МААМ-картинки

Педагогический опыт работы «Формирование у дошкольников любви к малой Родине»

Лариса Алехина
Педагогический опыт работы «Формирование у дошкольников любви к малой Родине»

Воспитатель высшей категории: Алехина Лариса Викторовна.

Развитие работы по краеведению — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для любого уголка нашей Родины. Она наиболее эффективна, если организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагога и воспитанников. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного и гражданского воспитания.

Публикация «Педагогический опыт работы „Формирование у дошкольников любви к малой Родине“» размещена в разделах

Краеведение играет огромную роль в деле патриотического воспитания, оно неоценимо в приобщении к миру красоты и добра, в воспитании хорошего вкуса, высоких норм поведения в обществе. Живя в современном обществе, мы не должны забывать об истории родного народа, его истоках, богатых традициях, обычаях.

Дошкольное детство – важнейший этап становления личности. Одна из задач нравственного воспитания ребёнка – воспитание любви к Родине, к родному краю.

Направление, по которому я работаю последнее время «Привитие детям любви к малой Родине», рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Эта проблема актуальна потому, что сейчас, в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как Родина и преемственность поколений.

Суть моей работы хорошо отражают строки:

Должны быть обязательно,

Кроме родителей, четыре коня,

Как четыре матери:

Родная земля. Родной язык,

Родная культура. Родная история.

Моим девизом стали слова М. Горького «Помни, мира не узнаешь, не зная края своего».

Основные цели моей работы :

обеспечить историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к культурному населению народов России;

воспитание граждан уважающих прав и свободы личности;

формирование межличностных отношений;

разностороннее развитие детей, их творческих способностей.

В его основу положены принципы:

* Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов

* Развивающий характер обучения, основанный на детской активности

* Сочетание научности и доступности исторического материала

*Наглядность

* Рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и компетентность педагога

* Систематичность и последовательность. Воспитание эффективно, если оно системно.

* Принцип учета региональных условий в развитие патриотических идей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного, характеризующегося любовью к семье, городу, краю

*Принцип от близкого к далекому;

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило меня к проведению углубленной краеведческой работы, которая ведется по трем направлениям:

1. Информационный блок – переработка теоретических материалов и написание познавательных рассказов для детей.

2. Технологический блок – разработка конспектов НОД с использованием методов развивающего обучения.

3. Организационный блок – создание предметно-развивающей среды.

Эта проблема успешно решается, используя следующие формы работы :

- тематические НОД;

- целевые прогулки к памятникам славы, по улицам города, историческим местам;

чтение художественной литературы

использование аудио-видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений;

рассматривание иллюстраций, фотографий с изображение Русской природы, родного города Задонска;

проведение тематических выставок совместно с родителями.

Встречи с интересными людьми города;

проведение фольклорных праздников и развлечений.

Начала я свою работу с группы младшего возраста, с потешек, прибауток, которые приговаривают мамы, когда одевают, умывают, причесывают своих деток. Затем мы знакомимся с ближайшим окружением (дом, семья, детский сад) Для этого проведены НОД по познавательно-речевому развитию: «Я и моя семья», «Как меня зовут», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», по рисованию «Портрет семьи» (пальчиками, развлечение «Пасха пришла-праздник принесла», экскурсия «Улицы нашего города». В средней группе я расширила представления детей о Родине на основе знакомства с его архитектурными особенностями, с историческим прошлым Задонска. Мною проведены: НОД по познавательно-речевому развитию «Все мы дружно живем на земле», экскурсия к святому источнику, развлечение " Традиции русской кухни». Любят дети работать с пластилином, вылепляя предметы народного быта: ложки, кувшин. В старшей группе большое внимание уделяю инсценировкам по народным сказкам, где дети сами принимают участие, надевая русские костюмы в уголке «Ряжения». Подготовила и провела театрализованное представление по мотивам русской народной сказки: «Гуси-лебеди», развлечение «Народные умельцы», районное занятие по экологическому воспитанию «Что мы знаем о лесе». Также продолжаю знакомить с культурным наследием Задонска (поэты, художники, фольклор, ремесла). Особо запомнилось детям посещение краеведческого музея, дом писателя Н. Задонского, детской библиотеки. Во время НОД и вне ее дети знакомятся с различными гербами, флагами, знакомятся с картой России. Я рассказываю о географическом положении, природных условиях, животном и растительном мире края. Были проведены: НОД «Экскурсия в музей осени», прогулка «Синичкин день», развлечение «Веселое лето».

Мои дети очень любят играть в народные игры, в которые впитался многовековой опыт нашего народа, его культура, традиции.

Хорошей традицией стало посещение Задонского Дома школьника, где дети имеют возможность любоваться выставками народного творчества и, что-то с детьми стараемся воспроизвести у себя в детском саду. Они умеют отличать русскую вышивку от любой другой, знают ее колорит. Им нравится вырезать элементы народного орнамента. А еще в совместной деятельности мы лепим из глины «Романовские игрушки», на это нас натолкнуло посещение гончарной мастерской.

Для закрепления полученных знаний у детей мною созданы: театрализованные игры по сказкам: «Расскажи мне о себе», «Кто потерялся», сюжетно-ролевые игры: «Строим город», «Пройди по городу», творческие игры: «Путешествие по Задонску», «Что увидели в лесу», «Путешествие по реке Дон». Отражение полученных впечатлений можно увидеть в рисунках, песнях, играх, развлечениях.

Огромную помощь в моей работе оказывают родители. В начале года я посещаю семьи своих воспитанников. Целями своего посещения я ставлю следующие: знакомство с родителями, изучение особенностей каждой семьи, (узнаю, чем занимаются родители, выявляю микроклимат семьи, характер взаимоотношении в семье, их традиции и обычаи. Определяю, кто ближе из членов семьи к ребёнку, и какова роль каждого в воспитании малыша. Стараюсь установить добрые, доверительные отношения между детским садом и семьёй. В утренние и вечерние часы наблюдаю за общением родителей с ребенком в детском саду. Беседую с родителями о состоянии здоровья ребенка, его общении со сверстниками и с взрослыми. Даю консультации о том, как ребёнок должен развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями и психическим развитием. Цель таких встреч - дать возможность родителям узнать больше о своём ребёнке, интересоваться его интересами и неудачами и принимать активное участие в жизни детского сада.

Проводя анкетирование, узнаю интересы и склонности родителей, интересующие их вопросы, даю им нужную информацию. Подводя итоги анкетирования, приглашаю их на консультации, на которых стараюсь дать больше психолого-педагогической информации для родителей. На встрече с родителями ставлю перед собой цель – дать возможность родителям увидеть формирование познавательной активности ребёнка, уровень овладения мыслительными операциями (сравнение, анализ, обобщение, отношение детей к окружающему миру.

Традицией стало проведение семейных праздников таких как. «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я», «Посиделки» и т. д. Эти формы работы являются самыми эффективными формами взаимодействия ребёнка с родителями и воспитателями. Каждая встреча открывает детям что-то новое в жизни взрослых: одни умеют интересно рассказывать, другие – мастерить, третьи - играть. Родители и другие члены семьи по-новому видят своего ребёнка. Проникаются его интересами. В условиях двухсторонних эмоциональных контактов формируется понимание и любовь ребёнка к родителям, родителей к своему малышу.

В течение года родители вместе с детьми совершают полезные и добрые дела по улучшению условий пребывания детей в детском саду. Это участие в субботниках, в посадке цветов, деревьев, дети изготавливают кормушки и скворечники для птиц. Каждый год составляем «План работы».

Своим опытом я делюсь с педагогами детского сада, города, района. Выступила на педсовете с докладом: «Практика работы ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию», на семинаре-практикуме «Способы использования малых форм русского народного творчества, как средство частоты звукопроизношения».

По моей инициативе в каждой группе оформлен «Уголок России». Здесь представлены куклы в национальных костюмах, старинная утварь, книги русских писателей, альбомы с видами Задонска, диски с записями народных песен. Все это ежедневно используется детьми в самостоятельной деятельности и совместной деятельности с взрослыми.

Я постоянно совершенствуюсь и обновляю развивающую среду.

Составила перспективный план работы с детьми всех возрастных групп по «Краеведению».

Стала теснее связь и с родителями. Они больше стали вникать в наши проблемы, участвовать в жизни детского сада, предлагать свою помощь. Это оказывает плодотворное влияние на нравственное воспитание детей, приносит им радость от общения, очень радует нас - сотрудников детского сада.

Работа в социуме дала свои результаты: библиотеку стали посещать семьи наших воспитанников, с большим желанием и интересом родители вместе с детьми стали принимать участие в мероприятиях Дома культуры, Дома школьника, озеленении и благоустройству своего города.

Дети с желанием и радостью знакомятся с нашим любимым городом, а это значит, что они уже любят свою малую Родину, и есть надежда, что, повзрослев, они будут настоящими патриотами своего Отечества.

Дошкольное детство - яркий период жизни человека. Что вынесет из него ребенок? Конечно, светлый образ матери, тепло семейного очага, памятные места своего города. Но есть еще историческая память поколений. Моя задача — передать ее детям, пополнив их сердца не гаснущим светом народной культуры, знание традиций и истории своей страны. Именно эти ценностные ориентиры и рассматриваются мною в учебно-воспитательном процессе.

Публикации по теме:

Конкурсный детский проект «Моя малая Родина» Видео Конкурс : «Моя малая Родина» Автор-руководитель: Боброва Татьяна Викторовна, воспитатель высшей категории, стаж работы 30 лет в Муниципальном.

Оформление детского садаОформление детского сада Зимний сад создавался общими усилиями педагогов нашего детского сада. В зимнем саду создан уголок для экспериментирования. В планах создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт работы «Формирование у дошкольников любви к малой Родине»
Опубликовано: 3 мая 2014 в 17:00
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД