Получи документы

Педагогический проект «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6–7 лет»

Светлана Пименова
Педагогический проект «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6–7 лет»

Учитель-логопед

I квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 107» г. Рязани

Пименова Светлана Владимировна

Педагогический проект

«Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет»

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска».

В Шаталов

Рязань

Тип проекта :

Публикация «Педагогический проект „Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6–7 лет“» размещена в разделах

• По доминирующей в проекте деятельности : инновационный

По числу участников: группа детей с нарушениями в развитии речи в возрасте 6-7 лет.

По времени: среднесрочный (1 месяц)

По характеру контактов: в рамках МБДОУ.

Информационная карта проекта

1. Название проекта : «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6 – 7 лет»

2. Автор проекта : учитель-логопед Пименова С. В.

3. Тип проекта : групповой, среднесрочный, инновационный.

4.

Краткое содержание проекта

1. Накопление информационно-методической базы по теме проекта

2. Разработка плана проекта

3. Реализация плана в работе с детьми

Ожидаемые результаты

(продукт проекта)

• Обогащения понятийного запаса у детей

• Обогащение словарного запаса слов

• Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму

• Умение анализировать

• Развитие эстетики речи

• Развитие культуры речи

• Развитие гибкого нестандартного мышления

Цель проекта :

Научить детей составлять синквейны и рассказывать их.

Задачи проекта :

• Развивать у детей 6-7 лет образное мышление и память.

• Развивать способности резюмировать информацию; умения излагать сложные идеи, чувства короткой фразой.

• Обогащения понятийного запаса.

• Обогащение словарного запаса слов.

• Умение выделять главную мысль с облачением в речевую форму.

• Умение анализировать.

• Развитие эстетики и культуры речи.

• Развитие гибкого нестандартного мышления у детей.

Участники проекта :

Дети подготовительной к школе группы с нарушениями речи, учитель-логопед Пименова Светлана Владимировна.

Риск проекта

Возникает опасность, что в силу сложности темы и уровня подготовленности ребенок не сможет выделить главную мысль текста, а так же выразить свою мысль.

Сложность темы приведет к тому, что дети потеряют интерес к работе. Сокращением до минимума участников, задействованных в составлении синквейна, было увеличено количество времени на предварительную работу, которая будет проходить завуалировано во время логопедических занятий.

План реализации проекта

1. Знакомство с понятием «синквейн».

2. Обучение составлению синквейна.

3. Творческий отчет.

Реализация проекта

Синквейн – слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американсеой поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи – хоку (хайку). Это маленький стих, состоящий из трех строк без рифмы, лирическое стихотворение, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно.

Например:

На голой ветке

Ворон сидит одиноко.

Осенний вечер.

Синквейн, как и хоку, несет определенную и способности.

эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности.

Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приемом, направленным на активизацию познавательной деятельности и развитие речи.

Создание синквейна предполагает умение детей пользоваться наглядно-графическим моделированием лингвистических единиц, в старших группах пользоваться умением печатать буквами, знаниями построения предложений, навыками послогового чтения и осознания

прочитанного текста.

Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Коррекционная работа начинается с уточнения, расширения и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.

Дети знакомятся с понятиями «слово» :

«слова-предметы»

«слова-предметы неживые»

«слова-предметы живые»

«слова-признаки»

«слова-действия»

Наглядно-графические схемы помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Работа строится по определенной схеме:

1. Называние слов-предметов живых.

2. Называние слов-предметов неживых.

3. Постановка вопросов к каждому слову:

Кто это?

Что это?

Какой? Какая? Какие?

Что делает?

Что делал (а?

4. Добиваться от детей нескольких ответов (Самолет – летит, взлетает, приземляется, разгоняется, прилетает)

5. Называть несколько признаков к предмету и угадывать что это? (рыжая, пушистая, шустрая, хитрая – лиса)

6. Нахождение слов по наглядно-графическим моделям (солнце. яркое, светит)

После того, как у детей сформируется представление о словах, обозначающих предмет, его признаки и действия (грамматическое значение слова, их представление подводим к понятию о предложении, его структуре.

Таким образом, закладывается основа для успешного овладения умением чувствовать грамматическую основу предложения.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.

Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, поэтому к концу года среди детей наиболее освоивших грамматическое значение слова было решено проведение занятий по составлению синквейна.

Правила составления синквейна :

• Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, обозначающее предмет или действие, о котором идет речь).

• Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

• Третья строка обычно состоит из трех глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

• Четвертая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

• Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Образцы детских сочинений в рамках изучения лексических тем.

Лексическая тема «Весна»

Весна.

Солнечная, теплая.

Наступает, греет, радует.

Я люблю весну!

Трава

Лексическая тема «Космос»

Планета.

Яркая, далекая.

Светит, радует, влечет.

Я хочу полететь в космос.

Звезда.

В перспективе – разработка программы по использованию синквейнов на фронтальных занятиях детей коррекционной группы.

Подведение итогов. Творческий отчет

1. Театрализованное представление.

2. Творческий отчет – как театрализованное представление.

Интеграция проекта

Интеграция по данному проекту осуществлялась по нескольким направлениям:

1. Эстетическое воспитание.

2. Развитие свободного творчества.

3. Развитие речи.

4. Развитие наглядно-графического моделирования.

5. Развитие образного мышления.

Результаты проекта

Цель достигнута, поставленные задачи реализованы, достигнут устойчивый положительный результат. Мы пришли к выводу, что использование синквейнов в работе с детьми коррекционной группы способствует :

• Расширению и активизации объема словаря.

• Формированию структуры значения слова.

• Развитию лексической системности и семантических полей.

• Развитию словообразования.

• Уточнению грамматического значения слова.

• Реализации умений и способностей.

• Активизации познавательной деятельности.

• Обучению синтезу, обобщению и анализу различных понятий.

• Развитию свободного творчества.

• Развитию образного мышления.

• Способности резюмировать информацию.

• Умению излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Методическое обеспечение

1. Бородич А. М. Методика развития речи. 2-е изд. М. : Просвещение, 1981.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : АСТ, 2005.

3. Душка Н. Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников.

4. 4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М. : Просвещение, 1985.

5. Основы теории и практики логопедии/ Под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1968.

6. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М., Просвещение, 2009.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5-е изд., испр и доп. М. : АРКТИ, 2010.

Публикации по теме:

Использование инновационной технологии «Метод проектов» в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Авторы: учитель-логопед Горохова Ирина Николаевна, учитель-логопед Савилова Елизавета Анатольевна, учитель-логопед Шелковникова Светлана.

План работы методического объединения учителей-логопедов ДОУ на 2013–2014 учебный год Руководитель методического объединения - Прудникова Ольга Юрьевна, Учитель-логопед высшей квалификационной категории, МКДОУ ЦРР д/с № 5.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Составление синквейна в коррекционной работе с детьми 6–7 лет»
Опубликовано: 7 августа 2014 в 16:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД