Ирина Коптелова
Педагогический проект «День народного единства» (для детей старшего дошкольного возраста)
Педагогический проект
«День народного единства»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Актуальность
Публикация «Педагогический проект „День народного единства“ (для детей старшего дошкольного возраста)» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в Российском государстве была чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Всем известно выражение: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», а современные дети весьма мало осведомлены о прошлом своей страны, своего народа.
Проблема
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к Родине и родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей является: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны - данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему; эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Цель проекта :
Формирование у детей патриотических качеств, любви к своему краю и стране.
Задачи:
Обучающие:
дать сведения об истории страны, ее символике;
познакомить с картой страны, показать расположение на глобусе;
познакомить детей с различными традициями русского народа, его культурой;
рассказать детям о людях, прославивших Родину, познакомить с историей праздника День народного единства;
формировать знания о многонациональности нашей страны.
Развивающие:
формировать умения детей в продуктивной и других видах деятельности;
развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям.
Воспитательные:
воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране;
воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям;
воспитывать уважение и толерантное отношение к другим народам и культурам.
вовлекать родителей в активное сотрудничество.
Предполагаемый результат:
формирование представлений о родной стране, желание быть патриотом своей Родины;
повышение интереса дошкольников к своему городу, его истории;
воспитание нравственных качеств личности: доброты, уважения к старшим, толерантное отношение к народам, населяющим Россию, любви к Отчизне;
знать историю своей страны, ее героев.
Вид проекта : информационно-творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок проведения проекта : 18 октября – 29 октября 2021г.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап
-выбор форм и методов работы с детьми;
-определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т. д.)
-составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями : подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта;
-изучение условий реализации проекта.
2. Основной этап, Мероприятия с детьми.
Познавательное развитие.
Занятие. Тема: «День народного единства».
Рассказ воспитателя: «О празднике народного единства».
Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему:
«Дружба народов разных национальностей», «Национальные обычаи народов», «Русский народный костюм».
Рассматривание альбома «Символика страны», «Детям о народах севера».
Дидактические игры: «Костюмы народов России», «Угадай русскую народную сказку», «Наряди куклу в национальный костюм».
Просмотр презентации «Моя Россия», «Красивейшие места моего города».
Настольные игры «Собери герб, флаг».
Беседа и рассматривание картинок «Коренные жители тайги», национальная одежда народов Ханты и Манси, хантыйского орнамента.
Дидактическая компьютерная игра «Кто, где живет?»
Речевое развитие.
Беседы об истории праздника Дня народного единства, «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает – народное единство?».
Чтение народных сказок про богатырей.
Чтение, обсуждение, заучивание стихотворения: З. Александрова «Родина», Чтение стихотворений «День народного единства».
Заучивание пословиц «На чужой стороне и весна не красна», «Человек без родины, что соловей без песни».
Чтение хантыйской сказки «Береста, брусника и уголёк»,
Чтение мансийской сказки «Берестяной нос».
Чтение сказок народов севера «Ягодка, клюква и сено», «Старик и медведь», «Мальчик Идэ», «Гордый олень».
Чтение и заучивание стихотворений нашей землячки – поэтессы Лилии Такташевой.
Социально-коммуникативное развитие.
Экскурсия в «Региональный историко – культурный и экологический центр».
Беседы «Моя страна», «Символы государства», «Дружба народов», «Россия - многонациональная страна»,
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Защитники», «Виртуальная экскурсия по знаменательным местам нашей страны», «Магазин народной игрушки», «В гостях у бабушки», «Путешествие на Север», «В гости к жителям гор».
Презентации: «Наша Родина-Россия»
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Дружат дети всей России», «Кремль», «Национальный костюм», рисование нефтью.
Лепка: «Дружба народов», «Триколор».
Слушание «Гимн РФ», «Национальная музыка (по выбору воспитателя)».
Хороводная игра «Веночек», «К нам гости пришли».
Физическое развитие.
Русские народные подвижные игры : «Золотые ворота», «Эй, дружок, продай горшок», «Где был Иванушка», «Кот и мыши», «Жмурки»
Спортивная игра «Крепость и защита».
Подвижные игры народов Севера «Перетяни», «Льдинки, ветер и мороз».
Подвижные игры «Палочка – стукалочка», «Чай, чай - выручай»,
«Перетягивание веревки».
Конструирование.
- «Старинная крепость», «Город»
- Конструктивно-модельная деятельность из бумаги «Чум».
Мероприятия с родителями:
Консультация «Расскажите детям о России».
Оформление папок – передвижек для родителей на тему: «Воспитываем патриота».
Изготовление информационных буклетов для родителей «Национальные подвижные игры»
Заключительный этап
Игра – викторина «Мы – патриоты».
Конкурс чтецов «Наша Родина», «Разукрасим мир стихами»- стихотворения Лилии Такташевой
Мероприятие: «День народного единства»
Оценка результатов проекта.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, страны, символике, достопримечательностях; будут знать имена тех, кто прославил свою Родину; начнут проявлять интерес к событиям жизни страны, и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Совместное создание работ по теме проекта, показало, что родители с энтузиазмом подходят к различным поручениям. А так же заучивание стихотворений, сподвигло родителей, расширить кругозор ребенка по данной тематике. Видна готовность родителей к сотрудничеству.
Демонстрационный материал:
Тематические плакаты. Россия – любимая наша держава. ФГОС.
Комплект познавательных мини-плакатов.
Демонстрационный материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Народы России и ближнего зарубежья.
Серия: «Информационные стенды для ДОУ. «Россия – наша Родина».
Литература:
Мы живем в России. Елена Запесочная. 2014 г.
Наша Родина – Россия. Энциклопедия подготовки к школе. 2015 г. Киктев С. М. Редькина Т. В.
Я живу в России. Л. Б. Дерягина2015 г.
Народы России. Детская энциклопедия РОСМЭН 2016 г.
С чего начинается Родина. Составитель В. Г. Ермолаева.
У родного порога. Сборник стихов жителей поселка Горки Ленинские
Герб и флаг России. Е. К. Ривина.
Сказки: Добрыня и Змей Горыныч, Илья Муромец, Никита Кожемяка, Алеша Попович и Тугарин Змеёвич, Потык - Богатырь.
Л. Такташева ; Чудесная планета. : стихи для детей / 2007г.