Елена Мануилова
Педагогический опыт «Реализация опытно-экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на "открытие" нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.
Публикация «Педагогический опыт „Реализация опытно-экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольника“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Одним из эффективных приёмов и методов в экологическом воспитании дошкольников является детское экспериментирование. Это новый, нетрадиционный подход в образование дошкольников, который позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, умение детей проектировать свою деятельность, закладывает навыки учебной деятельности.
Именно в процессе использования экспериментальной деятельности у дошкольников из любопытства возникает потребность в познании природы, понимании ее, стремление проникнуть за пределы увиденного и узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью и чувством удовлетворенности.
Учитывая актуальность значения, которое имеет экспериментальная деятельность в экологическом воспитании детей, была выбрана данная тема исследования.
Цель: создание системы работы по экологическому экспериментированию.
Исходя из цели и гипотезы определены следующие задачи:
-формировать у детей старшего дошкольного возраста мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
-развивать собственный познавательный опыт
-развивать поисково-познавательную деятельность, инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Система формирования экологических знаний посредством опытно – экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Методы формирования экологических знаний детей через опытно-экспериментальную деятельность детей в природе.
Опытно-экспериментальную деятельность мы распределили по направлениям:
- живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
- неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
- человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Разработали модель обучения детей организации экспериментирования.
Модель обучения детей организации экспериментирования
Этапы обучения Приемы Навыки исследовательской деятельности
Мотивация деятельности - создание развивающей среды;
- проблемные ситуации; Устойчивый интерес
- интрига и сюрпризные моменты Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога
Структура детского экспериментирования:
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Также был разработан перспективный план занятий по теме: “Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников.
Перспективное планирование разработано с учетом возраста
Были изучены программы: С. Н. Николаевой «Юный эколог», «Неизведанное рядом» и методические разработки теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова.
В процессе выполнения экспериментальной деятельности в природе, знания детей о свойствах и качествах, связи природных объектов становятся более осознанными и прочными. Так же изменялось и отношение детей к окружающему миру. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе, будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
После проведенной работы можно сделать вывод: что внедрение эколого- экспериментальной деятельности в учебный процесс, эффективно и качественно способствовало экологическому воспитанию детей. И уже к концу 2010 учебного года произошли позитивные изменения в развитии экологической культуры детей. Это доказывают и результаты мониторинга.
Педагогический мониторинг достижений ребенка в овладении знаний о природном окружении.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, снег, песок, стекло, воздух и т. п.) представляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Знакомясь с доступными явлениями природы, дошкольники учатся самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, Но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных экологических знаний. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться достоверные представления о явлениях и принципах их протекания.
Цель: установление эффективности использования детского экспериментирования как метода формирования экологического воспитания детей.
Были подобраны диагностические методики с определением целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования, выделаны структурные компоненты деятельности экспериментирования и те характеристики, которые определяются как "ряд навыков деятельности".
В процессе мониторинга экологического воспитания через экспериментирование отслеживается:
- умение детей видеть и выделять проблему;
- принимать и ставить цель;
- решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты.
- выдвигать гипотезы, предположения
- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- осуществлять эксперимент;
- делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.
В ходе мониторинга оценивается не столько конечный результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; как он думает и рассуждает, какие целеполагание ставит перед собой, планирует деятельность и ее реализует.
Результаты обследования заполнялись в графы диагностических карт.
Обследование проводилось в течении нескольких дней в начале, середине и в конце учебного года.
Некоторые задания выполнялись небольшими подгруппами, некоторые индивидуально
Чтобы повысить у детей знания в экологической культуре дошкольников мной был составлен перспективный план работы по эколого – экспериментальной деятельности, разработан ряд конспектов, консультаций для родителей, создана картотека дидактических игр проблемно- поискового характера, которые позволили достигнуть повышения качества знаний у детей в данном направлении.
Положительная динамика в развитии детей прослеживается за счет: разработки методического комплекса, включающего в себя цикл занятий, систему дидактических игр, разработку и создание коллажей, макетов по экологическому развитию детей. Использовались интерактивные формы проведения занятий, наблюдений игровые обучающие ситуации, проблемно – поисковые задания, экспериментирование, элементы сюжетно- ролевых игр.
Ожидаемые результаты:
Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни всего живого, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо. С желанием участвует в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.).Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней. Пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.