МААМ-картинки

Педагогический проект по экологии «Мир природы-детям»

Светлана Радянская
Педагогический проект по экологии «Мир природы-детям»

Тип проекта :

познавательно-исследовательский.

По характеру содержания:

ребёнок, общество и культурные ценности.

По количеству участников:

групповой.

Продолжительность:

1 год.

Участники проекта :

• Дети

• Воспитатели

• Родители

Руководитель кружка «Лесовичок»

• Учреждения социума

Публикация «Педагогический проект по экологии „Мир природы-детям“» размещена в разделах

Актуальность выбранной для проекта темы особенно важна в настоящее время, когда мы говорим о катастрофически ухудшающейся экологической обстановкой на планете Земля, и поэтому очень важно с раннего возраста приобщать детей к правильным формам взаимодействия с природой.

Цель проектной деятельности :

Создание условий для формирования экологической культуры детей дошкольного возраста, развитие познавательного интереса к миру природы.

Задачи

1. Создать экологическую развивающую среду.

2. Способствовать формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка - дошкольника через интегрированный подход.

3. Развивать у детей познавательный интерес к миру природы.

4. Формировать первоначальные умения и навыки экологически

грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения, умения наблюдать за природными объектами и явлениями.

5. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

6. Способствовать формированию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

7. Развивать познавательно-исследовательские и творческие способности детей.

8. Способствовать повышению уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.

9. Формировать у родителей потребность в знаниях об экологической культуре в жизни и желание передавать их детям собственным примером.

Гипотеза:

Если своевременно формировать у детей познавательный интерес к миру природы, то ребенок постепенно приобретет новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде

Ожидаемые результаты:

• Сформированные знания, умения, навыки в области экологического воспитания.

• Повышение уровня мотивации к экологическому образованию.

• Творческое самовыражение воспитанников.

Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.

• Формирование содружества педагогов, детей, семьи в экологическом образовании детей.

Этапы проектной деятельности :

I ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Срок – сентябрь 2012года

а) Подбор и изучение необходимой методической литературы, разработка содержания проектной деятельности.

б) Создание экологической развивающей среды.

в) Проведение подготовительной работы с участниками проекта.

г) Мониторинг детей по данному направлению.

II ЭТАП. ОСНОВНОЙ

Срок: октябрь-апрель 2012-2013гг.

а) Обоснование эффективности применения форм и методов реализации проекта.

б) Реализация поставленных задач.

в) Разработка дидактического материала для осуществления познавательного интереса к миру природы.

г) Организация работы кружка дополнительного образования детей.

д) Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.

III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

Срок: Май 2013года.

а) Проведение экологического праздника для детей и родителей.

б) Демонстрирование всех выполненных в ходе проекта творческих работ, сделанных детьми и родителями.

в) Драматизация фрагментов сказок, сообщение о совершённых практических делах.

г) Итоговый мониторинг экологического развития

д) Представление материалов проекта для обсуждения на городском семинаре.

Для работы с детьми мною был разработан ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МИРУ ПРИРОДЫ

Формы и методы проектной деятельности :

Формы работы с детьми

Непосредственно образовательная деятельность (образовательные области «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье». «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы», «Физическая культура» и их интеграция, дидактические игры, создание педагогических ситуаций, наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения и т. д.).

Совместная деятельность воспитателя с ребёнком (целевые прогулки, экскурсии в природу; обсуждение с детьми правил безопасного поведения в природе : «Грибы: друзья или враги?», «Чем опасны ядовитые растения», «Правила друзей природы», «Что можно, что нельзя»; эвристические беседы, в ходе которых дети получают возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт; посильный труд в природе, поисково-исследовательская и проектная деятельность и т. д.).

Самостоятельная деятельность детей в экологической развивающей среде (ведение и заполнение уголка наблюдений за природой. рассматривание книг, картинок, альбомов, передача природных явлений в рисунке, лепке, аппликации, настольно-печатные игры, театрализованные игры, детская деятельность в уголке экспериментирования, уход за комнатными растениями в группе и зимнем саду, наблюдение за сезонными изменениями и т. д.).

Методы экологического образования

• метод наблюдения с подключением различных анализаторов;

• опыты и эксперименты;

• проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание»);

• словесные методы (беседа, проблемные вопросы, рассказы - описание и т. п.);

• практическая деятельность в природе (труд в природе, экологические акции);

• игровые методы;

• практическая работа и поисковая деятельность;

• экскурсии;

• метод проектов («Наши младшие друзья», «Здравствуй, дерево!», Волшебные превращения воды», «Такие разные растения», «Огород на окне» и другие)

В процессе работы над проектом мною разработана модель экологического пространства в ДОУ (Слайд)

Работа над проектом предполагает совместное участие детей, педагогов и семьи в природоохранных акциях :

«Посади дерево» (к Дню Земли,

«Аллея выпускников»;

«День цветов» (посадка цветочных аллей);

«Витамины на подоконнике» (выращивание лука, укропа, петрушки в пищу детям, зелени для корма животным)

«Красота для всех» (разбивка новых газонов, перепланировка старых);

«Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время,

«Лесная аптека» (сбор лекарственных трав,

«Книжника больница»,

«Чистота спасет мир» (субботники на территории,

«Елочка – зеленая иголочка» (пропаганда использования искусственных елок в украшении жилищ,

«Зоркое око» (фото красивых мест родного края)

«Спасем муравейник» и другие.

Формы взаимодействия с родителями:

-индивидуальные рекомендации для родителей; -просветительская работа среди родителей средствами проведения групповых консультаций, посещения общих и групповых родительских собраний, ознакомления с наглядно – текстовой информацией (Просветительская работа проводилась посредством групповых консультаций, которые направлены на повышение информационной компетенции родителей воспитанников: «Познаем вместе с ребенком»; «Роль семьи в экологическом развитии детей младшего дошкольного возраста»; «Развитие исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста в игре»; «Условия формирования экосознания у ребёнка»; «Влияние детско-родительских отношений на формирование экологической культуры у детей» и т. д.);

- вовлечение родителей в образовательный процесс;

-участие в проектной деятельности дошкольного учреждения;

- привлечение родителей к изготовлению пособий для различных форм образовательной деятельности;

- проведение Дня открытых дверей с показом работы воспитателей группы по определённой проблеме воспитания и обучения;

- ознакомление родителей с результатами мониторинга;

- индивидуальные консультации по корректировке отдельных моментов воспитания, обучения и дальнейшего развития ребёнка – дошкольника;

- организация совместной деятельности детей, педагогов и родителей;

- привлечение к организации записи праздников на видео.

- родительские собрания;

- совместная организация мероприятий, участие в конкурсах «Самый спортивный родитель», «Родитель-интеллектуал», «Творческий родитель» и др.

- организация выставок совместного творчества.

Результативность проектной деятельности :

- создана экологическая предметно-развивающая среда ;

- у детей сформирован активный познавательный интерес к миру природы и способам поведения в ней и как следствие:

- сформирована поддержка инициативы детей, стремление к познанию окружающей действительности, эмоционально-ценностное отношение к природному окружению и бережное отношение к окружающей природе;

- у детей развит субъективный опыт эмоционально-чувственного общения с природой и социокультурным окружением,

- сформированы у детей такие основы личности как самостоятельность, активность, любознательность, инициативность;

- разработаны экологические заповеди. Главнейшая из них – «соблюдение тишины» в наблюдении за природой, терпеливость (умение длительное время наблюдать за растением и животным, внимательность (следует учить детей находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей, бережливость (беречь то, что создано природой, «каждая букашка для чего-то создана природой»).

- сформировано содружество педагогов, детей, семьи;

- созданы определё нные традиции в группе: «Путешествие в мир природы», «Наша дружная семейка», «Мастерская добрых дел», «Птичья столовая», «Природа и мы», «Отображаем природу», «Береги свой дом», «Азбука поведения в природе» и др. ;

- проведены экологические праздников и акции «Поможем крылатым докторам», «Природа вокруг нас : живая и неживая», «Войди в природу другом»;

- Организована работа экологического кружка «Лесовичок», основной целью которого является формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу;

- организовано участие родителей и детей в природоохранных акциях;

В ходе работы над проектом мною были использованы следующие информационные ресурсы:

1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет.

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми»

3. Глазунов М. М. Птицы в уголке живой природы.

4. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.

5. Жуковская Р. И. Родной край.

6. Журкова Е. Н. Комнатные растения.

7. Клыков А. А. Беседы о животных.

8. Лучиг М. В. Детям о природе.

9. Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой.

10. Сайты и порталы: «1 сентября», «Сеть творческих учителей», «Социальная сеть работников образования», «Всё для детского сада», «Педсовет», «Дошкольное образование», «МААМ. RU», «Теремок», «Солнышко», «Calameo» и др.

Публикации по теме:

Естественнонаучный творческий проект «Мир воды» Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий. По содержанию: естественнонаучный. По числу участников.

Проекты в детском саду 6 Проекты в блогах коллег Блог Альбины Хасаншиной Проект " Золотая осень" Вид проекта: исследовательски-творческий. Цель проекта: создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по экологии «Мир природы-детям»
Опубликовано: 28 февраля 2014 в 14:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД