходимо сформулировать девиз нашего педагогического марафона. Для этого нужно найти каждой букве свое место. Если задание выполнено правильно, то можно будет прочитать известную пословицу. (Здоровью цены нет)
ХВОСТ ДРАКОНА
Участники становятся в затылок друг другу. Каждый держит за талию стоящего впереди. Теперь голова дракона, то есть участники, стоящие впереди, должна поймать собственный хвост (последних). Участники, стоящие в середине, должны крепко держаться друг за друга, чтобы дракон не развалился. Через некоторое время участники из середины переходят на места в хвосте или голове дракона, они тоже должны активно подвигаться и развлечься.
Давайте выясним, что необходимо детям, чтобы быть здоровыми! Предлагаю вам поиграть в игру “Неоконченное предложение” Передавая мяч, воспитатели договаривают предложение.
- Ребёнок будет здоров, если будет … каждый день делать гимнастику.
- Ребёнок будет здоров, если будет…. правильно и во время питаться,
- Ребёнок будет здоров, если будет … закаляться,
- Ребёнок будет здоров, если будет … соблюдать режим дня,
- Ребёнок будет здоров, если будет … заниматься физкультурой и т. д.
Итак, подведем итог, ребёнок будет здоров, если будет вести здоровый образ жизни.
2. Мини-лекция «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей»
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлении ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Так, как в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, возникает потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
Поэтому основной целью является следующее:
сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни;
привить навыки осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Для достижения такой цели необходимо решить следующие задачи:
сформировать у детей адекватное представление об окружающих людях (о строении собственного тела);
помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
научить «слушать» и «слышать» свой организм;
осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения);
формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Чем раньше начать обучение навыкам здорового образа жизни, тем лучше. Узнав строение своего организма, научившись прислушиваться к его работе, ребенок поймет необходимость заботиться о нем, не вредить, а помогать ему работать.
Как определить, какие знания о ЗОЖ доступны дошкольнику? Это те знания, которые для ребенка являются «живыми», то есть получены практически, «чувственно», которые нужны ему сегодня, а не завтра и которые можно уже сейчас применить в жизни, ощутить на деле их значимость. С ними можно поэкспериментировать, в них можно поиграть, их можно нарисовать, слепить, придумать рассказ. Научиться рассуждать о своем здоровье ребенок должен не со слов взрослого, а на основе собственного (конечно, пока элементарного) опыта.
Такие знания гораздо естественнее и эффективнее приобретать в повседневной жизни, в конкретной жизненной ситуации. Именно в процессе своей практической деятельности ребенок должен узнавать: почему определенным образом надо умываться, чистить зубы, после каждого загрязнения мыть руки? Зачем делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе? Почему надо днем спать, сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот?
3. Решение кроссворда «Здоровье»
1. Один из природных закаливающих факторов.
2. Лекарственное растение, название которого происходит от имени древнегреческого бога.
3. Бегун на короткие дистанции.
4. Точно размеренный распорядок действий на день.
5. Продукт питания, полезный для здоровья ребёнка.
6. Крупнейшие международные спортивные соревнования.
7. Вид спорта.
8. Предмет для игры в спортивные и подвижные игры.
9. Растение, обладающее фитонцидными свойствами.
10. Спортивный инвентарь.
11. Способность организма противостоять различным болезнетворным микроорганизмам.
12. Вид активного отдыха.
13. Витаминный напиток.
14. Физиологический процесс, во время которого происходит отдых организма.
4. Использование физминуток и динамических пауз при организации педагогического процесса
Командам предлагается продемонстрировать физкультминутки: (математическую, физкультурную) и с какой целью они проводятся?
Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.
5. Использование народного фольклора при формировании навыков ЗОЖ
Замените предложение пословицей:
– Береги здоровье (Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен – лечись, а здоров, так берегись.)
– Ешь лук (Лук от семи недуг. Лук – здоровью друг.)
– Будь бодрым, занимайся физкультурой (В здоровом теле, здоровый дух. Быстрого и ловкого и болезнь не догонит.)
– Умывайся, принимай душ каждый день (Чистота – залог здоровья)
– Здоровье бесценно (Здоровье за деньги не купишь)
– Здоровый все одолеет (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок)
– Здоровому всё по плечу (Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.)
– Закаляйся с детства (Смолоду закалишься – на весь век сгодишься).
6. Использование различных форм работы с детьми на занятиях по физической культуре, различных форм двигательной активности в учреждении дошкольного образования
Какие формы знаете и используете Вы? (утренняя гимнастика; физкультминутка; дыхательная гимнастика; динамические паузы; простые приемы массажа тела, самомассаж; гимнастика для глаз; подвижная игра, релаксация, игры с нестандартным оборудованием, пальчиковая гимнастика и др.
Главное, чтобы это нравилось ребенку и сейчас вашему вниманию, мы предлагаем некоторые из этих форм, и первая из них это оздоровительный массаж:
1. Массаж кистей рук.
-похлопывание ладонью о ладонь;
-растирание ладоней круговыми движениями;
-«замок» – сцеплять и расцеплять кисти рук попеременно;
-потирание ладонь о ладонь.
2. Массаж головы.
-растирание подушечками пальцев волосистой части головы;
-«дождик» – легкое постукивание кончиками пальцев по всей поверхности головы;
3. Массаж лица.
-растирание и поглаживание щек и лба ладонями;
-постукивающие, разминающие движения кончиками пальцев поверхности лица.
4. Массаж спины в парах.
-поглаживание, растирание ладонями мышц спины;
-похлопывание ребром ладони спины.
Игры с нестандартным оборудованием:
Игры с газетами:
1. «Пройди – не урони». Пронеси газету на ладошке (две команды).
2. «Ровная спинка». Пронести газету на голове и не уронить.
3. «Ловкие ноги». Зажать газету между ногами, выполнить, таким образом, ходьбу и прыжки.
4. «Подуй». Попытаться сдуть (сдвинуть) с места газету, лежащую на полу.
Расскажите, какие подвижные игры вы используете с детьми?
Предлагаю вам игру, в которую вы можете поиграть с детьми.
Подвижная игра «Ты катись веселый мячик»:
Педагоги становятся в круг и передают друг другу мяч со словами:
Ты катись веселый мячик
Быстро, быстро по рукам.
У кого остался мячик,
Тот сейчас покажет нам!
У кого остался мяч, тот выходит в центр круга и показывает физическое упражнение, все повторяют. Игра продолжается.
7. Формирование основ ЗОЖ посредством валеологии (презентация из опыта работы воспитателя)
8. Решение педагогических задач
1. Кушай сейчас же! И чтобы на тарелке ничего не оставляла,- настаивает мама. Она очень огорчается, когда трехлетняя дочь отодвигает тарелку с недоеденной пищей.
– Очень мало ест, не то, что Игорек, - ест наравне со взрослыми!- вздыхает она. Пусть ест больше, здоровее будет!
Права ли мама, считая, что объем пищи ребенка должен быть не меньше, чем у взрослого? Каков должен быть объем пищи ребенка дошкольного возраста? Какие советы вы можете дать матери?
2. Шестилетний Виталик оправдывает свое опоздание к обеду тем, что он еще не проголодался.
– Но ведь тебя звали домой! - говорит мама. - Почему не послушал?
– Ну и что? Я еще не хочу есть, ведь только что мне печенье давали.
Вечером Виталика невозможно вызволить от соседа-сверстника. Снова прерикания:
– Не хочу спать! Еще рано!
Лишь категорическое вмешательство отца заставляет сына подчиниться родительским требованиям. Со слезами и причитаниями, наспех умытый, Виталик небрежно сбрасывает с себя одежду и отправляется в постель. Долго не засыпает, ноет: «Ведь я говорил, что не хочу спать!»
Чем объяснить непослушание Виталика, его нежелание вовремя есть, спать? Приучен ли Виталик к режиму? Какую работу вы проведете с родителями ребенка?
9. «Угадай мелодию»
Музыка способна изменять психическое и физическое состояние каждого человека, поэтому она важна для здоровья человека. Одни мелодии доставляют радость, улучшают настроение. Другие - замедляют пульс, нормализуют давление. Слушая классическую музыку можно снять или облегчить головную боль.
Звучат мелодии песен о здоровье, ЗОЖ, спорте. Команды отгадывают по очереди («Улыбка», «Трус не играет в хоккей», «Если хочешь быть здоров», «Физкульт-ура!»).
Если задать Вам вопрос: «Что значит быть здоровым?», в большинстве случаев Вы ответите: «Когда ничего не болит». И будете правы. Но не совсем. Потому, что здоровье — это не только отсутствие болезней, но и физическое благополучие, психическое благополучие, социальное благополучие.
«Здоровье — это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».
10. Игра «Волшебный мешочек» (технологии здоровьесбережения, используемые в детском саду)
Подумайте и ответьте: «Какой вид оздоровления он отражает»
1) фасоль – сухой бассейн
2) подушечка с травой – фитотерапия
3) диск – музыкотерапия
4) апельсин – ароматерапия
5) мыльные пузыри - игры на дыхание
6) кукла – арт-терапия
7) перчатка – пальчиковая гимнастика
8) цветок – цветотерапия
11 «Поэтическая страница»
Звучит легкая музыка. Дается начало стихотворения, нужно придумать его окончание.
1. Утром настроение плохое,
Глаз накрасить не могу никак.
2. Вместе с мужем мы собрались
Выйти вдруг куда-нибудь.
3. Весной везде повсюду лужи,
В ручьях кораблики плывут.
4. Я решила похудеть,
Села на диету.
5. После смены я решила
Быстренько уйти домой.
6. Всех решила удивить
И французский суп сварить.
Мишель Монтень
12. Рефлексия
ТЕЛЕГРАММА
После завершения занятия каждому предлагается заполнить бланк телеграммы, получив при этом следующую инструкцию: «Что вы думаете о прошедшем занятии? Что было для вас важным? Чему вы научились? Что вам понравилось? Что осталось неясным? В каком направлении нам стоит продвигаться дальше? Напишите мне, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 11 слов. Я хочу узнать ваше мнение для того, чтобы учитывать его в дальнейшей работе».
Надеюсь, что вам эта информация пригодится.