Педагогический проект «Птицы нашего двора»

Надежда Иоселева
Педагогический проект «Птицы нашего двора»

Педагогический проект на тему: "Птицы нашего двора"

учителя - дефектолога муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №69» Энгельсского муниципального района Саратовской области Иоселевой Надежды Васильевны

Возрастная группа: для детей старшего дошкольного возраста

с нарушениями зрения

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Содержание проекта.

Актуальность реализации проекта.

Дети всегда соприкасаются с явлениями живой природы. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир явлений и событий.

Дети с нарушением зрения создают объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным. Из-за нарушения функций зрения дети плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение.

В беседах с детьми о птицах выясняем, что дети не могут назвать даже птиц средней полосы, перечислить их отличительные признаки, назвать виды птиц, а также сезонные характерные особенности поведения и т. д.

Во время прогулки мы с детьми наблюдаем, как на участок прилетают голуби, воробьи, синички. Реакции у детей непредсказуемы. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа.

Вот и возникла идея – познакомить дошкольников с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года, именно поэтому мы решили взять проект на тему: «Птицы нашего двора».

Автор проекта: учитель - дефектолог Н. В. Иоселева

Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий, краткосрочный.

Вид проекта: групповой.

Проблема.

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории участка, не выделяют их конкретные признаки, особенности их существования и необходимости им оказывать помощь.

Ожидаемые результаты:

• воспитанники получат начальные знания о птицах своего участка, особенностях их существования;

• будут иметь представление о способах помощи пернатым;

• научаться заботиться о живой природе;

• получат опыт совместной деятельности с родителями и сверстниками;

• воспитание у детей эмоциональной отзывчивости, интереса к живой природе.

Место проведения: МДОУ "Детский сад №69" ЭМР Саратовской области.

Тип проекта: краткосрочный, педагогический, практико-ориентированный.

Сроки проведения: январь - май 2018 года.

Участники проекта: воспитатели, специалисты, дети, родители коррекционной группы №9.

Возраст детей: 5 - 7 лет.

Образовательные области:

• «Познавательное развитие»

• «Художественно-эстетическое развитие»

• «Физическое развитие»

• «Развитие речи».

Охватывает следующие разделы программ:

• социально-бытовая ориентировка;

• ориентировка в пространстве;

• развитие зрительного восприятия;

• развитие общей и мелкой моторики.

1 этап. Целеполагание.

Цели проекта.

• Формирование элементарных экологических знаний о зависимости окружающего мира от деятельности человека.

• Дети должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянных признаков исследуемого объекта.

• Продолжать учить детей изучать предметы окружающего мира с опорой на полисенсорную основу, используя в восприятии объектов окружающего мира сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции.

Задачи проекта.

Обучающие.

• Закрепить понятия «зимующие птицы, перелётные»

• Познакомить с отличительными признаками диких зимующих птиц.

• Учить выделять характерные видовые признаки представителей этой группы и каждой конкретной птицы: голубя, воробья, синички, вороны, снегиря.

• Расширять представления о приспособление птиц к среде обитания: особенностях их образа жизни, питания

• Активизировать словарный запас детей по данной теме.

Развивающие

• Развивать интерес к объектам живой природы.

• Продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

• Создать условия для развития у детей познавательного интереса.

Коррекционные

• Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида птиц.

• Формирование приемов целенаправленного целостного и полного восприятия (алгоритмизация по плану-символу).

• Научить детей на полисенсорной основе с использованием ведущих сохранных анализаторов узнавать и выделять объекты среди других:

а) по существенным признакам,

б) на основе овладения приемами сравнения.

• Учить различать голоса некоторых птиц.

Воспитательные.

• Воспитывать любовь, бережное, заботливое отношение к птицам, потребность заботиться о них.

• Прививать эстетическое отношение к природе.

Методы:

• словесные;

• наглядные;

• игровые;

• практические.

2 этап. Разработка проекта.

1. Познакомить детей и родителей с темой и целью проекта, вызвать интерес к данной проблеме.

2. Подобрать необходимую методическую и художественную литературу.

3. Подобрать иллюстрационный материал и наглядные пособия для более яркой продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

3 этап. Реализация проекта.

Организация деятельности проекта.

3.1. Игровая деятельность.

*** Сюжетно-ролевая игры: «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин», «Лесная школа», «Птичья семья», «Юные орнитологи», «В гости к птицам».

Цель: развить интерес к птицам и их образу жизни, учить подражать людям разных профессий; воспитывать любовь к птицам; продолжать учить играть всем вместе, партнёрским отношениям со сверстниками.

*** Настольно-печатная игра: «Птицы», "Лото"

Цель: закреплять, уточнять, конкретизировать новых знаний детей об окружающем мире, тренировать наблюдательность детей, умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы.

***Дидактические игры «Кто, где живёт?», "Кто прилетел к кормушке?", "Кто, где сидит", "Чем отличаются, чем похожи птицы?", «Бывает - не бывает», «Собери картину», «Летает – не летает», «Кто, как подает голос», «Назови цвет, форму», «Найди ошибки», «Подбери признак», «Скажи наоборот», «Угадай, кто это?». «Чей обед?».

Цель: развивать интерес к птицам, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

*** Словесные игры: «Чей дом?», «Доскажи словечко».

Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

***Подвижные игры: "Воробышки и автомобиль", «Совушка», "Солнце и дождик", "Воробышки и кот", "Перелёт птиц".

Цель: развивать активность детей, координацию движений, внимания, быстроту реакции

*** Театрализованные игры: «Игры–этюды о птицах», «Не ошибись», «Пантомимы», «Театр пантомим».

Цель: развивать пантомимику детей с нарушениями зрения.

3.2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятия «зимующие и перелётные птицы», расширить словарный запас, воспитывать любовь к птицам, воспитывать бережное отношение к окружающей живой природе, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память.

• Чтение стихов и небольших рассказов о птицах: "Скачет, скачет воробей. ", "Ворона".

• Беседа: «Птичка-невеличка», «А можем ли мы помочь?», «Что кушает воробей», «Кормушки бывают разные»; «Такие удивительные птицы», «Кто летает в лесу?», «Как мы заботимся о птицах зимой?».

• Сказки: Бианки В. В. «Сказки и рассказы о животных»; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги, пер. с англ. Э. Паперной; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под. ред. С. Маршака.

• Проза: С. Воронин. «Воинственный Жако»; Чарушин Е. И. «Воробей»; Рубцов Н. «Воробей», «Ворона»; Снегирев Г. Я. «Про птиц»; Горький М. А. «Воробьишко».

• Поэзия: С. Есенин. «Поет зима — аукает…»; А. Яшин «Покормите птиц зимой»; В. Звягина «Воробей»; Т. Евдошенко «Берегите птиц».

• Чтение потешек, считалок, скороговорок, пословиц, поговорок, загадок, примет о птицах.

• Музыкально-театрализованная деятельность.

Цель: учить слушать музыку, пробовать импровизировать, развивать чувство ритма, воображение; учить соответствовать выбранной роли.

3.3. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.

* Рисование коллективная работа «Птицы прилетели».

* Прослушивание аудиозаписей голосов птиц.

Цель: учить различать голоса некоторых птиц.

3.4. Выставка «Птицы бывают разные».

Цель: воспитывать бережное отношение к птицам, учить видеть прекрасное в природе.

3.5. Продуктивная деятельность:

• Рисование на темы: «Синичка», «Покормим воробушка»;

• аппликация на тему: «Кормушка для птиц»;

• лепка на темы: «Птичка», «Гнёздышко», «Кормушка».

3.6. Экскурсии по участку.

Цель: продолжать расширять кругозор детей, развивать зрительное, слуховое внимание. Воспитывать интерес детей к птицам.

Задания: «Покорми голубей», "Чьи это следы на снегу?" «Где скачет воробей?».

3.7. Наблюдение.

Цель: развитие глазодвигательной функции, наблюдательности, интереса к живой природе.

• Внешний вид птиц. полёт.

• Поведение птиц

• Кормление птиц.

3.8. Эксперименты.

Цель: развитие наблюдательности, познавательного интереса.

* Виды корма. Что предпочитают кушать синицы (воробьи, голуби?

* Наши гости. Кто сегодня прилетал к кормушке?

3.9. Акция «Будем добрее!»

Цель: изготовление совместно с родителями кормушек для птиц и размещение их на территории детского сада.

3.10. Труд в природе.

Цель: воспитывать желание ухаживать за пернатыми, подкармливать их.

Предложить детям повесить кормушки и систематически насыпать в них корм.

4 этап. Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективное панно «Птицы прилетели».

4.2. Фотовыставка «Птицы бывают разные».

4.3. Выставка в группе «Детские писатели о птицах».

4.4. Составление мини - книжек с родителями "Птички - невелички".

4.5. Акция: «Будем добрее!»

Итог исследовательского проекта:

Воспитанники с ОВЗ получили начальные знания о птицах своего участка, особенностях их существования. Сформированы элементарные экологические знания о зависимости окружающего мира от деятельности человека.

Дети получили представления о способах помощи пернатым, опыт совместной деятельности с родителями и сверстниками.

Научились последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянных признаков птиц с опорой на полисенсорную основу, используя в восприятии объектов окружающего мира сохранные анализаторные системы и остаточные зрительные функции.

В ходе проекта решались задачи воспитания любви, бережного, заботливого отношения к птицам, потребности заботиться о них, прививалось эстетическое отношение к природе.

Литература:

• Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IY вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под редакцией Л. И. Плаксиной. - М. : Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с. ;

• Ремезова Л. А., Жабаровская Л. Н. Знакомим дошкольников с нарушением зрения с птицами: учебно-методическое пособие. - Самара: изд-во ПГСГА, 2010. - 192 с.

Публикации по теме:

Фотоотчет о празднике «Как у нашего двора коляда-маляда!»Фотоотчет о празднике «Как у нашего двора коляда-маляда!» Праздник Коляды всегда, по многолетнему опыту, самый веселый и неформальный. Детям не нужно учить много музыкального и стихотворного материала,.

Презентация о воине-интернационалисте «Мальчишка с нашего двора» «Мальчишка с нашего двора» Сегодня наш рассказ будет о Сергее Анатольевиче Амосове. Слайд 2. Родился Сергей в семье военного 4 октября 1960.

Конспект занятия во второй младшей группе «А у нашего двора Снеговик стоял с утра» Конспект занятия во второй младшей группе «А у нашего двора Снеговик стоял с утра» (рисование) Воспитатели: Береговая Н. Н., Малыхина О. М.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Педагогический проект «Птицы нашего двора»
Опубликовано: 20 июля 2018 в 09:24
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение «Добрый доктор Айболит снова в гости к нам спешит» с детьми...
Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Задачи: - расширять представления детей о рациональном питании - формировать...
Программа совместной деятельности с детьми раннего возраста «Цветные фантазии»
Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, аппликации. Задачи:...
Конспект занятия в группе раннего возраста «В гостях у капельки»
Программное содержание: Учить детей чётко проговаривать слова, познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, чистая, капает, льётся. Закрепить цвет...
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС Разработала Романова И. А. Сентябрь. Прогулка 1 Образовательная область – познавательное развитие....
Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Усольцева Ольга Юрьевна музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №86»,...