Папки-передвижки

Педагогический опыт «Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края»

Елена Сульдина
Педагогический опыт «Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своему краю, гордости за нее необходимо всегда. В настоящее время актуальность проблемы воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом. Оно проявляется в негативном отношении к истории Отечества, его культуре, традициям, в потере смысла жизни и жизненных ценностей. У детей наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и познавательной сферы, недостаточность развития различных видов восприятия, внимания, памяти. Поэтому возникают трудности в формировании социальной и культурной компетентности, которая предполагает знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а так же умения понимать и правильно использовать их в процессе общения. Поэтому работа в данном направлении является актуальной.

Публикация «Педагогический опыт „Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края“» размещена в разделах

Знакомство детей с родным городом, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. «Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, детский сад, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, в рамках которой происходит духовно – нравственное, патриотическое становление детей, подготовка их к самостоятельной жизни.

Актуальность опыта состоит еще и в том, чтобы донести до сознания коллег, родителей, детей важность данной проблемы, активизировать взаимодействие между семьей и детским садом.

Это породило ряд противоречий, которые должен решить данный опыт :

• между необходимостью формирования у детей патриотических чувств и недостаточной проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду;

• между необходимостью формирования у дошкольников определённой системы знаний о родном городе и недостаточной осведомленностью родителей об истории родного города, о людях, прославивших его.

Отсюда вытекает проблема исследования – каким образом знакомить детей старшего дошкольного возраста с родным городом, чтобы способствовать воспитанию патриотических чувств.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Одним из приоритетных направлений в работе детского сада является познавательное развитие детей. В рамках данного направления мною была выбрана тема опыта «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края».

В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному краю и его людям. Воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано руками дедушек и бабушек, мам и пап, к их труду, ко всему, что их окружает, поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, на территории детского сада.

Тема эта весьма актуальна по ряду причин. Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

Началом работы по теме актуального педагогического опыта стало проведение первичной диагностики знаний детей по ознакомлению с родным городом, разработанной автором опыта на основе примерной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой.

Было выявлено, что дети имеют недостаточные знания о родном городе, его истории, традициях, достопримечательностях, памятниках, лучших людях. В результате мониторинга: высокий уровень составил - 10%; средний уровень - 40%; низкий уровень - 50% .

Анкетирование родителей показало, что на вопрос «Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?» 90% опрошенных ответили «да». На вопросы «Знакомите ли Вы с родословной своей семьи?», «Есть ли в Вашем доме семейные традиции?», «Посещаете ли Вы музеи, выставки и т. д. ?» 17% родителей ответили «нет».

Полученные данные позволяют констатировать тот факт, что традиционное обучение не обеспечивает достаточного уровня сформированности у детей знаний о малой родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в совершенствовании работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию через ознакомление с родным городом в процессе проектной деятельности.

В данном опыте систематизирован воспитательно -образовательный процесс по формированию патриотизма у дошкольников, основанный на любви к родному краю, изменен подход к организации образовательной деятельности.

Теоретическая база опыта.

В современных законодательных документах («Закон об образовании», образовательные стандарты, образовательные программы) чётко указаны направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Моя работа по данному направлению строится на основе регионального модуля программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». Методологической основой опыта являются положения отечественных и зарубежных специалистов в области психологии и педагогики. Разработкой вопросов ознакомления детей с окружающим миром занимались многие педагоги, психологи, философы, лингвисты. Так на основе системы работы, предложенной Алешиной Н. В. в книге «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» автором опыта были разработаны конспекты образовательной деятельности по разным направлениям. Для составления перспективного плана работы была использована программа Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой «Мы живем в России», результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. Цель опыта : Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе знакомства с родным городом. Достижение поставленной цели патриотического воспитания путем ознакомления с историей своего города осуществляется при решении следующих задач:

- Формировать у детей любовь к родному краю, к родному городу и его историческому прошлому.

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.

- Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать их словарь, учить свободно мыслить, фантазировать.

- Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.

- Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать желание сохранять чистоту и порядок в своем городе.

- Воспитывать эмоционально-ценностное отношение и чувство гордости за свой родной город и его жителей.

- Усилить роль семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств детей.

Очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт, посвященный родному краю. Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания может оказать действующий на базе детского сада мини- музей «Изба старины». Музей – это обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат в героико-патриотическом воспитании.

Для ознакомления детей с родным городом проводился проект «Путешествие по родному городу», в ходе которого детям была предложена идея стать пешеходами и пойти на познавательную прогулку по городу, в котором находится детский сад. Знакомили детей с улицей, сопутствующими ей понятиями, а также правилами культурного поведения в городе и простейшими правилами дорожного движения. Прививались элементарные практические навыки безопасного поведения на городских улицах в качестве пешеходов для сохранения жизни и здоровья себе и окружающих.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная направленность. Все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приемы и так далее.

Для достижения высоких результатов работа строится в сотрудничестве с родителями, узкими специалистами, воспитателями. Для организационно-педагогической работы педагогом были подготовлены консультации, памятки, буклеты. В рамках педагогического совета ДОУ проведена консультация «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников в процессе знакомства с родным городом».

Анализ результативности.

В результате проведенной работы, дети стали более любознательны, наблюдательны, обогатилась их речь. Беседы, экскурсии, занятия расширили и углубили знания дошкольников о родном городе, его жителях, памятных местах. Все это способствовало воспитанию чувства гордости и любви к родному краю. Об этом можно судить по результатам проведенной диагностики на основе примерной общеобразовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой.

В итоге, общий уровень следующий: 70% детей имеют прочные знания о родном городе, 30% - допускают небольшие неточности.

Считается важным результатом и возросшая активность родителей (на 56%) в участии жизни детского сада, группы. Опыт применения проектной деятельности в процессе нравственно-патриотического воспитания позволяет говорить о развитии у детей гражданственности, патриотизма в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность. Дети отличаются более высоким эмоционально-положительным отношением к родному городу, их интересует, почему город устроен именно так, обращают внимание на эстетическую среду города. Они с удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование, проявляют начала социальной активности: участвуют в социально значимых событиях, переживают эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремятся выразить позитивное отношение к пожилым жителям города.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольника - процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному посёлку, к республике, к своей стране.

Наибольшую трудность у воспитателей вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Работая в этом направлении, требуется переосмысление задач воспитания, как первостепенного приоритета в образовании. Воспитание должно стать не отдельным элементом педагогического действия, а необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста и многоаспектность понятия "патриотизм" в современном мире.

При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данным педагогическим опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений, реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования и дополнительного образования.

Представленный опыт может вызвать интерес у педагогов в области нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, родителей- желающих принять участие в воспитании и всестороннем развитии своих детей.

Свой материал разместила на сайтах:

МДОУ «Детский сад №66»- https://ds66sar.schoolrm.ru,

МААМ- https://www.maam.ru/users/986982

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников». Инновационный педагогический опыт «Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников» Обоснование актуальности и перспективности опыта. Актуальность проблемы.

Консультация «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»Консультация «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом» Структурное подразделение д/с «Солнышко» Консультация на тему: «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством.

Мастер-класс «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом»Мастер-класс «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с родным городом» Иркутск – это город где я живу, Самый красивый город на свете. Я так люблю мою Ангару, Фонтаны, и парки, и улицы эти, Я так люблю купола.

Опыт работы «Формирование гражданско-патриотических чувств у дошкольников» Защита проекта Вначале реализации проекта мы использовали ввод в игровую ситуацию (приглашение в путешествие по России) и вместе с детьми.

Опыт работы «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей через интеграцию образовательных областей» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Организация воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края В последнее время передовые люди нашей страны обеспокоены тем, что у нового поколения граждан России отсутствует чувство патриотизма-любви.

Педагогический опыт «Развитие речи посредством ознакомления с окружающим» Педагогический опыт на тему «Развитие речи по средствам ознакомления с окружающим» На сегодняшний день актуальной проблемой среди дошкольников.

Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом Развитие у детей патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образования. Всё начинается с восхищения тем, что видит.

Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края посредством игры Родительское собрание Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края через игровую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края»
Опубликовано: 20 января 2018 в 19:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический опыт «Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сульдина (УИ 986982) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД