Ольга Сибилева
Педагогический проект «Россия — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
на тему:
"Россия - Родина моя"
Введение
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Публикация «Педагогический проект „Россия — Родина моя“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формирует в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Реализацию проекта невозможно без знаний и традиций, культурных истоков, обычаев, особенностей декоративно-прикладного творчества своей страны, своего края. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество, культуру и традиции.
Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родной у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родной страной. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.
Знакомство дошкольников с родной страной, с её культурой, традициями - процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительный результат можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, должна проходить вне непосредственно-образовательной деятельности. Один из современных и эффективных методов этой работы - проектный, который развивает у детей познавательную деятельность; способность ставить познавательные задачи и решать их.
Актуальность
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Область дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, "складывается" человек.
В связи с этим проблема нравственного-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становиться одной из актуальных.
Цель проекта : развитие свободной, творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития, соприкоснуться с отечественной, духовной и культурной традицией, обеспечить фундамент для развития у детей патриотических чувств.
Задачи проекта :
- расширить представление детей о России, как стране, в которой они живут;
- воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
- Знакомить с декоративно-прикладным искусством.
Вид проекта : практико-ориентированный.
Участники: воспитанники старшей группы, педагоги, родители.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Планируемые результаты:
- обогащение эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников;
- развитие творческих способностей детей и их индивидуальных проявлений: любознательность, исследовательская активность;
- развитие эстетического восприятия.
Этапы работы:
1. Организационный (информационно-подготовительный) :
Работа с детьми:
- обсуждение проблемы: "О своей Родине знаем мало".
Работа педагога :
- подбор и изучение литературы по патриотическому воспитанию дошкольников;
- составление тематического плана реализации проекта;
- подбор необходимых пособий, материалов.
Работа с родителями :
- предложить родителям рассказать детям о истории России.
2. Практический:
- проведение непостредственно-образовательной деятельности;
- оформление выставки рисунков на тему "Россия - Родина моя";
- работа с родителями по привлечению их к совместной творческой, проектно-поисковой деятельности;
- разработка консультаций для родителей : "Роль сказок в воспитании и развитии детей", "Массаж и гимнастика с потешкой", "Роль матери и отца в воспитании детей";
- разработка памятки для родителей на тему : "Пальчиковые игры", "Материнские заповеди";
- оформление патриотического уголка в группе.
3. Заключительный:
- обобщение и анализ результатов этапов проекта;
- оформление и представление результатов деятельности педагогов и детей (выставка рисунков);
- презентация проекта.
Принципы реализации проекта :
Принцип свободы и самостоятельности.
Позволяет ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т. п. ; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности.
Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, "открытие", озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.).
Принцип интеграции различных видов деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без "вполне определенного обеспечения", включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающую среду.
Принцип наглядности.
Широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
Принцип последовательности.
Предполагает планирование изучаемо материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе).
Принцип занимательности.
Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Реализация проекта.
Работа с детьми строилась по 4 тематическим блокам:
1 блок: - "Как жили люди в старину";
2 блок: - "Народно-прикладное искусство";
3 блок: - "Устное народное творчество";
4 блок: - "Какая она, моя Россия".
Блок № 1: "Как жили люди в старину".
Образовательная область Непосредственно-образовательная деятельность Цель
познание Беседы:
"Национальная одежда, труд людей"
"Культура и традиции русского народа"
Знакомство с русской традиционной культурой: (быт, одежда, традиции, промыслы).
Воспитывать чувство сопричастности к своему народу.
Знакомить с основами православной культуры, как неотъемлемой части национальной культуры русского народа (православный храм, православные праздники, традиции и обряды, православная церковь и общество, семья)
чтение художественной литературы Чтение русских народных сказок. Закрепление знания детьми русских народных сказок, их главных героев, особенности композиции; воспитывать в них интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
художественное-эстетическое творчество Рисование:
"Русская изба". Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
музыка Знакомство детей с русскими народными инструментами.
Игра на деревянных ложках. Познакомить с русскими национальными инструментами; способствовать дальнейшему развитию в игре на детских музыкальных инструментах; воспитывать любовь, уважение к культурному наследию народа.
Свободная деятельность Экскурсия в "Русскую избу".
С/р игра "Именины". Расширить представление детей о "Русской избе"; побуждать детей восхищаться народными традициями и предметами их творчества.
Закреплять полученные знания в народной деятельности, развивать умение детей самостоятельно воспроизводить задуманный сюжет в игре.
Блок № 2: "Народно-прикладное искусство".
Образовательная область Непосредственно-образовательная деятельность Цель
познание Беседа
"Народно-пркладное искусство".
Рассматривание:
"Дымковские игрушки";
"Гжельские узоры";
"Хохломские заветки";
"Ах, какие матрешки!". Расширить и закрепить представления детей о русских народных промыслах.
Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
художественное-эстетическое творчество Рисование:
"Мы рисуем дымковские игрушки";
"Роспись посуду гжельским узором";
" Ах, какие матрешки!".
Лепка:
"Русская изба";
"Посуда". Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Свободная деятельность Д/ и:
"Найди такую же матрешку";
"Какай поднос лишний";
Найди лишний предмет посуды и назови роспись";
"Какая из этих игрушек не филимоновская";
"Найди городецкую роспись".
Развитие творческого воображения, мышления; навыков обобщать и анализировать; памяти, речи.
Блок № 3: "Устное народное творчество"
Образовательная область Непосредственно-образовательная деятельность Цель
познание Беседа о сказочных героев;
Беседа о пословицах, поговорках, песенок, потешек, загадках. Формировать представление детей о русских народных сказках, их главных героев, особенности композиции.
Уточнить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц.
чтение художественной литературы Чтение русских народных сказок. Воспитывать интерес к русской культуре и любовь к устному народному творчеству.
художественное-эстетическое творчество Аппликация:
"Орнаменты для сарафанов и кокошников". Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их творчества.
Свободная деятельность Народные игры:
"У медведя во бору";
"Каравай",
"Ручеек",
"Снеговик".
Кукольный театр:
"Репка";
"Колобок". Закреплять полученные знания в самостоятельной деятельности детей; развивать умение самостоятельно воспроизводить содержание сказок.
Блок № 4: "Какая она, моя Россия"
Образовательная область Непосредственно-образовательная деятельность Цель
познание Беседа:
"Россия - Родина моя";
"Символы России";
"Герб России",
"Флаг России".
Рассматривание иллюстраций "Родина моя". Формировать первоначальные представления об истории России, о государственной символике, выдающихся людях.
художественное-эстетическое творчество Рисование
"Военная техника". Развитие воображения, моторики пальцев рук.
Свободная деятельность С/р игра "Наша армия";
Д/ и:
"Найди флаг России";
"Собери карту России". Развитие творческого воображения, мышления; навыков обобщать и анализировать; памяти, речи.
Выводы
В ходе реализации проекта бала достигнута основная цель - у детей появился интерес и желание узнавать культуру своего народа.
Дети познакомились с традициями и обычаями своего народа; знают и узнают русский народный костюм, научились различать жанры устного народного творчества, виды декоративно-прикладного искусства.
Проект способствовал обогащению эмоциональной и интеллектуальной сферы дошкольников, развитию творческих способностей детей, развитию эстетического восприятия.
полученные результаты еще раз доказывают, что работу по воспитанию патриотических чувств у детей невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество.