Анна Малиновская
Педагогический проект «Дружба народов великой страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы:
педагог-психолог Малиновская А. Е. ,
музыкальный руководитель Епищева В. Н.
Актуальность
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют свыше ста пятидесяти больших и малых народов, различных по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб.
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Дошкольный возраст является самым естественным и верным путем для формирования нравственных ценностей. Именно в этот период закладывается «фундамент» настоящего патриотизма, которое так многогранно по содержанию. Воспитывая в дошкольниках чувство патриотизма, необходимо, как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, сформировать у ребенка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Важно чтобы в жизни маленький гражданин хорошо знал и понимал историю и культуру своей Родины, и наряду с этим был приобщен к истории и культуре других республик. Необходимо формировать у детей желание больше узнать о своей стране, о людях ее населяющих, воспитывать доброе уважительное отношение к представителям других народов.
Публикация «Педагогический проект „Дружба народов великой страны“» размещена в разделах
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Цель: Формировать у дошкольников представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Задачи:
Образовательные:
• формировать представление о России как многонациональном государстве, но единой стране;
• познакомить детей с традициями, языком, кухней, костюмом и культурой народов России.
Развивающие:
• содействовать реализации творческих способностей к различным видам деятельности;
• развивать коммуникативные способности детей, эмоциональный интеллект, психологические процессы;
• совершенствовать умение рассуждать, делать выводы.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к людям разных национальностей, к их культуре, традициям, языку;
• прививать любовь к Родине, народу;
• воспитывать гражданскую ответственность, чувство патриотизма и гордости.
Тип проекта
1. По доминирующему методу: информационно – познавательный.
2. По характеру контактов: внутри возрастной группы.
3. По продолжительности – долгосрочный.
4. По профилю знаний: социально – личностное развитие.
5. По типу объекта проектирования : социальный.
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы и родители, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое.
Необходимые условия реализации проекта :
1. Интерес детей и родителей,
2. Методические разработки,
3. Интеграция со специалистами дошкольного учреждения.
Принципы работы:
• Принцип ведущей деятельности. Игра как ведущая деятельность дошкольника рассматривается как базовая форма познания и общения НОД.
• Принцип возрастного развития. Предлагаемый для работы материал ориентирован одновременно и на возрастные особенности контингента, и на зону их ближайшего развития. Это дает возможность детям с различным уровнем возрастного развития чувствовать свою познавательную и коммуникативную компетентность.
• Принцип индивидуального личностного развития. Происходит учет особенностей отдельного ребенка в контексте групповой развивающей работы.
• Принцип содействия развитию ребенка. Его реализация связана с формированием профессиональной позиции педагога и специалиста.
Методы и формы работы:
• Метод беседы,
• Метод ролевой игры,
• Поисково-познавательный метод,
• Игровой метод,
• Иллюстративный метод,
• Метод «обратной связи»,
• Художественное творчество,
• Конструктивно-продуктивная деятельность.
Проблема: Недостаточное познание о культуре, традициях разных народов, проживающих на территории России.
Ожидаемый результат:
1. Расширение знаний детей о республиках, входящих в состав России.
2. Формирование уважительного отношения детей к культуре, обычаям и традициям других народов.
3. Поддержание интереса детей и желание узнать больше о своей Родине как о многонациональной стране.
Предварительная работа:
• Постановка целей и задач,
• Планирование,
• Создание презентаций, оформление информационной агитации,
• Подбор иллюстраций, художественной литературы, музыкальных произведений,
• Подготовка материалов для продуктивной деятельности,
• Работа с родителями по организации активных форм взаимодействия.
Программа пошаговой реализации проекта
Наименование этапа Основные задачи Содержание работы
Организационно-прогностический (подготовительный)
(сентябрь-октябрь) -выявить степень разработанности проблемы в теории педагогики и практике образовательных учреждений,
- выработать теоретические положения,
- спланировать ход и спрогнозировать результаты реализации проекта. - формирование цели и задач проекта,
- определение участников реализации проекта,
- проведение анализа литературы, изучение имеющегося педагогического опыта по проблеме,
- распределение ролей в команде,
- определение продукта (ов) проекта.
Содержательно-процессуальный (реализационный)
(ноябрь-март) - проверить эффективность реализации проекта. -пошаговая реализация проекта (знакомство с народами Татарстана, Кавказа, народами Севера,
- текущий анализ промежуточных результатов реализации проекта, корректировка программы,
- сбор накопленного материала,
- оформление проекта.
Аналитический (заключительный)
(апрель-май) -дать оценку эффективности предлагаемого проектного метода,
-рекомендации. -обработка полученных результатов,
- представление опыта.
Перспективное планирование проекта
№ п/п Содержание Задачи Срок Ответственный
Блок «История места»
1
Познавательная деятельность:
- Просмотр научно-популярных фильмов;
-Цикл бесед «Знакомство с географическим расположением, государственной символикой изучаемых республик»;
-Цикл бесед «Знакомство с великими людьми России»;
-Презентация «Россия - многонациональное государство»;
-Дидактическая игра «Чей флаг», «Какие народы живут в России»;
- Викторина «Родина моя».
Продукт деятельности:
-Выставка рисунков «Какой я вижу свою страну».
Взаимодействие с родителями:
- Стендовая информация «Растим патриотов».
Домашнее задание: коллаж «Моя Родина - Россия», мини-сочинение «Что такое друг и дружба» - воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма за Родину, как многонациональное государство;
-способствовать формированию у детей уважения, интереса к народам России и гордости за свою страну;
-обобщить и систематизировать представление детей о многонациональной Родине.
Ноябрь
Воспитатель группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Блок «Национальный костюм»
2 Познавательная деятельность:
-Цикл бесед «Знакомство с национальными костюмами (орнаментом)»;
-Дидактическая игра «Узнай чей костюм», «Найди отличия»;
- Рисование «Мир национальных костюмов».
Продукт деятельности:
-Аппликация с элементами конструирования «Национальный головной убор»;
Взаимодействие с родителями:
-Мастер-класс с мамами «Секреты русского костюма»;
-Пошив национальных костюмов для кукол. - воспитывать интерес к жизни народов России, развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования;
- приобщать детей к истокам культуры народов населяющих нашу страну, помочь понять символику цвета и расположение орнамента в костюмах.
Декабрь
Воспитатель группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Блок «Национальная кухня»
3
Познавательная деятельность:
-Цикл бесед «Разнообразие гастрономических вкусов»;
- Презентация «Запеченные фантазии»;
- Дидактические игры «Старинное и современное» (кухонная утварь);
- Лепка из соленого теста «Национальные десерты».
Продукт деятельности:
-Кулинарная книга «Рецепты народов России»,
-Альбом иллюстраций «Украшение блюд».
Взаимодействие с родителями:
-Познавательный досуг «Особенности национального вкуса», чаепитие. - сформировать и расширить представление о кулинарных традициях, как части культуры народов России;
- воспитывать гордость за свою страну.
Январь
Воспитатель группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Блок «Национальный фольклор»
4
Познавательная деятельность:
-Цикл бесед «Знакомство с малыми фольклорными формами»;
-Цикл бесед «Знакомство с музыкальными инструментами, подвижными играми и забавами народов России»;
- Презентация «Танцы разных народностей».
Продукт деятельности:
-Вернисаж работ «Музыкальные инструменты»;
- Лэпбук «Фольклор от самой колыбели»;
- Картотека народных подвижных игр;
- Картотека пальчиковых игр.
Взаимодействие с родителями:
- Посиделки «Как бывало в старину»;
-Аудио сборник «Колыбельные народов России».
Домашнее задание: книжки-малышки «Сказки народов России» - воспитывать нравственные качества личности дошкольников, средствами изучения фольклора;
-содействовать реализации творческого потенциала детей, расширять кругозор.
Февраль
Воспитатель группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Блок «Национальные ремесла, промыслы»
5
Познавательная деятельность:
-Цикл бесед «Знакомство с традиционными промыслами, ремеслами»;
- Рисование «Роспись бумажных тарелочек»;
-Интерактивная игра «Всякой девице и молодцу ремесло идет к лицу».
Продукт деятельности:
- Вернисаж детских работ из пластилина «Городок ремесленников».
Взаимодействие с родителями:
- Мини музей «Народные умельцы».
-воспитывать интерес к народному творчеству и традиционным ремеслам;
-познакомить детей с видами промыслов народов России и технологией их изготовления;
-развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.
Март
Воспитатель группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Список используемой литературы:
1. Ермакова Т. В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т. В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
2. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. М., 2007г.
4. Корнилаева Л. В., Комнатная Ю. С. Актуальность нравственно-патриотического и социального воспитания дошкольников в контексте современного обновления дошкольного образования (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2017. — №44. — С. 159-161. — URL https://moluch.ru/archive/178/46064/
5. Мосалова Л. Л Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, – СПб. : детство-Пресс, 2011г.
6. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Мулько И. Ф., -ТЦ: сфера, М., 2009г.
7. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : детство-Пресс, 2000.
8. Интернет – ресурсы.