Юлия Сухова
Педагогический проект «Развитие связной речи посредством интерактивных технологий у детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы реализации проекта:
I – подготовительный (сентябрь 2017–ноябрь 2017 г.)
II – практический (декабрь 2017 г. – март 2018 г.)
III – аналитико-обобщающий (апрель — май 2018 г.)
Паспорт проекта:
Тип информационно-практический
По количеству участников – индивидуальный и групповой
Срок реализации : сентябрь 2017 г – май 2018 г.
Актуальность.
Публикация «Педагогический проект „Развитие связной речи посредством интерактивных технологий у детей 5–6 лет“» размещена в разделах
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Овладение родным языком, развитие связной речи является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в
современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и
обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью
является важнейшим условием полноценного психического развития. Без
хорошо развитой речи, умения мыслить логически, нет настоящего общения,
нет подлинных успехов в учении.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из
основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной
речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с
людьми и общее интеллектуальное развитие.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых
можно регулировать процесс развития речи. Наряду с традиционными методами и приемами, мной были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, интерактивные педагогические технологии, использование мнемотехники, ИКТ.
Гипотеза.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития связной речи дошкольников.
Цель проекта:
развитие связной речи дошкольников посредством интерактивных технологий.
Задачи:
—Развивать у детей монологическую форму речи;
—развивать вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;
—Научить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действиям;
— изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
— использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
— проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
— взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
— создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры).
Новизна: Целенаправленное использование интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении способствует более эффективному формированию связной речи детей.
Практическая значимость:
— внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.
— в обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;
— в обобщении и распространении опыта работы.
Ожидаемый результат:
— развитие связной речи дошкольников;
— родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, практический, и аналитико-обобщающий.
1этап — подготовительный этап (сентябрь 2017 года)
— изучение психолого-педагогической методической литературы;
— Определение уровня связной речи;
—Создание конспектов РОД
—Создание дидактических игр
—Создание интерактивных игр
—разработка цикла мероприятий, направленных на развитие связной речи у старших дошкольников
— создание речевой среды
— Изучение и использование информационно – коммуникационных технологий
—Сотрудничество с родителями с целью повышения педагогической
грамотности по речевому развитию детей.
—Создание картотек «Интерактивные технологии»
2 этап — Практический этап (ноябрь 2017 года – апрель 2018 года)
Проведение серии мероприятий, направленных на развитие связной речи у детей дошкольного возраста:
Интерактивных игры: «Сказочные загадки», «Четвертый лишний»
Разработка и апробация конспектов РОД:
1. «На льдине»
2. «Мозговой штурм»
3. «Спасли ежа»
4. «Под грибом»
Организация СР игр, спортивных игр, дидактических игр
Обучение детей пересказу по схемам мнемотехники
Применение интерактивных технологий: «Карусель», «Хоровод», «Кластер», «Микрофон», «Работа в парах», «Аквариум», «Дерево знаний».
Обогащение предметно – развивающей среды:
Пополнение речевого уголка
Атрибуты для игр
Предметы заместители
Разные виды театров
Дидактические игры
- оформление консультаций и памяток для родителей и педагогов.
- создание кейс-технологий с использованием ИКТ.
- пополнение речевого уголка дидактическими играми(«Времена года», «Где начала, а где конец, «Испеки Пиццу», «Фоторобот»
Работа с детьми:
Здоровьесберегающие технологии
Беседа
Ознакомление с художественной литературой
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Наблюдение
Игры-инсценировки
Досуговые мероприятия
Экскурсии
С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания.
Работа с родителями:
1)Анкетирование «Развитие связной речи»
2) Консультации: «Как помочь развить ребенку связную речь», папка-передвижка «Речевые игры для детей 5-6 лет», ««Мнемотехника, как средство развития связной речи»
3) памятки:
«Ваш ребенок левша», «Играем пальчиками-речь развиваем», «Пальчиковая гимнастика», «Упражнения с шариком «Су-джок».
4) Родительские собрания
«Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,
«Интерактивные технологии для детей 5-6 лет в ДОУ».
Работа с педагогами:
-Консультации: ««Использование интерактивных методов в работе с дошкольниками»
- Создание буклета «Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Выступление «Использование здоровьесберегающих технологий детей 5-6 лет.
Мастер-класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
3 этап — Аналитико-обобщающий этап (май 2018год)
Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений проведенной работы:
Обобщение и распространение успешного опыта работы по повышению связной речи посредством интерактивных технологий у детей 5-6 лет
Выполнены пособия, атрибуты
Организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;
Разработан и проведен конспект занятия «Путешествие в страну Красивой речи»
Оформление буклета для родителей и педагогов.
Создание журнала для родителей «Непоседы»
Викторина для детей с участием родителей «Путешествие по сказкам»
Оценка результативности реализации проекта:
Таким образом, эффективность работы проведенной с детьми подтверждают следующие результаты:
1. Развилась связная речь дошкольников;
2. Научились детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки и рассказы;
3. Развились вербальные формы свободного общения с детьми и взрослыми;
4. Развились умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам
5. Научились дети (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действиями.
6. Родители стали активными участниками образовательного процесса по развитию связной речи дошкольников.
Вывод:
Анализируя результаты проведенной работы, я подошла к следующим результатам, что использование интерактивных и здоровьесберегающих технологий, и их проведении улучшило показатели связной речи у детей. Кроме того, наличие зрительного плана детей, делает рассказы и рассуждения более четкими, связными, полными и последовательными. Составление сказок и рассказов по схемам мнемотехники, учит детей самостоятельной постановке вопросов, развивает логическое мышление.
Работа в этом направлении стала эффективной для становления и улучшения связной речи детей.