Ольга Скурихина
Педагогический проект «Музейная педагогика как инновационная технология в ДОУ»
Педагогический проект
«Музейная педагогика, как инновационная технология в ДОУ».
Разработала и реализовала воспитатель:
Скурихина Ольга Васильевна,
ШМДОКУ д/с «Солнышко» пгт Ленинское
2024-2025г.
Продолжительность проекта : долгосрочный (2024-2025 учебный год).
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Публикация «Педагогический проект „Музейная педагогика как инновационная технология в ДОУ“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Образовательные технологии в ДОУ
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта : дети, родители и педагоги подготовительной группы «Капельки», социальный партнё р: Районный краеведческий музей.
Актуальность: Дошкольное детство – важнейший этап в развитии ребёнка, когда происходит обогащение чувственного опыта, активно развиваются речь, воображение, формируется произвольное внимание и смысловая память. Так же этот этап является периодом становления личности, представления детей о природе, человеке, обществе, стране, историческом и культурном наследии, закладываются предпосылки гражданских качеств.
Для решения задачи по воспитанию гармонично развитой личности в своей практике, кроме традиционных методов и приёмов, я решила применить инновационную технологию - музейная педагогика.
Актуальность выбора темы проекта обусловлена несколькими факторами:
Во-первых, музейная педагогика является эффективным инструментом для реализации задач дошкольного образования, включая нравственное, патриотическое, познавательное и творческое.
Во-вторых, она позволяет обогатить воспитательно-образовательное пространство ДОУ, сделать его более интересным и насыщенным, а также способствует взаимодействию с семьёй и социумом.
В-третьих, музейная педагогика, как инновационная технология, направлена на формирование личности ребёнка, его самостоятельной активности, творческого мышления и любознательности.
Актуальность проекта выявлена из анализа анкетирования воспитанников
40 % детей имеют представление о музее, как месте сбора разных вещей и предметов;
65 % детей считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть;
25 % детей знают, что в музее можно узнать что-то новое и интересное об экспонатах, истории их возникновения, о людях.
100 % детей хотели бы посетить музеи, но не знали какие.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, изучать.
В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот «мини-музей» вполне реально. В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а мини-музеях, созданных в группе, не только можно, но и нужно!
Цель проекта : Приобщение детей к культурному наследию, формирование у них интереса к музеям и музейной культуре, а также развитие личности через активное участие в музейной деятельности.
Задачи:
• Формировать у дошкольников представление о музее, как места, в котором хранятся коллекции, имеющие ценность.
• Развивать у детей психофизические качества: наблюдательность, воображение, произвольное внимание, способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
• Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками посредством развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;
• Воспитывать духовно-нравственные качества личности ребёнка,
• Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.
• Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Ожидаемые результаты:
Позволит педагогам :
повысить профессиональную компетентность в области музейной педагогики;
внедрить инновационные технологии в образовательный процесс;
обогатить предметно-развивающую среду группы.
Воспитанникам:
сформировать у дошкольников представление о музее;
развить психофизические качества: наблюдательность, воображение,
эмоциональную отзывчивость, произвольное внимание;
сформировать интерес к истории, культуре и искусству;
развить познавательное, логическое и креативное мышление;
коммуникативно-речевую и социальную компетенции.
Родителям:
Повысить музейную культуру и статус семейного воспитания;
Готовность к активному сотрудничеству с детских садом.
Этапы проекта :
Подготовительный этап
сбор и анализ информации,
привлечение родителей к работе над проектом,
определение тем мини-музеев, подбор экспонатов,
экскурсии в Краеведческий музей
Практический этап - реализация проекта
работа по оформлению мини-музея с учётом тематики и эстетических норм,
изучение каждого экспоната с занесением в каталог,
открытие мини-музеев с приглашением родителей и детей,
проведение образовательной деятельности в мини-музее
Заключительный этап
организация выставки продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей по проекту;
подведение итогов проектной деятельности;
выступление с опытом работы по проекту на методическом объединении.
Подготовительный этап.
Сбор и анализ информации по теме проекта :
Основоположник музейного образования - художественный педагог и директор гамбурского музея Альфред Лихтварк (Германия). В 1913 г. на конференции в Маннгейме он выдвинул идею объединить музейные функции с образовательным процессом.
Термин «музейная педагогика» ввел К. Фризен (учёный, Германия, 1934 г.)
В России (в СССР) музейная педагогика начала развиваться в начале 70-х годов 20 столетия. В становление и развитие научной мысли по данной проблеме внесли вклад ученые: А. В. Бакушинский, С. Т. Шацкий, Ф. И. Шмит, О. Г. Тихонова, А. Н. Морозова, Н. А. Рыжова, О. В. Дыбина и другие.
Функции музейной педагогики
Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев :
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения.
Принципы музейной педагогики.
• Наглядность
• Доступность
• Динамичность
• Содержательность
• Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями
• Гуманизм
• Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии
• Активность детей в усвоении музейного наследия
• Подвижность структуры занятий-экскурсий.
Направления музейной педагогики в ДОУ
• Сотрудничество ДОУ с музеями;
• Создание и использование мини-музеев в ДОУ.
Знакомство детей с музейной культурой.
Важное место в работе над проектом я отвожу обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам. Но, прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, познакомила их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий.
Вместе с ребятами, мы посетили Районный краеведческий музей, зал воинской славы. Познакомились с экскурсоводом Шураковой Н. С., которая многое рассказала нам о том, как шабалинцы помогали фронту во время Великой Отечественной войны.
В зале быта Шабалинского краеведческого музея, ребята познакомились с предметами быта крестьянской семьи, с интересом рассматривали орудия труда.
В выставочном зале «Природа вятского края» ребят привлекли поделки из природных материалов. Из увлекательного рассказа Шураковой Н. С. дети узнали о жизни мамонтов в нашем крае.
Состоялась выездная экскурсия в село Новотроицкое в музей Великой Отечественной войны, где ребята погрузились в атмосферу военного времени, узнали о подвигах солдат на фронте и в тылу, о том, какой ценой досталась победа нашему народу.
Особое восхищение у детей вызвала военная техника у Мемориала погибшим воинам в с. Новотроицкое.
Посетив музей «Крестьянская изба» в селе Новотроицком, ребята познакомились с бытом и культурой русского народа, увидели, какими предметами пользовались в быту крестьяне, узнали о традициях и обычаях.
Экскурсионная работа с детьми помогла решить следующие основные задачи:
• Выявление творческих способностей детей
• Расширение представлений о содержании музейной культуры
• Развитие начальных навыков восприятия музейного языка
• Создание условий для творческого общения и сотрудничеств
Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.
Для вовлечения родителей в работу над проектом на родительском собрании я показала значимость музейной педагогики для развития детей, объяснив, как она способствует расширению кругозора, развитию познавательной активности, творческого мышления и коммуникативных навыков у детей. Все родители единогласно поддержали идею создания мини-музеев в группе, предложили помощь в оформлении, определились с темами.
Практический этап или реализация проекта
Работа над созданием мини-музея «Русские валенки».
Цель: познакомить детей с русской культурой и традициями.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:
• Восприятие
• Понимание
• Осмысление
• Закрепление
• Применение
В ходе реализации проекта были проведены беседы на тему «Русские валенки», чтение художественной литературы, обсуждение пословиц и поговорок, рассматривание репродукций картин, рисование, лепка, просмотр фильма «История появления валенка на Руси».
Родители приняли активное участие в проекте, у многих дома нашлась пара валенок, проявив творчество и фантазию, валенки превратились в настоящие произведения искусства. В результате проведённой работы, совместных усилий воспитателей и родителей была создана выставка «Эх, валенки».
Итоговое мероприятие: совместное развлечение для детей и родителей «Праздник русского валенка».
Работа над созданием мини-музея «Боевой славы»
Цель: формирование и развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитание уважения к ветеранам войны и любви к Родине.
Подбор экспонатов с занесением их в каталог.
Схема описания экспонатов в каталоге
• Фотография экспоната
• Название
• Краткая информация об экспонате.
Каждый экспонат музея представляет огромную воспитательную и познавательную ценность. На открытии мини-музея дети познакомились и подробно изучили каждый экспонат.
Затем гостями музея стали воспитанники старших и младших групп детского сада. А ребята подготовительной группы выступили в роли экскурсоводов.
Родители также были приглашены в детский сад для посещения музея.
В нашем мини-музее существуют правила поведения:
• Экспонаты можно трогать руками;
• Рассмотренные экспонаты нужно положить на место;
• Экспонаты нельзя ломать;
• Можно и нужно задавать вопросы;
• Можно пополнять музей новыми экспонатами.
Также в музее мы предлагаем ребятам просмотр видеопрезентаций на тему ВОВ, например, «Блокада Ленинграда», «Маленькие герои большой войны». Таким образом, в результате многосторонней деятельности мини-музея ВОВ, у дошкольников воспитывается уважение к историческим фактам.
Заключительный этап
В результате работы над проектом :
• У детей расширился кругозор, активизировалась познавательная деятельность, внимание, мышление, желание работать в команде.
• Активизировалась включенность родителей в деятельность детского сада и повысилась слаженность во взаимоотношениях между родителями-детьми-педагогами.
• Экспонаты мини-музеев стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.
Таким образом, с уверенностью могу сказать, что музейная педагогика способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.