Елена Назарова
Педагогический проект «Мы любим и знаем детских писателей»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Мы любим и знаем детских писателей»
Учитель-логопед
Назарова Елена Владимировна
СП «Детский сад «Ладушки» МОУ «ОСОШ №1»
Пос. Октябрьский Устьянского района Архангельской области
Представление опыта работы по проекту
«Мы любим и знаем детских писателей»
Публикация «Педагогический проект „Мы любим и знаем детских писателей“» размещена в разделах
Отбор книг для детского чтения – одна из сложных проблем педагогики. Что предпочтительнее читать детям, как определять круг детского чтения, какие литературные произведения обязательно должны войти в него – все эти вопросы издавна считались и считаются по сей день дискуссионными. Ответственность отбора произведений для детского чтения определяется тем, что речь здесь идет о первом опыте встречи ребенка с художественной литературой на этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней или равнодушие. Хорошая книга вводит малыша в мир художественных образов, дает первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном.
Не секрет, что в последнее время дети и их родители мало читают художественной литературы, а отсюда следует незнание детских писателей и их произведений и, к сожалению, дети не умеют выразительно рассказывать стихи. Современные технологии не в меру и бесконтрольно используемые родителями отдаляют людей, а книга, чтение которой предполагает более близкий контакт людей, помогает сблизиться, объединиться. В рамках проекта «Мы знаем и любим детских писателей» в нашем детском саду запланировано и проведено несколько мероприятий для детей, их родителей и педагогов : конкурсы чтецов по творчеству детских писателей, знакомство с творчеством А. Л. Барто, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова на занятиях, оформление стендов для родителей, создание комплекса компьютерных презентаций по произведениям детских писателей, оформление выставок рисунков детей и выставок книг в группах. Цель всех этих мероприятий: развивать интерес к художественной литературе
Каждый год в нашем детском саду проводится традиционный конкурс чтецов для детей, но мы посчитали, что этого недостаточно и решили создать условия для активного вовлечения детей, их родителей и педагогов ДОУ в прекрасный мир детской литературы посредством художественных произведений и провести два конкурса чтецов в учебном году.
Первый конкурс по творчеству С. В. Михалкова, а второй к 25-летию детского сада «Наш любимый детский сад».
Мы определяем следующие задачи организации конкурса чтецов:
- познакомить с творчеством детских писателей
- воспитывать языковое чутье к родному языку, желание говорить правильно и красиво через совместную деятельность детей их родителей и педагогов;
- совершенствовать умение выразительно декламировать стихи, читать произведения, драматизировать, инсценировать
- создать приятную атмосферу
Как оказалось, большая часть педагогов и родителей ограничивалась элементарными знаниями о произведениях С. В. Михалкова, поэтому все были сначала вовлечены в процесс поиска нужных стихотворений, а затем коллективное обсуждение.
Мероприятие прошло в тесном сотрудничестве педагогов : заведующая организовала работу жюри, музыкальный работник подготовил оформление заключительной, развлекательной части конкурса, педагоги и младшие воспитатели представили коллективное выступление произведения «Лесная академия» С. Михалкова, руководитель изобразительной деятельности подготовила выставку рисунков по произведениям писателя и проиллюстрировала данное стихотворение, учитель-логопед организовала выставку книг и представила портрет автора, а в речевой группе был оформлен стенд по творчеству
С. Михалкова.
Активное участие в проведении конкурса приняли родители – работали в составе жюри и выступали вместе с детьми.
Участники конкурса - это дети, начиная с первой младшей группы.
Несколько слов можно сказать о жюри. В его состав входят учителя-логопеды, независимые эксперты, заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп, родители. Табель оценки для каждого члена жюри напечатан, в нем отмечены фамилии детей, названия стихотворений. При подведении итогов оценка членов жюри должна быть эмоционально-положительной и в то же время объективной.
Жюри оценивало по следующим критериям: знание текста, дикция, выразительность, эмоциональность.
Важным мы считаем и вопрос поощрения детей. Он рассматривается педагогами как один из видов стимулирования дальнейшего участия детей в конкурсах
Были выбраны победители в двух возрастных группах и вручены дипломы и книги, участники тоже не были забыты, им был вручен утешительный приз.
Для данного мероприятия были использованы игры, стихи, пальчиковая гимнастика, загадки и даже песни и все они одного автора С. Михалкова.
Начинался конкурс самым известным стихотворением «Дядя Степа», а закончился произведением «Как бы жили мы без книг», рассказанные ведущим, в ходе конкурса были озвучены интересные факты из жизни писателя.
Воспитатели заинтересовались идеей необычного преподнесения, поэтому использовали индивидуальные выступления, диалоги, инсценировки с атрибутами, коллективные выступления
Прозвучали популярные произведения С. Михалкова «Котята», «А что у вас?» и малоизвестные: «Чемпион», «Гололед», «Снег, снег, снег», «Цирк», «Бараны», «Кошки-мышки», «Про девочку, которая плохо кушала», и другие
Все участники и зрители получили положительные впечатления, узнали много нового и интересного. Радостные переживания подняли жизненный тонус, раскрепостили детей, способствовали проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утвердили его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.
Нам очень бы хотелось, чтобы после каждого проведенного такого мероприятия, ребёнку ещё и ещё раз хотелось обратиться к книге, прочесть сказку или стихотворение, выучить понравившееся произведение.
Для того чтобы стихи мы могли не только послушать, но и посмотреть, была использована презентация стихотворения «От кареты до ракеты» С. Михалкова. Использовать презентации к стихотворным произведениям на общественных мероприятиях мы начали недавно, но так как всем очень понравилось, мы стараемся совершенствовать наши знания и умения в освоении ИКТ. Для проведения следующего конкурса чтецов «Наш любимый детский сад» к 25-летию детского сада была подготовлена музыкальная презентация фото-слайды из жизни детей и взрослых нашего дошкольного учреждения. Была представлена презентация стихотворения С. Маршака «Колечко» и музыкальная «Маленькая страна».
Весь конкурс прошел в форме путешествия на корабле, был выбран капитан – заведующая, а все пассажиры получили маленькие медальки-кораблики.
Дети представили стихи разных авторов, и все они были о детях, о дружбе, о жизни в детском саду, об игрушках, стихи-поздравления
Уже традиционно взрослые педагоги выступили перед детьми и представили пожелание, подарив каждому участнику воздушный шарик, который затем пригодился в физминутке.
Завершился конкурс хороводом «Каравай» с задуванием свечек и чаем с пирогами и конфетами. Жюри оценили участников и наградили победителей красивыми книгами и вручили благодарности.
Чтобы не ограничиваться знакомством с творчеством писателей на конкурсах чтецов, мы решили на логопедических занятиях использовать компьютерные презентации в течение учебного года. Каждую неделю в речевой группе определенная лексическая тема, и по каждой теме показывается стихотворение (произведение) детских писателей :
Я. Тувим – «Овощи», К. И. Чуковский «Ежики», Заходер «Мохнатая азбука»,
И. Токмакова «Деревья в стихах», В. Бианки «Мастера без топора», В. Степанов «Птицы в стихах», Ю. Энтин «О многих шестиногих», А. С. Пушкин «Зимнее утро», С. Баруздин «Сказка о трамвае», В. Степанов «Назови профессию», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», М. Дружинина «Что на нашей улице», В. Пальчинскайте «Гороховый домик»,
С. Михалков «Сладкоежки», Д. Хармс, С. Маршак «Стихи про кошек», Тютчев «Весенняя гроза»
Родители речевой группы всегда знают, что изучают их дети в эту неделю. Примером тому является оформление стенда для родителей: лексическая тема с заданиями меняется каждую неделю, а консультация каждые две недели. Не составило исключение и знакомство с творчеством детских писателей С. В. Михалкова, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, К. И. Чуковского. В мае мы знакомим детей с творчеством и произведениями этих писателей. Были подобраны компьютерные презентации:
С. Я. Маршак – «Багаж», «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый», «Где обедал воробей?»
А. Л. Барто – «Я выросла», «До десятка счет», «Дело было в январе», «Погремушка», «Игрушки»
К. И. Чуковский – «Тараканище», «Телефон», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Путаница»
С. В. Михалков – «Лесная академия», «Котята»
Учитывая, что речевую группу в детском саду посещают дети с тяжелыми нарушениями речи, а преодоление речевого недоразвития как правило имеет сложную и длительную динамику, то применение в работе компьютерных технологий позволяет повысить эффективность коррекционного обучения на занятиях. В нашем детском саду воспитанники речевой группы активные участники не только конкурса чтецов, но и других мероприятий.
Общая идея и организация мероприятий оценена администрацией детского сада и родителями наших воспитанников, как положительная. Проект представлен на районном методическом объединении учителей-логопедов.
Педагогический проект
«Мы любим и знаем детских писателей»
Проблема: - дети дошкольного возраста не знают детских писателей и их произведений
- родители не уделяют должное внимание чтению художественной литературы
- дети не умеют выразительно рассказывать стихи
Цель: создать условия для активного вовлечения детей, их родителей и педагогов ДОУ в творчество детских писателей посредством художественных произведений
Задачи: - развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи на основе произведений детских писателей
- воспитывать языковое чутье к родному языку, желание говорить правильно и красиво через совместную деятельность детей их родителей и педагогов
- совершенствовать умение выразительно декламировать стихи, читать произведения, драматизировать, инсценировать
Содержание и этапы реализации проекта
Месяц Действия по реализации проекта
Октябрь Подготовка к конкурсу чтецов (составление сценария, распределение стихов, беседы с педагогами, беседы воспитателей групп с родителями)
Ноябрь, 4 неделя Оформление стенда для родителей речевой группы по творчеству детского писателя С. В. Михалкова с подборкой стихов для индивидуального чтения дома с родителями
Ноябрь, 30 ноября Проведение конкурса чтецов по творчеству С. В. Михалкова для детей ДОУ, родителей и педагогов
Февраль Подготовка педагогов к конкурсу чтецов ко дню рождения детского сада (составление сценария, распределение стихов, беседы с педагогами, беседы воспитателей групп с родителями)
февраль Выступление на РМО логопедов с опытом работы «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда» в рамках проекта «Мы знаем и любим детских писателей» по творчеству С. Михалкова с представлением презентации
Март Заучивание произведений детских писателей во всех группах
Март, 4 неделя Оформление стенда для родителей речевой группы ко дню рождения детского сада с использованием произведений детских писателей ; создание музыкальной презентации «Наш любимый детский сад»
Март, 4 неделя Проведение конкурса чтецов «Наш любимый детский сад»
1 апреля Выступление победителей и лучших участников конкурса чтецов на праздновании юбилея детского сада
Апрель-май Знакомство с творчеством детских писателей С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова на логопедических занятиях в речевой группе; заучивание стихов; чтение; драматизация произведений
В течение учебного года Использование детских презентаций на занятиях по лексическим темам, используя произведения детских писателей
Персонал проекта
Ф. И. О., должность Функции, выполняемые в проекте
Учитель-логопед - Координирует деятельность по подготовке и проведению конкурса чтецов; выступает в роли ведущей на конкурсах; проводит логопедические занятия по творчеству детских писателей; оформляет стенд для родителей в речевой группе и выставку художественной литературы; читает отрывок из стихотворения «Лесная Азбука» на конкурсе чтецов по произведениям С. Михалкова; занимается приобретением призов, готовит музыкальные презентации
Руководитель изобразительной деятельности - Оформляет выставку рисунков детей по произведениям С. Михалкова и к юбилею детского сада; иллюстрирует стихотворение «Лесная азбука»; читает отрывок из стихотворения «Лесная Азбука» на конкурсе чтецов по произведениям С. Михалкова и на конкурсе чтецов «Наш любимый детский сад»
Ст. воспитатель - Читает отрывок из стихотворения «Лесная Азбука» на конкурсе чтецов по произведениям С. Михалкова; участвует в составе жюри данного конкурса; оформляет дипломы и занимается приобретением призов
Муз руководитель,
родитель Читает отрывок из стихотворения «Лесная Азбука» на конкурсе чтецов по произведениям С. Михалкова; Читает стихотворение «Кошки-мышки» вместе с ребенком, работает в составе жюри
Мл. воспитатель - Читает отрывок из стихотворения «Лесная Азбука» на конкурсе чтецов по произведениям С. Михалкова
Заведующая д/садом - участвует в работе жюри конкурсов чтецов
Воспитатели групп
1 мл., 2 мл., ср, ст, подг. - готовят детей к выступлению на конкурс чтецов по произведениям С. Михалкова и «Наш любимый детский сад»
- организуют литературные выставки в группах по творчеству детских писателей
Родители детей – участников конкурса - выступают в роли зрителей на конкурсе; участвуют в работе жюри; готовят детей дома к выступлению
Бюджет
Наименование расходов Стоимость работ Источники финансирования Комментарии
- Призы участникам конкурса чтецов
По творчеству С. Михалкова
- конфеты, книги
- дипломы
1000.00 рублей
80 .00 рублей
ДОУ
Призы участникам «Наш любимый детский сад»
- книги, дипломы, конфеты, шары
500.00 рублей
ДОУ
Результаты: организация и проведение двух конкурсов чтецов по творчеству детских писателей за 2010-2011 учебный год на базе ДОУ и выявление победителей в двух возрастных группах
Критерии эффективности: цель достигнута, если:
- организованы и проведены конкурсы чтецов на базе ДОУ по творчеству детских писателей
- дети, их родители и педагоги принимают активное участие в подготовке и проведении конкурсов (участники с 1 мл. гр.)
- педагоги смогли заинтересовать родителей с помощью бесед, информационных стендов, оформления выставки литературы, поощрительных призов
Тип проекта
По времени: среднесрочный (на учебный год)
По доминирующей в проекте деятельности : творческий
По характеру контактов: в контакте с семьей
По количеству участников: коллективный
Перечень рабочей и отчетной документации:
Приложение 1 Сценарий конкурса чтецов по творчеству С. Михалкова
Приложение 2 Фото с конкурса чтецов по творчеству С. Михалкова
Приложение 3 Сценарий конкурса чтецов «Мой любимый детский сад»
Приложение 4 фото с конкурса чтецов «Мой любимый детский сад»
Приложение 5 Материалы для оформления стенда для родителей по творчеству
С. В. Михалкова
Приложение 6 Материалы для оформления стенда для родителей по творчеству А. Л. Барто Приложение 7 «Мы читаем. С. Я. Маршак»
Список используемой литературы:
1. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста
2. Ресурсы Интернет, сайт «Детские презентации» viki.rdf.ru («От кареты до ракеты», «Колечко»)