Ирина Кривенкова
Педагогический проект «Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников средствами кружка «Музыкальная фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
План проекта
1. Актуальность. Обоснование актуальности выполнения индивидуального целевого проекта… стр. 3
2. Выявление проблемы….стр. 4
3. Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей …. стр. 5
4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта…. стр. 6- 9
5. Предполагаемые результаты… стр. 10
6. Заключение… стр. 11
7. Список литературы…. стр. 12
Сугробы в сумерки упали,
На окнах выткана парча.
Рисуя тени на рояле,
Играет пламенем свеча.
В уютной комнате все вместе
При этом маленьком огне
Тихонько петь мы будем песни
Публикация «Педагогический проект „Художественно-эстетическое воспитание старших дошкольников средствами кружка „Музыкальная фантазия“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
И сказки слушать в тишине…
(А. Н. Майков)
Актуальность
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (смыслового, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной и музыкальной).
Процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. Ориентация ребенка-дошкольника на ценности мировой музыкальной и художественной классики играет огромную роль в развитии эмоциональной сферы. Развитие эмоций, интересов, мышления, воображения, вкусов ребёнка на основе шедевров классической музыки, живописи и поэзии, способствует формированию основы его музыкально-эстетического сознания и общей духовной культуры в целом. Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно-выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления, нахождение соответствий между средствами выразительности в разных видах искусств с помощью объединяющего начала – художественного слова. Становление музыкально-эстетического и художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям - актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Выявление проблемы
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и других представлены показатели и уровни художественно-эстетического развития детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т. С. Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОУ.
Противоречие
Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяются, меняется и человек, его ценностные ориентации. Требуются новые подходы к решению проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи.
Перечень конкретных целей для решения проблемы, формулировка задач достижения поставленных целей
Цель.
Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ музыкальной, художественной и эстетической культуры.
Задачи.
• обеспечить эмоционально-психологическое благополучие и здоровье детей;
• формировать музыкально-эстетическое сознание у детей старшего дошкольного возраста;
• способствовать накоплению ребёнком опыта восприятия искусства;
• обогащать словарь детей;
• развивать творческое воображение и ассоциативное мышление;
• активизировать проявления творчества;
• развивать коммуникативность.
Стратегия, методы и механизм реализации проекта
Тип проекта: творческо-информационный, долгосрочный, групповой.
Срок реализации: Программа рассчитана на два года обучения (дети от 5до 7 лет) Она предполагает проведение одного занятия во вторую половину дня. Продолжительность занятия:
Старшая группа – 25 мин.
Подготовительная группа – 30 мин.
Участники: Дети, родители (законные представители, музыкальный руководитель, воспитатель.
Количество участников: 10 детей старшего дошкольного возраста и их родители.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год:
вводный – в сентябре
итоговый – в мае
Данная программа включает в себя перспективное планирование по блокам:
блок 1 – настроения и чувства в музыке
блок 2 – музыка о животных и птицах
блок 3 – природа и музыка
блок 4 – сказка в музыке
блок 5 – музыкальные инструменты
блок 6 – песня, танец, марш
Средства обучения
• Музыкальный центр
• СD - R диски с музыкальными произведениями
• Кассеты с классической музыкой
• Слайды и картины
• Музыкально – дидактические игры:
«Солнышко и дождик»
«Три настроения»
«Что делают в домике»
Средства реализации проекта
1. Импровизации музыкальных движений и образов под музыку
2. Разговоры и беседы
3. Прослушивание классических произведений
4. Вовлечение ребенка в сюжетно-ролевые игры
5. Использование фольклора
6. Элементы театрализованной деятельности
7. Игры-упражнения, игры-инсценировки
8. Создание детских альбомов с рисунками «Музыкальная фантазия»
Дети слушают музыку, читают стихи и рассматривают картины, отражают свои впечатления в рисунках.
Диагностический инструментарий: диагностика по программе «Детство» научный редактор А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская.
Мониторинг художественно-эстетического воспитания детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей и анализа участия детей в кружке художественно-эстетического направления «Музыкальная фантазия», отзывов родителей, бесед.
Основным показателем художественно-эстетического воспитания ребенка, по моему мнению, является его эмоциональная отзывчивость, поскольку она отражает интерес ребенка к музыке, сопереживание, желание выразиться в других видах деятельности.
Предполагаемые результаты
• Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
• Развитое образное мышление и творческое воображение.
• Повышенный уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
• Получение первого опыта самооценки.
• Творческое самовыражение воспитанников.
• Повышение уровня художественно-эстетического воспитания детей
Заключение
Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Работа по проекту поможет развить кругозор детей, эстетическую восприимчивость. Подборка материала на развитие художественно-эстетических способностей, даст возможность развивать у детей фантазию и воображение. Дети получат возможность почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, обретут уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.