Папки-передвижки

Педагогический опыт «Формирование художественно-эстетического развития детей посредством народного творчества»

валентина исакова
Педагогический опыт «Формирование художественно-эстетического развития детей посредством народного творчества»

Педагогический опыт по теме : "Формирование художественно - эстетического развития детей через народное творчество с учетом современных требований".

Воспитатель I категории

Исакова Валентина Викторовна

Содержание.

1. Пояснительная записка.

1.1. Актуальность.

1.2. Новизна.

1.3. Цель и задачи.

1.4. Научность

1.5. Ведущая педагогическая идея

Публикация «Педагогический опыт „Формирование художественно-эстетического развития детей посредством народного творчества“» размещена в разделах

1.6. Нормативно – правовое и методическое обеспечение опыта.

2. Теоретическая основа опыта.

3. Принципы организации работы.

4. Этапы работы.

5. Организация предметно-пространственной среды.

6. Формы и методы работы с детьми.

7. Формы и методы работы с родителями.

8. Результативность.

9. Литература.

10. Приложение:

Перспективный план работы с детьми (по годам).

Рабочая программа по дополнительному образованию.

Перспективный план работы с родителями.

Результативность.

Рецензия на опыт.

Обобщение опыта.

I. Пояснительная записка.

Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности могут быть эффективными при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в рисунке, лепке, в танце, в игре.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, детская художественно-эстетическая деятельность не только реализует традиционно присущие ей функции, но и рассматривается в качестве уникального средства, содействующего развитию творческого потенциала личности, ее социализации и индивидуализации.

В современном мире искусство представляется социально значимым средством межкультурной коммуникации и механизмом социализации, поскольку обладает возможностью подключать человека к существующим в обществе ценностям, нормам и культурным значениям.

Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях показала, что художественно-эстетическая деятельность оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.

1.1. Актуальность.

Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка, способствующая обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияющая на познание нравственной стороны действительности и повышение познавательной активности. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

1. 2 Новизна:

Новизной и отличительной особенностью опыта является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества : использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к народному творчеству.

1.3. Цель и задачи:

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста художественно - эстетическое развитие через приобщение их к народному творчеству с учетом современных требований.

Задачи:

Приобщать детей к русскому народному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;

Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;

Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;

Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие;

Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

1.4. Научность.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направлены

на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. Авторы программ нового поколения предлагают через раздел художественно – эстетического воспитания знакомить детей с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие

способности ребенка.

Человек должен быть личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Тенденции современного мира таковы, что общество остро нуждается не только в здоровом и крепком поколении, но и инициативном, думающем, творческим, способным достойно выйти из любой жизненной ситуации. А это возможно, если человек обладает

нестандартным, творческим мышлением.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей».

1.5. Ведущая педагогическая идея.

В своей работе по художественно-эстетическому развитию детей осуществляла в нескольких направлениях:

- повышала квалификацию в рамках курсовой подготовки.

- повышала квалификацию по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые занятия, смотры - конкурсы.

Мною ведется работа по единой методической теме: "Развитие творческих способностей детей в художественно-эстетической деятельности".

В дошкольном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение:

программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации; планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам; картотека занятий, сценарии досугов и праздников;

картотеки дидактических музыкальных игр;

В своей группе создала условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные, игровые уголки, художественные уголки. В центрах содержится разнообразный материал, пособия, игры. Эффективно использую коридор: в нем размещаю выставки фотографий, рисунков детей и родителей, поделок из природного материала. Созданная мною предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Следующим компонентом системы работы по художественно-эстетическому воспитанию явилась организация образовательного процесса.

Взаимодействие педагога и детей, направленная на эстетическое развитие, построена в трех направлениях:

организованная деятельность (занятия, развлечения, индивидуальная работа, игры);

совместная деятельность с детьми;

самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Работа с детьми веду в данных направлениях не изолированно, а в интеграции: музыкальное воспитание, художественно-речевая деятельность,

изобразительная деятельность.

Организовывая разнообразные формы работы с детьми отразилась на результатах: дети проявили интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной деятельности; участвовали в выставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках.

Действуя в своем направлении, работаю на общую цель, выполняя федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника согласовываюсь с семьями, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей построила по следующим направлениям:

вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении использовала различные приемы и формы : организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливались совместно родителями и детьми; привлекла их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогло сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляла через родительские собрания и консультации. Оформила папки - передвижки, выпустила информационные листы для родителей.

Работа носила целенаправленный, систематический, планомерный характер. Используя разнообразные формы работы что способствовало вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.

Оценку эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществила с помощью педагогического наблюдения.

В перспективе планирую совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС.

1.6. Нормативно-правовое и методическое обеспечение опыта :

- Конституция РФ и Конвенция ООН о правах ребенка (Сборник Международных договоров, 1993)

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13).

- Основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

- Парциальной образовательной программой художественно-эстетического развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, представляющей собой вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО;

II.Теоретическая основа опыта.

Теоретическая значимость опыта состоит в том, что мною разработана теоретическая концепция формирования у детей 2–7 лет эстетического

отношения к миру в условиях амплификации изобразительной деятельности. Концепция отвечает на запросы современной дошкольной дидактики и раскрывает эффективный путь обновления художественного образования дошкольников, представленный в форме теоретико-методической системы, включающей цели, задачи, принципы, психолого-педагогические и культурные условия, инновационные технологии, формы, методы, критерии, перспективы.

Сформулированы теоретико-методологические принципы реализации концепции: культуросообразности, природосообразности, семиотической неоднородности, развивающего характера художественного образования, приоритета содержания по отношению к методам и технологиям. Открыта перспектива организации культуросообразного образовательного пространства детского сада на принципах интеграции; определены интеграционные связи между категориями «отношение» и «деятельность»;

смоделирован вариант интеграции изобразительной и познавательной деятельности детей 2–7 лет. Раскрыт и описан способ организации тематического пространства занятий по принципу «бинарной оппозиции» в целях создания целостной картины мира.

Теоретическая модель формирования у дошкольников эстетического отношения к миру открывает более широкую область применения в педагогической науке и практике. Конкретизированы следующие понятия: «эстетическое отношение», «амплификация», «интеграция изобразительной и познавательной деятельности», «картина мира». Введены в педагогический оборот новые понятия: «экопластика», «биокерамика», «бумажный фольклор», «прорезной декор»; расширен ряд теоретических представлений дошкольной дидактики и педагогики искусства.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша»Опыт работы по теме: «Формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста посредством игр с блоками Дьенеша» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Рецензия на педагогический опыт «Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению посредством ИКТ» РЕЦЕНЗИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ ДЕТСКОЙ.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт»Уголок художественно-эстетического развития. Дидактическая игра «Составим натюрморт» Каждый раз пополняя уголки в группе, стараешься добавить, что то новое и интересное. В наше время трудно чем либо удивить детей. Но все.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт «Формирование художественно-эстетического развития детей посредством народного творчества»
Опубликовано: 23 марта 2020 в 15:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД