Юлия Буртняя
Педагогический проект по развитию патриотических чувств у детей дошкольного возраста 5–6 лет при изучении родного города
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект по развитию патриотических чувств у детей дошкольного возраста 5 – 6 лет в процессе изучения родного города.
на тему: «Люблю тебя, родной мой край Самарский»
Выполнил: Буртняя Юлия Сергеевна
Воспитатель МБДОУ №105 г. о. Самара
Самара 2013
Публикация «Педагогический проект по развитию патриотических чувств у детей дошкольного возраста 5–6 лет при изучении родного города» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Люблю я Самару родную,
Мой город красивый, большой,
А также природу люблю я:
Самара – мой край дорогой.
За что же Самару люблю я?
За то, что взрастила меня,
И «Родина!» - ей говорю я,-
«Спасибо, родная земля».
Аннотация проекта
1. Общие положения (название проекта, региональный компонент)
2. Актуальность выбранной темы
3. Цели и задачи проекта
4. Участники проекта. Сроки реализации проекта.
5. Принципы
6. Этапы реализации проекта
7. Обеспечение проекта
8. Оценка результатов проекта. Диагностика
9. Предполагаемые результаты
Общие положения
Название проекта : «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Региональный компонент:
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью»
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.
Образовательные области:
• социально-коммуникативное развитие
• познавательное развитие
• художественно-эстетическое развитие
• речевое развитие
• физическое развитие
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Актуальность темы
Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной жизни. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания.
Содержание проекта :
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза:
Чем шире и разнообразнее будет материал, тем более полным будет понятие Родины. Необходимо дать детям понятие о Родине как в широком понятии – страна, так и в более узком – родной край, город, поселок. Если дать детям понятие, что у каждого человека есть своя Родина, у которой свои обычаи, традиции, то у них возникнет вопрос: «А чем уникальна моя Родина? Что в ней хорошего? Как я могу ей помочь стать еще лучше и красивее?»
Цель проекта :
-Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,
приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
- Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи проекта :
- Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; культурному наследию своего народа.
- Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка, как представителя своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.
-Создать условия для восприятия сведений и осуществлять ознакомление дошкольников об историческом прошлом и культурном облике родного края;
географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
-Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям,
культурным ценностям;
-Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей;
учить свободно мыслить, фантазировать;
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 5 - 6 лет (старшая группа)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Сроки реализации проекта
Долгосрочный
Вид проекта : ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о Самарском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий, для самореализации каждого ребёнка, в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Анализ работы:
- выявление затруднений при работе по данной теме;
1. Недостаточно методического материала.
2. Нет перспективного плана по работе с книгой
3. Не создана предметно-развивающая среда по теме
4. Нет диагностики для выявления
уровня знаний у детей
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- сбор материала
- разработка перспективного плана работы
- разработка конспектов занятий;
- изготовление практического материала (дидактических игр, макетов)
- разработка анкет и рекомендаций для родителей «Как воспитать маленького патриота»
- пополнение материальной базы видео-, аудиоматериалами
- сбор и оформление наглядного материала;
- установление взаимосвязи с учреждениями города
- разработка диагностического материала по теме
- посещение учреждений города (музеев, библиотек и т. д.)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА.
- Создание уголков по краеведению в группе
- Картины, макеты
- Альбомы, иллюстрации
- Дидактические игры, развивающие игры
- Географические карты
- Исторические документы, фотографии
- Использование ИКТ (аудио, видео, версии сказок, презентации)
- Методическая, краеведческая, художественная литература. Рассказы о героических поступках
- Буклеты, наборы открыток
Методы работы
- Целевые прогулки и экскурсии
- Наблюдения позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы и т. д.
- Рассказы и объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей
- Беседы о родном городе
- Использование иллюстраций, детских произведений (их рассматривание и обсуждение)
- Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
- Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т. д.)
- Обогащение и стимулирования детского творчества
- Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относится к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах
- Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны и труда, рассказывать дошкольникам о подвигах воинов; устраивать тематические праздники, утренники.