Лучший педагог года

Педагогический опыт: «Игры, как средство развития самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Фадеева Анастасия Петровна
Педагогический опыт: «Игры, как средство развития самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Тема педагогического опыта :

«Игры, как средство развития самостоятельности у детей дошкольного возраста».

Сведения об авторе:

Фадеева Анастасия Петровна, 2013 - 2016 гг., МГПИ им. Евсевьева. Квалификация по диплому: Воспитатель детей дошкольного возраста. Специальность "Воспитатель".

Педагогический стаж :

3 года, общий – з года, в данной организации – 3 года.

Цель самообразования по теме :

Публикация «Педагогический опыт: „Игры, как средство развития самостоятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Повышение своего теоретического уровня образования, профессионального мастерства и компетентности.

В современном обществе в последнее время педагоги и родители начинают замечать проблемы, связанные с самостоятельностью детей дошкольного возраста. Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, незадолго до начала поступления в первый класс. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше, еще в дошкольном возрасте. Самостоятельность у детей развивается постепенно и детский сад является первой ступенью этого развития, где дети должны научится ставить перед собой цели и задачи, анализировать свои поступки, решать некоторые проблемные ситуации, находить средства, преодолевать разногласия. Но где дети могут освоить все эти знания? Конечно же, основой для получения этих знаний послужит игровая деятельность. Игра начинается уже с раннего детства и остается ведущей деятельностью на протяжении всего дошкольного возраста ребенка. Это позволило обосновать актуальность выбранной нами проблемы – игры, как средство развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Актуальность, проблема массовой практики

Проблема развития у детей самостоятельности всегда была и остается в педагогике одной из самых актуальных. В настоящее время общество ставит перед дошкольными образовательными учреждениями высокие требования. На первый план выдвигаются задачи по созданию условий для развития самостоятельной, творчески активной, любознательной, целеустремленной личности, т. е. на создание целостной системы развития и воспитания дошкольников [1]. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно, поэтому проблема

1. Приказ Министерства Образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». №1155 от 17.10.2013г.

развития самостоятельности в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Первые проявления самостоятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, развитие самостоятельности как личностного качества связано с развитием основных видов деятельности такие как: игры, бытовой труд, конструирование, художественная и учебная деятельность. Каждый вид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие самостоятельности.

Условия развития основной идеи опыта, обстоятельства возникновения и становления педагогического опыта.

В ФГОС дошкольного образования одной из главных и необходимых задач для успешного последующего развития выделяется правильная организация игры, как в группе раннего возраста, так и в других последующих. Для того, чтобы систематизировать и использовать знания об игре, мы выделили три ее вида: творческие игры (иными словами сюжетно - ролевые) игры с правилами (к ним могут относиться такие игры, как дидактические, и, конечно же, подвижные игры (во ФГОС они относятся к физическому развитию дошкольников). В каждой из таких видов игр, можно легко, а самое главное «играючи», привить ребенку самостоятельность.

Таким образом, мы сделали вывод о необходимости планомерной работы над формированием у дошкольников самостоятельной деятельности посредством игр, с учетом возрастных, физических, психологических особенностей каждого ребенка дошкольного возраста. Решить этот вопрос можно с помощью применения различных видов игр, а также форм и методов их проведения.

Перед нами возникли следующие проблемные вопросы:

1. Какое место занимает игровая деятельность в формирование самостоятельности.

2. Какие действия основывают игровую деятельность, как они показываются и развиваются во взаимодействии.

2. Какие методы и формы работы игровой деятельности будут наиболее эффективными для развития самостоятельности у дошкольников.

3. Какой возможный результат этой деятельности, ее значимости и смысла, касательно полноценного развития ребенка.

Интерес к развитию самостоятельности у дошкольников в игровой деятельности вызван и тем, что вместе с положительными итогами передовых преобразований возникли и различные деструктивные появления, между которых видно снижение уровня обучаемых.

Заключению данной трудности поможет интегрированное, систематичное взаимодействие с обществом, в частности, с родителями и воспитанниками.

Основной педагогической идеей моего опыта послужили педагогические условия для успешной организации и реализации самостоятельной деятельности, посредством игр.

Теоретическая база.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов расценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность.

Методологической основой моего опыта работы выступают работы педагогов об особенностях использования игр для всестороннего гармоничного развития детей - Я. А. Коменского, Ф. Фребеля, М. Монтессори, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта и других. Проблема самостоятельности детей дошкольного возраста раскрыта в трудах : Г. А. Балл, П. И. Пидкасистый, А. Г. Хрипкова, Г. Н. Година, Т. Г. Гуськова, Д. В. Ольшанский, Н. А. Цыркун и других.

Педагог Я. А. Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками, проявляет свою активность, инициативность и самостоятельность. [2].

К. Д. Ушинский утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе; ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений. [2]

Кроме того, учеными доказано, что в игре дети получают начальные навыки коллективного мышления. Изучая педагогическую литературу по теме опыта, мы так же не можем не выделить работы по проблеме исследования игровой деятельности такого выдающегося педагога, как Л. С. Выготского, который в полной мере открыл для нас значимость игровой деятельности в дошкольном возрасте.

Новизна педагогического опыта

Новизна опыта состоит в разработке системы работы воспитателя по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста посредством игр, в создании развивающей предметно-пространственной среды, в разработке цикла дидактических игр, сюжетно ролевых, подвижных для эффективной работы по развитию самостоятельности.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Основной целью данного опыта является создание оптимальных педагогических условий для развития самостоятельности детей дошкольного возраста посредством игр.

1 Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Кулико-ва. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 416с.

Для достижения выбранной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.

2. Создать развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности, включающей разнообразие игр (тематика, содержание).

3. Разработать перспективное планирование и апробировать цикл организованной деятельности для средней и старшей групп, обеспечивающих развитие самостоятельности детей.

4. Создать условия для решения дивергентных задач (задач, имеющих не один, а много правильных ответов) в ходе игровой деятельности.

5. Изучить на практике воздействие й игры на развитие самостоятельности воспитанников.

6. Активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя по развитию самостоятельной деятельности у дошкольников.

В результате педагогического наблюдения я сделала вывод о целесообразности использования в работе с дошкольниками игр, имеющих основной целью развитие самостоятельности.

Я считаю, что существует необходимость пополнения содержания и возрастной адаптации известных игр, упражнений, разработки новых заданий, направленных на не только самостоятельности, но и ее компонентов - активности, инициативы. На этапе практической работы в качестве главного средства развития самостоятельности детей мною были выбраны игры различного содержания, объединенные в единую систему работы.

В основу опыта легли следующие принципы:

принцип систематичности и последовательности: формирование знаний, стремление «добыть» эти знания самостоятельно должно формироваться по восходящей, от простого к сложному;

принцип доступности: в имеющемся материале выбираются наиболее актуальные сведения для данных детей, учитывая их заинтересованность и индивидуальные особенности;

• принцип «опережающего» развития : наличие у педагога в запасе задания (варианта) на случай особого интереса или успеха кого-то из детей;

принцип интеграции: любая работа ведётся во взаимодействии с другим педагогом, работающим с детьми, с родителями и не замыкается в рамках одного вида деятельности.

Данные принципы являются основой педагогической технологии.

В процессе работы над темой опыта использовались следующие методы:

проблемный: перед детьми ставится определённая проблема, предлагается найти варианты её решения;

«мозговой штурм» : предлагается искать множество вариантов выполнения задания;

совместный поиск решения задания: педагог не выдаёт готовых ответов, а лишь наталкивает, полноправно участвует в поиске;

продуктивный: дети самостоятельно или совместно с педагогом создают занимательные материалы.

В арсенале автора опыта следующие приёмы :

словесное воздействие: объяснение, мотивация выполнения задания;

наглядное воздействие: занимательный, иллюстративный, раздаточный материал, слайдовые презентации;

практическое воздействие: сравнение, рассуждение, интеллектуальное сотрудничество, исправление специально допущенных ошибок, совместное и индивидуальное творчество, разгадывание ребусов и т. п.

Организация работы по развитию у детей самостоятельности в ходе различных игр велась мною по следующим действиям:

1. Сюжетно-ролевые игры. В сюжетно ролевых играх отражается интерес детей к жизни взрослых и подражание ей. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время, ни в какой деятельности нет строгих правил. Конечно же в сюжетно – ролевой игре, хоть и отводится большое значение самостоятельности дошкольникам, но это не значит, что дети остаются одни, воспитатель должен делать всё, чтобы сосредоточить внимание играющих на целях, которые основаны на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Воспитатель помогает найти ребенку роль, чтобы изменить нежелательное. На примере сюжетно – ролевой игры «Семья» (Приложение № 1) педагог замечает, что не все дети участвуют в игре. Тогда он задает вопросы детям, участвующим в этой игре: «А не хотите ли вы сходить семьей в кафе?» Так появляются в игре дополнительные профессии: повар, официант, продавец. Игра принимает новое направление. Появление такой длительной игры говорит о новом, высоком этапе развития творчества. В длительных коллективных играх имеется больше возможностей для предварительного обдумывания, обсуждения игры, что способствует развитию самостоятельности мысли. При организации игры педагог должен стремиться к тому, чтобы дать возможность детям проявить самостоятельность и инициативу. Если дети не хотят решать вопрос преднамеренно и обращаются за помощью к педагогу, то он должен не сразу спешить с разбором жалоб. Спокойно выслушать и сказать: «Дело у вас серьезное. Но ведь я не имею право вмешиваться в ваше дело - я же не работаю у вас». Часто такой подход помогает ребятам вновь войти в игровую ситуацию, поверить в серьезность ее и решить все вопросы самостоятельно.

2. Дидактические игры. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, самостоятельность [3].

3. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. - М. : Просвещение: Владос, 1995 - 391с.

Дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности у детей. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной

ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Данные утверждения также является одним из показателей целесообразности работы над опытом.

3. Организация трудовой деятельности. Трудовая деятельность не относится к игровой, но основная задача воспитателя: учить играя, поэтому нельзя В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол, пылесосить и т. п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда. Формирование навыков бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности. Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать.

4. Развивающая предметно-пространственная среда. Для успешного осуществления самостоятельной деятельности детей необходима культурно-развивающая пространственно-предметная среда. РППС - понимается как совокупность предметов, используемых в процессе развития у дошкольников ценностно-смысловой сферы на материале истории и культуры родного края. Среда удовлетворяет потребность ребенка в познавательной деятельности, получении информации о построении взаимоотношений с окружающим миром, создает определенную психологическую комфортность ребенку: внутреннюю защищенность, выбор различных форм активности и самостоятельности.

Основными условиями проектирования среды, способствующей ценностно-смысловому развитию детей дошкольного возраста, выступают:

- наличие предметов реального мира, раскрывающих обобщенное представление о жизни людей;

- насыщение пространства предметами народной культуры, в которых отражен опыт саморазвития и самосохранения;

- сочетание заданных и свободных сред, обуславливающих развертывание самостоятельной деятельности ребенка;

- представленность в среде предметов детской субкультуры.

Предметный мир, окружающий ребенка, раскрывает ценностный потенциал культуры родного края, выступает средой развития способов познания, сохранения и преобразования ребенком себя, становления социокультурного.

Работа с родителями. Когда осуществляешь работу с воспитанниками, так или иначе начинаешь сотрудничать и взаимодействовать с их родителями. Это так же является обязательным требованием по ФГОС ДО. Для того чтобы заслужить доверие родителей, я использую различные методы и способы взаимодействия с ними. Так, например, я провожу различные беседы на определенную тему или проблематику, консультации, собрания. Таким образом, мне кажется, что для создания успешной и комфортной атмосферы ребенка послужит именно неоднократная, планомерная и взаимовыгодная работа с родителями. В сотрудничестве с родителями были организованы:

Развлечения : «Как Баба Яга Лешего в армию провожала», «В гостях у мордовских богов», «Мамочка моя» и др.

Семейный конкурс по изготовлению дидактических игр своими руками «Играем вместе».

Акции: «Зеленая весна», «Ночь в музее», «Театральная неделя».

Совместно с родителями разрабатывалось оформление уголков, заинтересованные родители сами изготавливали разнообразные игры («Разрезанная картинка», «Гуляем по зоопарку», раздаточные и наглядные материалы для развивающих игр («Кто летает, прыгает, плавает»). Перечисленные мероприятия позволили укрепить внутрисемейные связи, создать условия для развития детей вне детского сада, наладить контакт с семьёй.

Таким образом, родители приобщаются к работе по развитию личности своих детей, осознают свою ответственность и роль в формировании связной диалогической и монологической речи детей, самостоятельности, инициативности как основе их дальнейшей успешности.

5. Современные педагогические технологии. Как любой молодой, творческий и современный педагог, я люблю отслеживать различные новинки среди педагогических технологий. Среди которых : квест – игры, мастер – классы, «лэпбуки».

Квест – игра, одна из моих любимых современных методов формирования у детей предпосылок к самостоятельным решениям. Квест- это командная игра. Внедрение в воспитательно – образовательный процесс игровой квест – технологии развивает у детей ловкость, быстроту реакции, выносливость, легкое преодоление физических нагрузок наряду с развитием воображения и пространственного мышления, а также формирует основные качества для последующего обучения в школе — это самостоятельность, самоанализ и самооценка.

Мною был проведен новогодний квест на тему: «В поисках украшений на елку» (Приложение № 2). В ходе квеста дети, отгадывали задания и находили подсказки в разных уголках детского сада - прачечная, кухня, вахта. Наблюдая за тем, как дети увлеченно справляются с заданиями я пришла к выводу, что по ходу проведений таких игр дети чувствуют себя свободными, самостоятельными, умными и умелыми, что расширяет их круг представлений о мире и обеспечивает внутренний эмоциональный комфорт.

Мастер – классы. Целью мастер – классов, является формирование у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные информационные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми. Данный прием развивает самостоятельность, инициативность.

Лэпбук. Лэпбук переводится дословно, как книжка на коленях. Но суть сводится к тому, что лэпбук это самодельная книжка, которая имеет множество кармашков, окошек, выдвижных деталей, которые ребенок может доставать, перекладывать и перемещать в нужные части лэпбука. Лэпбук может быть разного формата и иметь различные тематику.

Чем для меня стала привлекательна данная форма работы с детьми?

1. Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку.

2. Лэпбук это превосходный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

3. Подключая ребенка к созданию Лэпбука, мы помогаем ребенку делать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Лэпбук можно сделать самим, а также можно заказать на различных интернет сайтах. В своей группе я использую в работе лэпбуки на такие темы как: «Знакомство детей с театром», «Развитие математических способностей», «Ознакомление дошкольников с русскими народными сказками».

Результативность опыта

Рассмотрим следующие составляющие результаты моей работы:

1. С помощью правильной организации игровой деятельности у дошкольников значительно повысилась самостоятельность, дети часто принимали самостоятельные решения, организовывали игры, могли сами решить и договорится в каких-то своих проблемных ситуациях.

2. Процесс игры помог освоить дошкольникам знания о социальном мире.

На примере диаграммы, можно увидеть положительные результаты, моей работы.

В начале педагогических наблюдений за развитием самостоятельности у детей были выявлены : высокий (15%, средний (25%) и низкий (60%) уровень самостоятельности. Наглядно это представлено в диаграмме за период работы 2016 - 2017

Использование игр для развития самостоятельной деятельности оказали положительное влияние на развитие мышления воспитанников, воспитание у них целеустремленности, настойчивости, организованности, самостоятельности.

Были получены следующие результаты: высокий - 55%, средний - 38% и низкий - 7% уровень самостоятельности. Это свидетельствовало о том, что за период работы у детей значительно повысился уровень самостоятельности, самостоятельных действий. Проведенная в данном направлении работа дала свои положительные результаты. Наглядно это представлено в диаграмме за период работы 2017 – 2018

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Существует несколько трудностей при реализации моего педагогического опыта :

- между пониманием педагогами, родителями важности развития самостоятельности детей посредствам игровой деятельности, недостаточным желанием и интересом взрослых к изучению данной проблемы;

- недостаточное оснащение воспитательно - образовательного процесса по данному направлению в соответствии с новыми требованиями;

- не все дети имеют высокий уровень развития самостоятельных навыков;

Первая проблема вполне была решена. Активность родителей повысилась, и они тесно взаимодействовали с педагогами по данному направлению.

Вторая проблема так же была успешно решена - развивающая среда пополнена необходимыми материалами.

Третья проблема решалась несколько сложнее и требовала вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.

Перспективы применения опыта в массовой практике

Данный педагогический опыт работы вызывает интересу воспитателей дошкольных образовательных организаций, педагогов дополнительного образования, заинтересованных и внимательных родителей.

Педагогический опыт обобщен и размещен на официальном сайте МАДОУ: https://ds80sar.schoolrm.ru/sveden/employees/11212/241873/

Так же некоторые материалы моего педагогического опыта были выложены на видеохостинге сайте – YouTube : https://www.youtube.com/watch?v=Sr9pMF0-m8o&t=22s

https://www.youtube.com/watch?v=wdo2eOkSTqE&t=418s

Данный документ прошел проверку на сайте https://users.antiplagiat.ru/cabinet и имеет оригинальность:

Публикации по теме:

Консультация «Квест-игра как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста» Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», введением ФГОС в ДОУ, профессиональными стандартами в дошкольном образовании,.

Опыт работы «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают,.

Дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста По мнению педагогов, ученых –игра является важнейшим источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования.

Дидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возрастаДидактические игры как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста «Дидактические игры своими руками» Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра –.

Опыт работы «Сказка как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» 1 слайд. “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это.

Опыт работы «Музейная педагогика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» В работе над темой были поставлены следующие цели: Образовательные 1. Познакомить детей с понятием «музей». 2. Рассказать о возникновении.

Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»Опыт работы «LEGO-конструирование как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 12 «Берёзка» города Стародуба Брянской.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни.

Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и речи детей.

Проектная деятельность как средство развития самостоятельности и инициативности детей старшего дошкольного возраста Проблема формирования инициативы и самостоятельности детей остаётся одной из самых важных проблем педагогики на сегодняшний день. Исследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт: «Игры, как средство развития самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 15:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД