Приложение МААМ

Педагогический проект «Музейная педагогика как инновационная технология в ДОУ»

Ольга Скурихина
Педагогический проект «Музейная педагогика как инновационная технология в ДОУ»

Педагогический проект

«Музейная педагогика, как инновационная технология в ДОУ».

Разработала и реализовала воспитатель:

Скурихина Ольга Васильевна,

ШМДОКУ д/с «Солнышко» пгт Ленинское

2024-2025г.

Продолжительность проекта : долгосрочный (2024-2025 учебный год).

Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.

Публикация «Педагогический проект „Музейная педагогика как инновационная технология в ДОУ“» размещена в разделах

Участники проекта : дети, родители и педагоги подготовительной группы «Капельки», социальный партнё р: Районный краеведческий музей.

Актуальность: Дошкольное детство – важнейший этап в развитии ребёнка, когда происходит обогащение чувственного опыта, активно развиваются речь, воображение, формируется произвольное внимание и смысловая память. Так же этот этап является периодом становления личности, представления детей о природе, человеке, обществе, стране, историческом и культурном наследии, закладываются предпосылки гражданских качеств.

Для решения задачи по воспитанию гармонично развитой личности в своей практике, кроме традиционных методов и приёмов, я решила применить инновационную технологию - музейная педагогика.

Актуальность выбора темы проекта обусловлена несколькими факторами:

Во-первых, музейная педагогика является эффективным инструментом для реализации задач дошкольного образования, включая нравственное, патриотическое, познавательное и творческое.

Во-вторых, она позволяет обогатить воспитательно-образовательное пространство ДОУ, сделать его более интересным и насыщенным, а также способствует взаимодействию с семьёй и социумом.

В-третьих, музейная педагогика, как инновационная технология, направлена на формирование личности ребёнка, его самостоятельной активности, творческого мышления и любознательности.

Актуальность проекта выявлена из анализа анкетирования воспитанников

40 % детей имеют представление о музее, как месте сбора разных вещей и предметов;

65 % детей считают, что музей нужен, чтобы в него приходить и смотреть;

25 % детей знают, что в музее можно узнать что-то новое и интересное об экспонатах, истории их возникновения, о людях.

100 % детей хотели бы посетить музеи, но не знали какие.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети проявляют интерес к музеям, но не имеют возможности взаимодействовать с музейными экспонатами самостоятельно, исследовать, изучать.

В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот «мини-музей» вполне реально. В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а мини-музеях, созданных в группе, не только можно, но и нужно!

Цель проекта : Приобщение детей к культурному наследию, формирование у них интереса к музеям и музейной культуре, а также развитие личности через активное участие в музейной деятельности.

Задачи:

• Формировать у дошкольников представление о музее, как места, в котором хранятся коллекции, имеющие ценность.

Развивать у детей психофизические качества: наблюдательность, воображение, произвольное внимание, способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

• Развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками посредством развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим;

• Воспитывать духовно-нравственные качества личности ребёнка,

• Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

• Обогатить предметно-развивающую среду группы.

Ожидаемые результаты:

Позволит педагогам :

повысить профессиональную компетентность в области музейной педагогики;

внедрить инновационные технологии в образовательный процесс;

обогатить предметно-развивающую среду группы.

Воспитанникам:

сформировать у дошкольников представление о музее;

развить психофизические качества: наблюдательность, воображение,

эмоциональную отзывчивость, произвольное внимание;

сформировать интерес к истории, культуре и искусству;

развить познавательное, логическое и креативное мышление;

коммуникативно-речевую и социальную компетенции.

Родителям:

Повысить музейную культуру и статус семейного воспитания;

Готовность к активному сотрудничеству с детских садом.

Этапы проекта :

Подготовительный этап

сбор и анализ информации,

привлечение родителей к работе над проектом,

определение тем мини-музеев, подбор экспонатов,

экскурсии в Краеведческий музей

Практический этап - реализация проекта

работа по оформлению мини-музея с учётом тематики и эстетических норм,

изучение каждого экспоната с занесением в каталог,

открытие мини-музеев с приглашением родителей и детей,

проведение образовательной деятельности в мини-музее

Заключительный этап

организация выставки продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей по проекту;

подведение итогов проектной деятельности;

выступление с опытом работы по проекту на методическом объединении.

Подготовительный этап.

Сбор и анализ информации по теме проекта :

Основоположник музейного образования - художественный педагог и директор гамбурского музея Альфред Лихтварк (Германия). В 1913 г. на конференции в Маннгейме он выдвинул идею объединить музейные функции с образовательным процессом.

Термин «музейная педагогика» ввел К. Фризен (учёный, Германия, 1934 г.)

В России (в СССР) музейная педагогика начала развиваться в начале 70-х годов 20 столетия. В становление и развитие научной мысли по данной проблеме внесли вклад ученые: А. В. Бакушинский, С. Т. Шацкий, Ф. И. Шмит, О. Г. Тихонова, А. Н. Морозова, Н. А. Рыжова, О. В. Дыбина и другие.

Функции музейной педагогики

Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев :

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, стимулирующих интерес к экологии и экологическим объектам;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- просветительская, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения.

Принципы музейной педагогики.

• Наглядность

• Доступность

• Динамичность

• Содержательность

• Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями

• Гуманизм

• Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии

• Активность детей в усвоении музейного наследия

• Подвижность структуры занятий-экскурсий.

Направления музейной педагогики в ДОУ

• Сотрудничество ДОУ с музеями;

• Создание и использование мини-музеев в ДОУ.

Знакомство детей с музейной культурой.

Важное место в работе над проектом я отвожу обзорным и тематическим экскурсиям, познавательным беседам. Но, прежде чем «погружать» детей в мир культуры и искусства, познакомила их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий.

Вместе с ребятами, мы посетили Районный краеведческий музей, зал воинской славы. Познакомились с экскурсоводом Шураковой Н. С., которая многое рассказала нам о том, как шабалинцы помогали фронту во время Великой Отечественной войны.

В зале быта Шабалинского краеведческого музея, ребята познакомились с предметами быта крестьянской семьи, с интересом рассматривали орудия труда.

В выставочном зале «Природа вятского края» ребят привлекли поделки из природных материалов. Из увлекательного рассказа Шураковой Н. С. дети узнали о жизни мамонтов в нашем крае.

Состоялась выездная экскурсия в село Новотроицкое в музей Великой Отечественной войны, где ребята погрузились в атмосферу военного времени, узнали о подвигах солдат на фронте и в тылу, о том, какой ценой досталась победа нашему народу.

Особое восхищение у детей вызвала военная техника у Мемориала погибшим воинам в с. Новотроицкое.

Посетив музей «Крестьянская изба» в селе Новотроицком, ребята познакомились с бытом и культурой русского народа, увидели, какими предметами пользовались в быту крестьяне, узнали о традициях и обычаях.

Экскурсионная работа с детьми помогла решить следующие основные задачи:

• Выявление творческих способностей детей

• Расширение представлений о содержании музейной культуры

• Развитие начальных навыков восприятия музейного языка

• Создание условий для творческого общения и сотрудничеств

Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.

Для вовлечения родителей в работу над проектом на родительском собрании я показала значимость музейной педагогики для развития детей, объяснив, как она способствует расширению кругозора, развитию познавательной активности, творческого мышления и коммуникативных навыков у детей. Все родители единогласно поддержали идею создания мини-музеев в группе, предложили помощь в оформлении, определились с темами.

Практический этап или реализация проекта

Работа над созданием мини-музея «Русские валенки».

Цель: познакомить детей с русской культурой и традициями.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:

• Восприятие

• Понимание

• Осмысление

• Закрепление

• Применение

В ходе реализации проекта были проведены беседы на тему «Русские валенки», чтение художественной литературы, обсуждение пословиц и поговорок, рассматривание репродукций картин, рисование, лепка, просмотр фильма «История появления валенка на Руси».

Родители приняли активное участие в проекте, у многих дома нашлась пара валенок, проявив творчество и фантазию, валенки превратились в настоящие произведения искусства. В результате проведённой работы, совместных усилий воспитателей и родителей была создана выставка «Эх, валенки».

Итоговое мероприятие: совместное развлечение для детей и родителей «Праздник русского валенка».

Работа над созданием мини-музея «Боевой славы»

Цель: формирование и развитие патриотических чувств у детей дошкольного возраста, воспитание уважения к ветеранам войны и любви к Родине.

Подбор экспонатов с занесением их в каталог.

Схема описания экспонатов в каталоге

• Фотография экспоната

• Название

• Краткая информация об экспонате.

Каждый экспонат музея представляет огромную воспитательную и познавательную ценность. На открытии мини-музея дети познакомились и подробно изучили каждый экспонат.

Затем гостями музея стали воспитанники старших и младших групп детского сада. А ребята подготовительной группы выступили в роли экскурсоводов.

Родители также были приглашены в детский сад для посещения музея.

В нашем мини-музее существуют правила поведения:

• Экспонаты можно трогать руками;

• Рассмотренные экспонаты нужно положить на место;

• Экспонаты нельзя ломать;

• Можно и нужно задавать вопросы;

• Можно пополнять музей новыми экспонатами.

Также в музее мы предлагаем ребятам просмотр видеопрезентаций на тему ВОВ, например, «Блокада Ленинграда», «Маленькие герои большой войны». Таким образом, в результате многосторонней деятельности мини-музея ВОВ, у дошкольников воспитывается уважение к историческим фактам.

Заключительный этап

В результате работы над проектом :

• У детей расширился кругозор, активизировалась познавательная деятельность, внимание, мышление, желание работать в команде.

• Активизировалась включенность родителей в деятельность детского сада и повысилась слаженность во взаимоотношениях между родителями-детьми-педагогами.

• Экспонаты мини-музеев стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашей группы.

Таким образом, с уверенностью могу сказать, что музейная педагогика способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год.Курсы Повышения Квалификации «Музейная Педагогика» 2015 год. Вот и подошло очередное время проходить курсы повышения квалификации. Спасибо, что сейчас можно самому выбрать, те курсы, которые ты сам.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Музейная педагогика как современная педагогическая технологияМузейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Музейная педагогика как инновационная технология в ДОУ»
Опубликовано: 28 июня 2025 в 23:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Музейная педагогика как инновационная технология в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Скурихина (УИ 717308) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных