Светлана Пальчук
Педагогический проект «Формирование культуры здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Видеть красивого, умного, и здорового ребенка желание каждого, кто находится рядом с ним, кого волнует его будущее!
Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны
Живя в условиях нашего региона, мы наблюдаем, что здоровье детей катастрофически падает, высокий уровень патологии детей дошкольного возраста выдвигает в настоящее время на первый план решение проблемы здоровья подрастающего поколения.
Публикация «Педагогический проект „Формирование культуры здоровья“» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
В дошкольном возрасте формируется биологический и социальный компоненты здоровья. Не воспитав у детей данного возраста осознанного отношения к своему организму через здоровый образ жизни, общество никогда не сохранит тот потенциал здоровья, который заложен у ребенка при рождении. Поэтому проблема формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.
Решать эту проблему необходимо через применение в рамках образовательного процесса здоровьесберегающих педагогических технологий и просвещение педагогов, детей и родителей. Содержание направлено на становление ценностного отношения у дошкольников к здоровью и здоровому образу жизни, на формирование навыков сохранения и укрепление здоровья через полученные представления и знания об особенностях своего организма, о закономерностях его функционирования и правилах здорового образа жизни.
Дошкольный возраст является фундаментом физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спорта.
Предлагаемый проект охватывает все составные компоненты (фундамент) здорового образа жизни :
Правильное питание;
Рациональная двигательная активность;
Закаливание организма;
Развитие дыхательного аппарата;
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
В результате проекта мы закладываем необходимые знания, умения и навыки по этим составляющим.
ВИД ПРОЕКТА :
Социально-значимый.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
• воспитанники МАДОУ (возраст 3-7 лет);
• родители дошкольников;
• воспитатели МАДОУ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: обеспечение работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, педагогов, родителей формированию осознанного отношения к здоровью, как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников осознанное отношение к здоровью, как ведущей ценности и мотивации здоровому образу жизни.
2. Перестроить мышление педагога на здоровый образ жизни, пополняя при этом теоретические знания, обучение традиционным и нетрадиционным методикам и технологиям, направленным на оздоровление, физическое и психологическое здоровье детей.
3. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, обучение конкретным приёмам и методам оздоровления, участие в совместных оздоровительных мероприятиях, проводимых в МАДОУ и семье.
4. Развитие долговременного сотрудничества с социальными партнёрами по созданию условий, способствующих оздоровлению детского организма.
5. Развитие материально-технической базы.
6. Обеспечение партнерства педагогов, родителей и социума по реализации проекта
Основные пути реализации проекта мы видим в пяти направлениях деятельности:
Первое заключается в том, чтобы перестроить мышление педагога на здоровый образ жизни, пополняя при этом их теоретические и практические знания.
В рамках проекта предусмотрены следующие мероприятия: заседание рабочей группы педагогов учреждения по реализации проекта, заседание Совета учреждения, проблемные лаборатории педагогов и сотрудников, педагогическая мастерская, ярмарка педагогических идей.
Второе направление проекта – состоит в обучение ребёнка самостоятельно заботиться о своём здоровье.
Основными формами организации валеологического обучения являются познавательные занятия из цикла «Школа здоровья», которые включают в себя темы «Я и моё тело», «Вода – и Я!», «Я и движение» и т. п., физкультурно – оздоровительные занятия, закаливание, игры, игровые ситуации, беседы, театральные представления, чтение художественной литературы, праздники, развлечения, экскурсии, наблюдения т. п.
Третье направление проекта предусматривает обучение родителей – это проведение «ликбезов» по вопросам оздоровления (закаливания, двигательной активности, питания, аутотренинги, аромотерапия, фитотерапия, музыкотерапия, приёмы релаксации, дыхательная гимнастика, точечный массаж и т. п., родительских собраний, совместных праздников, акций, дискуссий с приглашением специалистов, проведение «Дней открытых дверей» и т. д. Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая
оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с родителями, если в ДОУ не создано
детско – взрослое сообщество (дети-родители-педагоги, для которого характерно содействие друг другу. В рамках проекта предусматривается семейная акция «Город здоровья», для общего благоустройства территории детского сада.
Четвертое направление связано с обеспечением социального партнерства со службами и предприятиями района, города в целях решения проблемы оздоровления подрастающего поколения. Это совместные мероприятия с социальными учреждениями района, города.
Пятое направление мы видим в создании единого пространства для формирования здоровьесберегающей среды.
Принципы реализации проекта
Научности – использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик;
Доступности – использование здорвьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей;
Активности – участие всего коллектива педагогов, специалистов, и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников;
Сознательности – осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью;
Систематичности –реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю;
Целенаправленности – подчинение комплекса медика – педагогических воздействий четко определенной цели;
Оптимальности – разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки;
Адресности – медика – педагогическое воздействие по нозологическим формам заболеваний.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Мероприятие Ожидаемые результаты
1 этап-подготовительный
Создание рабочей группы по подготовке плана мероприятий по реализации проекта Сентябрь Разработка проекта.
Утверждение рабочего плана проекта.
Распределение бюджета проекта
Заседание Совета учреждения по реализации проекта -//- Утверждение плана мероприятий реализации проекта.
Распределение обязанностей организаторов проекта.
Проблемная лаборатория педагогов и сотрудников МАДОУ -//- Изучение нормативно-правовых документов и инструктажей.
Педагогическая мастерская
«Образ жизни – здоровье!» -//- Изучение литературы по организации и содержанию оздоровительной работы с детьми.
Изучение здоровьесберегающих методик и технологий.
Создание «Уголков здоровья» в каждой группе МАДОУ октябрь Покупка специального оздоровительного инвентаря.
Оформление и оснащение уголков здоровья.
Проведение познавательных мероприятий из цикла «Школа здоровья» В течении года Накопление знаний детьми о понятии «Здоровье»
Родительское собрание октябрь Знакомство с проектом : целями, задачами и сроками его реализации.
Тренинг для родителей
«Образ жизни –здоровье!» ноябрь Изучение методик и технологий сохранения здоровья. Изучение комплексов специальных упражнений.
Выставка-ярмарка педагогических идей ноябрь Изучение традиционных и нетрадиционных методик оздоровления и закаливания.
Выставка методических пособий статей и журналов по работе с детьми в рамках сохранения здоровья.
Подготовка выставки-ярмарки педагогических идей в методическом кабинете МАДОУ
2 этап - основной
Семейный конкурс проектов «Здоровый образ жизни»
ноябрь Подведение итогов конкурса, награждение победителей конкурса. Выбор проектов для реализации.
Выставка рисунков-проектов.
Праздник совместно с родителями «Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок» ноябрь Игры, викторины, загадки, сказки о здоровье.
Благоустройство территории МАДОУ В течении года Совместная акция детей родителей и педагогов по благоустройству.
Высадка саженцев, завоз песка, культивация кустарников, покраска игрового и спортивного оборудования, побелка деревьев, замена полов на верандах, озеленение клумб.
Проведение познавательных мероприятий из цикла «Школа здоровья» В течении года Накопление знаний детьми о понятии «Здоровье»
Конкурс детских работ
«ЗОЖ» январь Развитие творческих способностей
«Зимняя спартакиада»
февраль Соревнования для детей и родителей
Акция «Неделя здоровья» март Усиление мероприятий по оздоровлению детей и лечебно-профилактической работы:
фитотерапия, закаливание, оздоровительный массаж, музыкотерапия, релаксация, ароматерапия.
Экскурсия в спортивную школу и на стадион.
Совместная акция «ГОРОД ЗДОРОВЬЯ» Май Строительство игрового и спортивного оборудования по проектам семей на участке МАДОУ.
Совместное участие детей, родителей и сотрудников МАДОУ.
«Малые олимпийские игры»
май Соревнования для детей и родителей
Оформление фоторепортажа «Будь здоров, малыш!»
в родительских уголках возрастных групп июнь
Выставка фотографий в группах.
Комментарии к фотографиям.
Рекомендации по оздоровлению детей.
3 этап - заключительный
круглый стол воспитателей ДОУ и родителей «Будь здоров, малыш!» июнь Обмен опытом работы.
Публикация лучшего опыта работы в СМИ. Результаты проекта. Мониторинг здоровья дошкольников.
Ожидаемые результаты
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья.
2. Повышение уровня ориентированности к современным условиям жизни.
3. Изменение мотивации у родителей к своему здоровью и здоровью своего ребенка.
4. Повышение активной позиции родителей и воспитателей к оздоровительным мероприятиям.
5. Овладение навыками самооздоровления всех участников оздоровительного процесса.
6. Снижение уровня заболеваемости.
7. Обогащение материально – технической базы для организации оздоровительных мероприятий.
8. Создание долговременных партнёрских отношений с внешними учреждениями.
9. Повышение профессиональной компетентности в вопросе оздоровления.
10. Реализация формирования культуры здоровья по всем разделам образовательной работы.