Папки-передвижки

Педагогический проект «ДОУ + семья = партнеры»

Ирина Черновская
Педагогический проект «ДОУ + семья = партнеры»

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетенции педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность современного педагога является условием эффективности организации образовательного процесса, она определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с возникающими в психолого-педагогическом процессе ДОУ, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задачи развития ребенка. В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Сотрудничество с семьей одно из основных актуальных направлений работы нашего детского сада. Согласно статье 64 Нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям методическую, психолого-педагогическую и консультативную помощь. Исследования целого ряда авторов (Е. П. Арнаутова, Е. М. Вроно, А. И. Захаров, Л. В. Загик,О. Л. Зверева, Т. А. Маркова др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи. Условием оказания педагогической помощи родителям является успешное установление контактов между участниками педагогического процесса. Ведущая роль в организации общения принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, педагогу важно обладать коммуникативными умениями. Он должен дать почувствовать родителям свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Профессиональная компетентность воспитателя предполагает: умение устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в разговоре с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения; обладание ценностными ориентациями, сформированностью профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др., глубоко владеть представлениями о семье, ее воспитательном потенциале, знаниями специфики взаимодействия общественного и семейного воспитания. Социальное партнерство детского сада и семьи – ключевая проблема, стоящая перед современным ДОУ. Наш детский сад посещают 145 воспитанников. Кто их родители? Какие они?

Публикация «Педагогический проект „ДОУ + семья = партнеры“» размещена в разделах

Описание учреждения

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №497 «Мишутка» комбинированного вида функционирует с 1989 года, т. е. 24года. В ДОУ действуют 6 групп для детей от 1,5 до 7 лет. Дошкольное образовательное учреждение работает по программе Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова,М. А. Васильева «От рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском саду.

Основными задачами деятельности ДОУ являются:

1. Сохранение и укрепления здоровья детей, совершенствование физкультурно-оздоровительной работы, формирование у детей потребности в здоровом образе жизни;

2. Создания условий для всестороннего развития дошкольников, формирования познавательной активности, интереса и первых навыков учебной деятельности, с целью обеспечения готовности к успешному переходу на следующую ступень образования;

3. Формирование духовно-нравственных ценностей и общественно-гражданских позиций у воспитанников;

4. Формирование предпосылок к успешной социализации и адаптации детей в окружающем мире;

5. Содействие родителям в решении образовательных задач семьи, способствовать формированию родительской психолого-педагогической культуры.

В детском саду трудятся 14 педагогов с различным профессиональным уровнем. Среди сотрудников есть молодые специалисты - 50%, «педагоги-стажисты» - 50%, которые работают с открытия детского сада. Возраст педагогов разный, от 20 до 65лет.

Можно выделить ряд недостатков, которыми характеризуется процесс организации общения педагогов в дошкольном образовательном учреждении с родителями воспитанников: формализм, отсутствие согласованности, построение общения педагогов и родителей на уровне взаимных претензий. В результате наблюдений и проанализировав анкеты коллег, я выделила ряд причин сложностей взаимодействия педагогов и семьи :

o Низкий социальный статус профессии воспитателя;

o Стихийность построения общения с родителями;

o Неумение педагогов выстраивать процесс общения с родителями;

o Различие взаимных ожиданий.

Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем:

Устранения недоверия со стороны родительской общественности;

Знание воспитателями запросов родителей, внутрисемейных традиций и трудностей семейного воспитания;

Обогащение опыта педагогов разнообразными формами общения с родителями;

Формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения.

Существует противоречие между потенциальными возможностями оказания помощи родителям в воспитании детей и отсутствием у них необходимых теоретических знаний и практических умений компетентно оказывать данную помощь.

Молодым специалистам в самом начале своей педагогической деятельности очень тяжело эффективно работать с родителями своих воспитанников. У них не сформированы представления о типах семей, о типичных трудностях молодой семьи, о стилях семейного воспитания, они не знают, как грамотно построить общение, найти для него необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги со стажем используют в своей педагогической практике традиционные формы сотрудничества с семьями такие как : родительские собрания, консультации, беседы и не владеют современными формами взаимодействия с родителями. Но бывает, что причина трудностей в общении кроется в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании и не хотят их признать, исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития профессиональной компетенции педагогов ДОУ в общении с родителями.

Решение данной проблемы составляет цель проекта : создать условия для повышения уровня профессиональной и коммуникативной компетенции педагогов в вопросах взаимодействия с семьей, внедрение новых форм сотрудничества в практику ДОУ.

Задачи:

1. Повысить профессиональную компетентность воспитателей в общении с родителями через разнообразные методы и формы методической работы;

2. Сформировать профессионально-значимые установки и личностные качества воспитателей для эффективного общения с родителями;

3. Активизировать представления о типах семей, о типичных трудностях молодой семьи о стилях семейного воспитания;

4. Мотивировать педагогов к сотрудничеству с родителями в нетрадиционных формах.

Этапы реализации проекта :

I. Диагностический 2012г

Цель: Изучить состояние развития профессиональной компетенции педагогов в общении с родителями воспитанников.

Задачи:

1. Выявить степень удовлетворенности педагогов и родителей сложившейся системой работы по взаимодействию с семьями воспитанников;

2. Определить уровень представлений педагогов о семье (структуре, функциях, динамике, типичных проблемах, и стилях семейного воспитания, о современных формах сотрудничества;

3. Выяснить, владеют ли педагоги методами диагностики детско-родительских отношений типичных трудностей воспитания ребенка, методами эффективного общения;

4. Выявить положительный опыт общения с родителями.

Методы:

• Анкетирование

• Беседа

• Наблюдение

• Интервьюирование

Реализация данного этапа позволит:

Выявить уровень сформированности теоретических представлений о семье, о методах диагностики детско-родительских отношений и владении различными формами организации сотрудничества с родителями;

Наметить дифференцированные подходы для повышения эффективности мотивационного и основного этапа.

На данном этапе я провела следующие мероприятия:

• Анкетирование воспитателей «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями.

• Тестовый опрос воспитателей по методике Е. П. Авруневой.

• Анкетирование воспитателей «Взаимодействие с семьей».

• Анкетирование родителей «Наши воспитатели».

Совет педагогов «Ярмарка педагогических идей» с выступлением «Инновационные формы сотрудничества с семьей в современном этапе развития образования».

Система мониторинга основывалась на анкетировании и опросах родителей и педагогов.

По данным анкетирования выяснилось, что от учреждения родители хотели бы получать:

максимально полную информацию о ребенке;

педагогические консультации по воспитанию ребенка;

рекомендации по выбору литературы о воспитании детей.

С целью выяснения правовой культуры родителей было проведено анкетирование в ходе, которого было установлено, что правовая и педагогическая культура большинства из них находится на низком уровне. С положением Конвенции о правах ребенка ознакомлен лишь 1% родителей. О существовании семейного кодекса известно 58% опрошенных, но назвать свои права и обязанности в отношении ребенка, кроме заботы о его здоровье и образовании, смогли только 28%. Об остальных нормативно-правовых документах Российской Федерации родителям ничего не известно.

Анкета предусматривала вопрос, кого родители считают более ответственными за воспитание ребенка – себя или дошкольное образовательное учреждение. Значительная часть родителей (63%) полагают, что педагоги могут помочь только советом, а действовать все равно должны в первую очередь они сами; 27% - что родители и сотрудники учреждений образования в равной степени отвечают за воспитание детей, и только 10% «хотели бы, чтобы заботу о перевоспитании нашего ребенка взяли на себя педагоги – ведь это их профессия». Эти данные показали, что родители не склонны делегировать ответственность за воспитание своих детей, что является позитивной предпосылкой для ведения коррекционной работы с ними.

Было проведено исследование об отношении родителей к источникам информации, чтобы понять их эффективность.

Результаты их ранжирования по значимости для родителей оказались следующими:

собственная интуиция;

педагогическая и психологическая литература;

воспитатель детского сада;

журналы по вопросам воспитания и образования

личный опыт родителей и то, как их воспитывали в детстве.

Небольшим доверием пользуются советы других родителей, друзей, соседей, информация СМИ.

В незначительной степени заинтересованы родители в совместной творческой деятельности с детьми в рамках мероприятий дошкольного учреждения. Опрос показал, что литература и советы педагогов представляют для родителей достаточную значимость, чтобы опереться на них в воспитании детей.

Уровень взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников был выявлен в ходе анкетирования по теме «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями». Подведение итогового анкетирования показало, что 28% педагогов на все вопросы ответили положительно и затруднений в общении с родителями не испытывают. Наибольшие затруднения вызывают у воспитателей установление партнерских отношений с родителями. 43% педагогов считают, что они слабо владеют техникой диалогического (без оценочного) общения. 29% педагогов считают, что они слабо владеют методами изучения опыта семейного воспитания, недостаточно обладают знаниями о семье, которые используют в индивидуальном и дифференцированном общении с родителями.

Таким образом, по данным анкетирования видно, что родители не очень хорошо знают свои права и обязанности, следствием чего является низкая активность, конфликтность, а иногда и безответственность. Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями. Родители, вынужденные постоянно адаптироваться к новым условиям жизни, ее требованиям, затрудняются выполнять свои обязанности по воспитанию ребенка, которого весь день на работе, и на духовное и интеллектуальное общение с детьми у них практически времени не остается.

Анализ работы воспитателей с родителями показал, что наряду с положительными сторонами сотрудничества имеются и существенные недостатки: воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержание и методы; содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно; воспитатели при выборе форм сотрудничества не учитывают возможности, условия жизни конкретных семей и их интересы.

Результаты диагностики и анкетирования родителей и воспитателей помогли наметить пути дальнейшей работы ДОУ по взаимодействию с родителями.

На данном этапе актуальными явились следующие мероприятия:

• Создание творческой группы педагогов единомышленников.

Ролевая игра:

«Родители и педагоги в зеркале взаимных ожиданий» (часть Совета Педагогов)

Дискуссия:

«Кодекс общения педагогов с родителями» с элементами кейс-стади

Межгрупповой конкурс:

«Лучшая родительская газета «Здорово жить!»»

Консультации для педагогов :

«Типы семей. Стили семейного воспитания»

• «Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей и родительские собрания в ДОУ»

Семинары - практикумы:

«Особенности разработки и проведения анкетирования родителей»

«Приходите, приходите, двери к нам всегда открыты»

«Развитие коммуникативно-речевых умений педагогов»

• Интерактивный семинар «Роль наблюдения в работе воспитателя»

Дискуссия:

«Современная семья : какая она?»

Педагогическое проектирование :

• «Праздник на пороге + аукцион идей (организация мастер-классов, выставок, праздников, спортивных досугов)

«Родители-партнеры-коллеги» (встречи с интересными людьми)

• Совет педагогов : «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (в форме деловой игры)

Мною разработана система взаимодействия с семьями воспитанников. Для повышения роли семьи в воспитании ребенка было намечено использование разнообразных форм сотрудничества с родителями:

Анализ и обсуждение результатов работы по реализации проекта «ДОУ + семья партнеры» привел педагогический коллектив к решению о необходимости продолжения инновационной деятельности. Перспективы дальнейшего развития дошкольного образовательного учреждения, такие как информатизация расширение сайта детского сада, повышение информационной компетентности сотрудников ДОУ, участие коллектива учреждения в разработке и реализации проектов муниципального и регионального уровня.

Таким образом, в результате реализации проекта повысилась педагогическая компетентность родителей, сотрудничество ДОУ и семьи проявляется в активном участии родителей в образовательном процессе. Между педагогами и родителями сложились доверительные отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса в ДОУ.

В дошкольном учреждении стали использоваться интерактивные формы сотрудничества с родителями: мастер-классы, практикумы, выпуск газет, выставки-презентации, совместные проекты, акции, которые позволяют использовать дифференцированный подход в виде групповой и индивидуальной работы с семьями воспитанников. Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников вызвали у педагогов желание обновить содержание консультаций, дискуссий, сделать их более интересными, актуальными. Возникла потребность в самообразовании, поиске разнообразных методов общения с родителями. Это позволило перейти к новым формам отношений родителей и педагогов и реализовать открытость дошкольного образовательного учреждения «внутрь». Педагоги стали готовы открыть себя в какой-либо деятельности, рассказать об успехах, поделиться тревогами, при этом соблюдая такт и избегая панибратства. Такой подход к работе с семьями воспитанников значительно активизировал участие родителей в образовательном процессе ДОУ.

Публикации по теме:

Педагогический проект «Семья и ДОУ — партнёры в воспитании здорового ребёнка» Цель: использование различных методов для психолого-педагогического просвещения родителей с целью повышения уровня общей и педагогической.

Фотоотчет «Наши лучшие друзья и партнеры»Фотоотчет «Наши лучшие друзья и партнеры» ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ. Для продолжения музыкального образования наших воспитанников и выпускников, ведется тесное сотрудничество с Детской.

Педагогический проект «Моя семья» Педагогический проект»Моя семья» (игровой, творческий) Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель. Цель: Формирование.

Педагогический проект «Моя семья» Педагогический проект «Моя семья» Тип проект: долгосрочный; творческий, информационно-исследовательский. [3. c. 4] Сроки проведения: сентябрь.

Педагогический проект «Моя семья» во второй младшей группе Педагогический проект «Моя семья» во второй младшей группе. Выполнила: Мешкова Лариса Анатольевна Воспитатель 1 квалификационной категории.

Педагогический проект «Семья» Тип проекта: познавательно-воспитательный. Возраст детей: 3-4 года. Продолжительность проекта: 5 недель. Период выполнения: проект был.

Педагогический проект в группе компенсирующей направленности «Семья. Что может быть дороже!» Название проекта – «Семья - что может быть дороже!» Тип проекта – творческий, информационно-исследовательский. Возраст детей – старший дошкольный.

Педагогический проект «Все мы — дружная семья» по теме «Партнерское взаимодействие с родителями дошкольников» Семья – это первый и самый важный воспитатель ребёнка. Воспитание в семье имеет свою специфику и отличается от воспитания в ДОО. Оно В основе.

Проект «Семья — это дом, тепло и уют. Семья — это там, где тебя всегда ждут» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 «Вишенка» Проект на тему «Семья – это дом, тепло.

Психолого-педагогический проект «Папа, мама, я — счастливая семья!» Вся жизнь взрослого человека похожа на бег в колесе. Мы месяцами не видимся с друзьями, мы активны только в социальных сетях. Мы вечно спешим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «ДОУ + семья = партнеры»
Опубликовано: 27 февраля 2016 в 13:36
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД