Елена Дакина
Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки. Формы и методы
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка – средство эстетического воспитания, она активизирует умственную деятельность, формирует моральный образ, воздействует на физическое развитие ребенка. В процессе общения с музыкой ребенок подчиняется интересам коллектива, получает навыки культуры поведения.
Инновационные формы воспитания дошкольника – это индивидуально-дифференцированный подход (учитывается уровень каждого ребенка, даются доступные, но развивающие его возможности задания, обязательно заканчивающиеся успехом, развлечения, праздники, а так же все виды Занятий:
Публикация «Педагогический опыт по эстетическому воспитанию дошкольников средствами музыки, Формы и методы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
- Доминантное занятие – используется для развития какой-либо музыкальной способности или ликвидирует отставание в какой-либо деятельности.
- Тематические занятия делятся на 3 вида: собственно-тематические, музыкально-тематические, сюжетно-музыкальные.
- Комплексные занятия – объединяют различные виды искусств: музыка, живопись, хореография. Цель проследить, как проходит тема разных видах искусства.
- Интегрированные занятия – в основе содержания тема или образ в одной тональности и тогда весь репертуар должен соответствовать одному настроению.
Метод – способы, с помощью которых педагог передает, а ребенок усваивает прием. Методы и приемы зависят от возраста, учебных задач, видов деятельности, этапов усвоения художественного материала.
Классификация педагогических методов.
А. В. Запорожца, Т. Марковой 1) метод прямого воздействия (дать задачу и как её выполнять); 2) метод опосредования педагогического воздействия (когда есть опыт, создаются условия, которые наталкивают на выполнение, можно дать совет); 3) метод проблемного воспитания и обучения детей (решение творческих заданий).
Ветлугина. 1) побуждение к сопереживанию, 2) убеждение в процессе восприятия; 3) поисковых ситуаций; 4) Наглядный метод – делится на наглядно-зрительный и наглядно-слуховой, который является ведущим. 5) Игра. 6) Проект.
Из своего педагогического опыта я хочу поделиться следующей темой:
Использование музыки в режимных моментах.
Цель: Гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление им музыкальных впечатлений, при координации деятельности воспитателя и музыкального руководителя.
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыкальных произведений у детей развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Чтобы приобщить ребенка к музыкальному искусству, необходимо заинтересовать его, познакомить со средствами музыкальной выразительности, воспитать эстетическое отношение к нему.
Введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства начинается с раннего возраста. Специфические задачи музыкального воспитания соответствуют возрастному уровню детей первого, второго и третьего года жизни. Это следующие задачи:
- дать детям радость и побуждать их к активности;
- дать яркие, художественные музыкальные впечатления;
- прививать интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.
Поэтому основу музыкальных занятий в раннем возрасте составляет в основном слушание пения педагога, звучание различных детских музыкальных инструментов и игрушек. Развитие музыкальной восприимчивости и активности детей связаны с радостными переживаниями, а также с выполнением игровых приемов воспитания. Хороший результат дает только то, что ребенок воспринимает охотно, с желанием.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности.
Звучание музыки фоном в режимные моменты (прием детей утром, зарядка, умывание, настрой на занятия, физкультминутки, подготовка ко сну, подъем и др.) создает эмоционально комфортный климат в группе.
Конспект проведения «Режима дня с навыков самообслуживания в песнях».
Тема: «Осенние картинки»
1. «Прием детей»
Воспитатель : Утром всех ребят встречаю, по секрету сообщаю: Осень в гости к нам пришла и подарки принесла. Посмотреть решила осень, как живет здесь детвора.
(Звучит песня «Осень постучалась», дети в приемной переодеваются, слушая музыку)
2. Зарядка.
Воспитатель : Часики бегут, бегут, на зарядку нас зовут. Становитесь в круг, ребятки, дружно сделаем зарядку. (Звучит песня «Тик-так», дети выполняют комплекс упражнений. Кукла Осень выполняет движения с детьми, затем разбрасывает на ковер листья.)
Воспитатель : Осень листья разбросала, вместе с нами танцевала. Вы листочки соберите, всем ребятам покажите. Мы подуем на листок, покружись для нас, дружок.
(дети выполняют дыхательное упражнение)
3. Мытье рук и пальчиковая гимнастика.
Воспитатель : Скоро завтракать пойдем, значит, дружно мы сейчас к умывальнику пройдем. Наши ручки мы помоем и ладошки разотрем. Звучит песня «Умывание».
4. Физкультурная минутка на развитие ритмического слуха.
Воспитатель : Как мы весело живем и танцуем, и поем, веселимся и играем, никогда не заскучаем. Становитесь-ка, ребятки, на ритмичную зарядку! (Звучит песня «У меня, у тебя звонкие ладошки)
5. Театрализация.
Воспитатель : Сказки любим мы читать и зверей изображать. Птичками летаем, целый день играем. А давайте мы сейчас песню разыграем.
(Инсценировка песни «Жили у бабуси». Используются атрибуты: платок, маски гусей.)
6. Подготовка ко сну.
Воспитатель : Отдохнуть пришла пора, одеяла и подушки очень ждут вас, детвора.
(Звучит «Сладкая греза», музыка П. Чайковского)
7. Пробуждение.
Воспитатель : Все проснулись, потянулись, улыбнулись. Глазки открываем, Осень мы встречаем. (Звучит музыка Чайковского). Отдохнули все ребятки и готовы малыши на веселую зарядку. (Звучит песня «Ты похлопай).
Таким образом, использование песен и классической музыки, звучащей вне занятий, способствует индивидуализации воспитательной работы с детьми, созданию в коллективе атмосферы доброжелательности и сотрудничества. Детские песни помогают согласовывать воспитательные усилия не только в рамках непосредственно образовательного процесса, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.