Получи документы

Клуб «Дошколенок». Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект

Анна Владимировна Струцкая
Клуб «Дошколенок». Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект
▼ Скачать + Заказать документы

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 377».

Проект

Клуб «Дошколенок»

Разработчик проекта :

Педагог – психолог : Струцкая А. В.

Участники:

Воспитатели, медицинский работник, дети, родители.

Омск 2013

Содержание

Актуальность….

Тип проекта…

Цель…

Задачи….

Этапы реализации проекта…

Стратегии реализации проекта….

Предполагаемый результат….

Литература…

Публикация «Клуб „Дошколенок“, Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект» размещена в разделах

Актуальность

Роль семьи в формировании личности ребенка трудно переоценить. Взаимодействие ребенка с родителями - первый опыт взаимодействия с окружающим миром. На основе этого опыта формируются определенные модели поведения с другими людьми, формируется уверенность в себе, в своих способностях и возможностях, умение бороться с трудностями. Именно в семье, еще до школы, складываются основные черты характера ребенка, его привычки. Родители должны понять, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, только тогда они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Только такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию. Однако, по всеобщему признанию ученых-исследователей, социальный институт семьи переживает сегодня состояние кризиса. Условия нестабильности общества и социальная напряженность отрицательно влияют на воспитательные функции семьи, в то время, как у детского сада они всегда на первом месте. Кроме того, даже при условии, что родители хотят правильно воспитать своего ребенка, они очень часто просто не знают, как это сделать.

Перед родителями встают проблемы: чему и как учить детей, как с ними общаться, как справляться с капризами и непослушанием. Где родители могут получить ответы на эти вопросы? Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей может и должен стать детский сад. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: психологических, педагогических, медицинских. Так как многие родители хотят научиться психологически и педагогически грамотно воспитывать своих детей, необходимо на доступном уровне познакомить их основными положениями, подходами в воспитании детей. Таким образом, квалифицированная психологическая и педагогическая помощь в рамках ДОУ способствует плодотворному сотрудничеству и взаимодействию педагогов и родителей и ведет к созданию условий для полноценного развития личности ребенка.

Одна из главных задач психолого – педагогического сопровождения детей в дошкольном возрасте – это обеспечение готовности ребенка к школе.

В центре работы по целенаправленной подготовке детей к школьному обучению должны находиться и детский сад, и семья, как две основные социальные структуры.

И поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию и развитию ребенка, особое внимание коллектив нашего детского сада уделяет постоянному совершенствованию форм и методов работы с родителями.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Считаю из наиболее эффективных форм работы с семьей по данному направлению – родительский клуб. Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ (медицинские работники, старший воспитатель, воспитатели, психолог, ПДО по физической культуре, а также родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Тип проекта : практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Цель: создание такой системы психолого-педагогического сопровождения родителей и детей, при которой устанавливается тесное и постоянное сотрудничество детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнерский диалог со своим ребенком на основе полученных знаний об возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей, что способствует успешной социализации детей дошкольного возраста и их адаптации к социуму.

Задачи:

1. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, повышение их психолого-педагогической компетентности.

2. Установление контакта с семьей, помощь родителям в формировании доверия к дошкольному учреждению.

3. Оказание психолого-педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста.

4. Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.

5. Содействие развитию психологического здоровья дошкольников.

6. Обмен опытом между родителями и педагогами для предупреждения возможных ошибок в процессе воспитания и трансляции положительного актива.

7. Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.

8. Способствовать установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями.

Этапы реализации проекта :

1 этап: подготовительный (сентябрь). Предусматривает следующие виды деятельности:

разработка положения о клубе;

мини-педсовет «Детский сад и семья»;

мастер-класс для педагогов ДОУ «Система взаимодействия педагогов и родителей в группе»;

опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;

составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий;

обсуждение общих вопросов, связанных с организацией работы семейного клуба. Подборка литературы.

Изучение передового опыта по данному вопросу.

Комплектация банка методических материалов по теме проекта.

Создание условий для реализации проекта.

2 этап: основной (октябрь – апрель). В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика заседаний клуба варьируется в зависимости от социального запроса родителей. На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка. При этом используются различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т. д.

3 этап: заключительный (май). На заключительном этапе подводятся итоги работы над проектом, определяются перспективы для дальнейшей работы. обобщение опыта;

• оформление отчетной документации;

• анализ деятельности ДОУ по вопросам реализации проекта

• открытие сайта в Интернете

• выпуск газеты «Дошколенок»

Стратегии реализации проекта :

п/п Мероприятие Цель Продукт Участники Сроки

1 Круглый стол Познакомить родителей с темой проекта, привлечь внимание к участию в его реализации. Написание проекта, как документа, разработка положения Педагог – психолог, родители Сентябрь 2012

2 Анкетирование родителей «Как помочь учиться» Выявление социального заказа родителей Анкета Педагог – психолог, воспитатели, родители Сентябрь 2012

3 Тестирование детей

«Моя семья» Выявление взаимоотношения в семье. Тесты Педагог – психолог, дети Сентябрь 2012

4 Оформление информационного стенда, «Какого ребенка ждет сегодня школа?» Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей Памятки для родителей Педагог - психолог Октябрь 2012

5 Гостиная для родителей «Счастливая семья» Воспитание уважительного отношения друг к другу Беседа, просмотр презентации, брошюры. Педагог – психолог. родители Октябрь 2012

6 Родительское собрание с элементами тренинга «Я – ребенок» Повышения уровня психолого – педагогической компетентности родителей Педагог – психолог, медицинский работник, родители Ноябрь 2012

7 Выставка семейного творчества «Мы – СЕМЬЯ» Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей. Рисунки Педагог – психолог, воспитатели, родители, дети Ноябрь 2012

8 Игра – викторина «Что? Где? Когда?» Гармонизация детско – родительских отношений Просмотр видеофильма, рисунки брошюры. Педагог – психолог, дети, родители Декабрь 2012

9 Психологическая игра для родителей «Потеря Детства» Показать родителям значимость полноценного проживания дошкольного возраста Просмотр презентации, папки – передвижки, индивидуальные консультации по запросу родителей Педагог – психолог, родители Январь 2013

10 Фоторепортаж «Делимся семейным опытом» Поделиться опытом удачных моментов воспитания в семье. Семейные фото, общее оформление. Педагог – психолог, родители, дети Январь 2013

11 «Родительская почта» копилка родительской мудрости Индивидуальные консультации по запросу родителей Педагог – психолог, родители Февраль 2013

12 КВН «Готовимся к школе вместе с детьми» Развивать сотрудничество между родителями и детьми Семейная газета, брошюры, анкеты Педагог – психолог, родители, дети Февраль 2013

13 Деловая игра «Любим и защитим своего ребенка» Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения родителей при этом. Буклеты, мультимедийная презентация, бланки для заполнения теста. Педагог – психолог, родители Март 2013

14 Мастер – класс для родителей «В школу с радостью» Обсуждение точек зрения родителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка Рефлексия, оформление стенда для родителей, Педагог – психолог, родители Апрель 2013

15 Проведение мониторинга Проведение сравнительногоанализа Анкетирование родителей, тестирование детей, рекомендации, внесение изменений и дополнений в проект. Педагог – психолог, родители, дети, воспитатели Апрель 2013

16 Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

16 мая – День семьи Создание праздничную эмоциональную атмосферу у всех участников мероприятия

Конкурсы, создание семейного герба. Педагог – психолог, родители, дети, воспитатели Май 2013

17 Наши успехи.

Итоги совместной работы за год и перспективы. Зеленый цветущий участок. Выступление родителей – рассказы о своих успехах за круглым столом, с показом видеофильмов и фотографий. Участие воспитателей, родителей и детей в субботнике по посадке кустарников и цветов Педагог – психолог, родители, дети, воспитатели. Май 2013

Предполагаемый результат:

В результате реализации проекта ожидается :

• Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка, в общественно-государственном управлении дошкольным учреждением.

• Повышение компетентности родителей воспитанников в рамках работы родительского клуба «Дошколенок» по вопросам воспитания и развития ребенка, детско-родительских отношений.

• Повышение авторитета педагогов.

• Повышение уровня доверия родителей к детскому саду.

• Сформированные в детском саду традиции, которые способствуют осознанию родителями своей роли полноправного участника образовательного процесса ДОУ, дальнейшему повышению родительской компетентности, вовлеченности каждого родителя в процесс воспитания и развития своего ребенка, пониманию своей значимости в эмоциональном развитии ребенка, формировании его здоровья.

Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Обобщение и распространение опыта по данной теме.

Список литературы

1. Глебова С. В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Воронеж, 2005.

2. Горшенина В. В. Система работы детского сада по предупреждению трудностей семейного воспитания. Панорама, 2006.

3. Давыдова О. И. Работа с родителями в ДОУ. М., 2005.

4. Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М., 2004.

5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2005.

6. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ. М., 2006.

7. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. М., 2005.

8. Зенина Т. Н. Родительские собрания в ДОУ. М., 2006.

9. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2006.

10. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. М., 2006.

Свирская Л. В. Работа с семьей: необязательные инструкции. М., 2007

Приложения

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

• Как тебя зовут?

• Сколько тебе лет?

• Как зовут твоих родителей?

• Где они работают и кем?

• Как называется город, в котором ты живёшь?

• Какая река протекает в нашем городе?

• Назови свой домашний адрес.

• Есть ли у тебя сестра, брат?

• Сколько ей (ему) лет?

• На сколько она (он) младше (старше) тебя?

• Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

• В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

• Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?

• Сколько времён года ты знаешь?

• Сколько месяцев в году и как они называются?

• Где правая (левая) рука?

• Прочти стихотворение.

Знания математики:

• счёт до 10 (20) и обратно

• сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)

• решение задач на сложение и вычитание

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

• Хочешь ли ты пойти в школу?

• Зачем нужно ходить в школу?

• Чем ты будешь заниматься в школе?

• Что такое уроки? Чем на них занимаются?

• Как нужно вести себя на уроках в школе?

• Что такое домашнее задание?

• Зачем нужно выполнять домашнее задание?

• Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?

Анкета для родителей

Ф. И. О___

1. Определите, каково отношение Вашего ребенка к членам семьи:

• Заинтересован в общении со всеми членами семьи одинаково

• Предпочитает общение с некоторыми членами семьи

• Относится ко всем избирательно

• Относится равнодушно

• Свой вариант___

___

2. В ситуации, требующей проявления помощи, Ваш ребенок:

• Оказывает помощь самостоятельно

• Всегда охотно помогает

• Помогает только по просьбе

• Неохотно помогает

• Помощь носит формальный характер

• Отказывается помочь

• Игнорирует просьбу о помощи

• Свой вариант ___

___

3. Определите, как реагирует Ваш ребенок на изменение Вашего настроения:

• Замечает и реагирует только на ярко выраженные эмоциональные состояния (например, гнев, радость и т. д.)

• Самостоятельно замечает малейшие изменения в Вашем настроении, чутко реагирует

• Замечает изменение настроения только в ситуациях, в которые он эмоционально включен (например, в процессе игры, общения)

• Замечает и реагирует на изменение моего настроения, когда я сама об этом говорю

• Всегда замечает изменение моего настроения

• Редко обращает внимание на мое настроение. Не реагирует

• Никогда не замечает изменение моего настроения

• Игнорирует изменение моего настроения

• Свой вариант ___

___

4. Оцените, как часто Ваш ребенок самостоятельно проявляет заботу, внимание по отношению к другим:

• Всегда

• Часто

• Время от времени (при обращении внимания)

• Редко

• Забота носит избирательный характер

• Никогда

• Свой вариант ___

___

5. При успехе или неудаче других членов семьи Ваш ребенок:

• Радуется, огорчается вместе со всеми

• Иногда завидует успеху других, радуется неудаче

• Проявляет равнодушие, игнорирует

• Свой вариант___

___

6. Оценивая поведение Вашего ребенка по отношению к другим людям, можно сказать,

что:

• Поведение изменилось в лучшую сторону

• Ребенок стал более внимательным, участливым

• Ребенок стал более эмоциональным

• Поведение ребенка существенно не изменилось

• Поведение по отношению к другим ухудшилось

• Свой вариант___

___

Анкета для родителей

Ф. И. О. ___

1. Как Вы считаете, много ли друзей у Вашего ребенка?

• Круг его друзей велик

• Общается в основном с 1-2 детьми

• Ни с кем не дружит.

• Дружба носит кратковременный характер

• Свой вариант ___

___

2. Во взаимоотношениях со сверстниками Ваш ребенок:

• Предпочитает быть вожаком

• Подчиняется другим

• Предпочитает находиться в стороне

• Избегает общения

• Умеет находить компромиссы

• Проявляет инициативу в общении со сверстниками

• Свой вариант ___

___

3. Выберите из предложенных вариантов модель поведения, которая, по Вашему мнению, является характерной для Вашего ребенка, в ситуации неудачи сверстника?

• Оказывает помощь самостоятельно

• Оказывает помощь по просьбе

• Оказывает помощь с целью демонстрации превосходства

• Радуется

• Не обращает внимания (не замечает)

• Игнорирует

• Отказывается помочь

• Свой вариант ___

___

4. Делитесь ли Вы с ребенком своими переживаниями, эмоциями?

• Часто

• Иногда

• Всегда

• Редко

• Никогда

• Свой вариант ___

___

5. Проявляет ли Ваш ребенок сочувствие, сопереживание, оказывает ли помощь Вам (близким родственникам, когда Вы плохо себя чувствуете (больны, устали и т. д. ?

• Всегда

• Только по просьбе

• Иногда

• Не замечает

• Никогда

• Свой вариант ___

___

6. Выберите из предложенных вариантов модель поведения, которая, по Вашему мнению, является характерной для Вашего ребенка в ситуации успеха другого ребенка?

• Обрадуется

• Огорчится, расстроится

• Не заметит

• Проигнорирует

• Свой вариант ___

___

Публикации по теме:

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Клуб «Дошколенок». Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект
Опубликовано: 22 мая 2013 в 08:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Клуб «Дошколенок». Практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект» (включая файлы) размещена пользователем Анна Владимировна Струцкая (УИ 93365) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД