Наталья Келлер
Педагогический проект «Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
1. Актуальность…. 2 стр.
2. Цель, задачи…4 стр.
3. Стратегия, методы и механизм реализации проекта…. 5 стр.
4. Литература…. 6 стр.
5. Этапы реализации проекта…7 стр.
6. Тематический план ОД в мини-музее…. 8 стр.
7. Дальнейшее развитие …10 стр.
Актуальность
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается. Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ. Так, в п. 6 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утв. приказом Минобразования науки России от 27.10.2011 № 2562, среди основных задач дошкольного образовательного учреждения указано "воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье".
Публикация «Педагогический проект „Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей особенности крестьянского быта?
Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.
Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину, и с другой -отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта :
создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа;
Задачи проекта :
- познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
-развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;
-обогащать и активизировать словарный запас детей;
-дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;
-прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;
Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь - май)
Предполагаемый продукт:
1)Сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств.
2)Обогащен и активизирован словарный запас
3)Создан мини-музей «Русский быт».
Формы и виды работы с детьми.
-Беседа
-Рассказ
-НОД
-Чтение художественной литературы
-Игра
-Экскурсии
Список литературы.
1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.
2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.
3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста : // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 64с.
5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.
6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77.
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы https://www.tc-sfera.ru
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Содержание работы Сроки
1)Консультация с родителями «Мини-музей в детском саду» Сентябрь.
2)Проведение бесед с родителями о создании музея в группе.
3)Определение темы, названия музея, разрабатывание его модели, выбор места для его размещения.
Практический этап.
Содержание работы Сроки
1)Создание мини-музея в группе. Октябрь-ноябрь.
2)Сбор экспонатов для музея.
3)Разработка экскурсий и мероприятий.
4)Пополнение музея экспонатами. В течение года.
Внедренческий этап.
Содержание работы Сроки
1)Торжественное открытие мини-музея. Декабрь.
2)Экскурсии.
3)Приглашение гостей.
4)Проведение образовательной деятельности в музее.
5)Создание презентации и альбома мини-музея. Апрель-май.
Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.
Тема Образ. области Цель образовательной деятельности Сроки
«Знакомство с русской избой» Социально-коммуникат. ,
Речевое. Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами: изба, горница, каравай.
Декабрь.
«К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Речевое, познавательное. Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.
Январь.
«Народная игрушка – матрешка» Познавательное, речевое, худож. -эстетич. Знакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства.
Февраль.
«Волшебная дудочка» Речевое, худож. -эстетич. Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу: ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русск. народным инструментам.
Февраль.
«Эх, лапти мои, лапти липовые…» Физическое, речевое, познавательное,худ. -эстетич. Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.
Февраль.
«Госпожа честная Масленица» Речевое, познавательное, худож. -эстетич., физическое, социально-коммуникативное. Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица». Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.
Март.
«Великий праздник Пасха» Речевое, познавательное, худож. -эстетич. социально-коммуникативное. Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения.
Апрель.
«Народная игрушка кукла-самоделка» Познавательное, худож. -эстетич, речевое. Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.
Май.
«Наша изба – на славу хороша»(посиделки, развлечение) Худож. -эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков.
Май.
Дальнейшее развитие проекта.
По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русский быт» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.
Своим опытом по воспитанию патриотических чувств у детей в процессе создания мини-музея и работы с ним, я планирую поделиться с коллегами. Такими способами, как демонстрация тематического планирования, альбомами, созданными в процессе реализации проекта.
В июне планируется начать работу с детьми по знакомству с родным селом, как малой Родиной.