Наталья Шаврина
Педагогический проект «Учись говорить правильно»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Учись говорить
правильно»
Проект направлен на раннюю профилактику нарушений звукопроизношения у детей в условиях дошкольной группы
Шаврина Наталья Сергеевна,
учитель-логопед
МАОУ «Начальная школа –
детский сад № 5» г. Перми
2006 – 2009 г. г.
I. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА.
1. Информация об авторе проекта :
Автор проекта Шаврина Наталья Сергеевна
Публикация «Педагогический проект „Учись говорить правильно“» размещена в разделах
Название проекта : «Учись говорить правильно»
Должность и место работы: Учитель логопед 1 квалификационной категории, МАОУ «Начальная школа – детский сад № 5» г. Перми
г. Пермь, ул. Космонавта Беляева, 43 / 1
Контакты: Тел. 2344916, раб. тел/факс 2281735, тел 2275874, school-sad5@perm.ru
2. Сотрудники проекта :
№ Ф. И. О. Основная должность Образование, стаж работы Основная специальность Должность по проекту
1. Шаврина Наталья Сергеевна учитель-логопед 1 кв. кат., воспитатель высш. кв. категории высшее, МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004, педстаж 10 лет учитель-логопед разработчик, организа-тор: осуществляет разработку, планирова-ние и реализацию проекта, обеспечивает методическое и мате-риально-техническое сопровождение, кон-сультирует родителей
2. Селиверстова Ирина Алексеевна воспитатель высшее, ГГПИ, 2005, педстаж 5 лет учитель русского языка и литерату-ры участник проекта, осуществляет педагоги-ческое сопровождение реализации проекта, отслеживает речевое развитие детей, проводит педагогическую диагностику детей
3. Барковская Ирина Александровна заместитель директора по УВР высшее, ПГПУ, 1989, педстаж 25 лет преподава-тель дошк. педагогики и психоло-гии, мето-дист по дошкольному воспи-танию координатор: коорди-нирует работу по реализации проекта, осуществляет сбор и анализ информации по реализации проекта, осуществляет методи-ческое руководство
4. Козлова Елена Германовна педагог-психолог высшее, ПГПУ, 1997, педстаж – 12 лет, учитель начал. классов со спец. шк. психолог участник проекта, осуществляет психоло-гическое сопровождение реализации проекта, отслеживает утомляемость детей
5. Котова Людмила Александровна медсестра среднее профессион, ПБМК, 2005 лечебное дело, фельдшер участник проекта, осуществляет медицинский контроль
4. Участники проекта : дети и родители второй младшей (затем средней, старшей) группы,
целевая группа – дети младшей (затем средней – старшей) группы.
5. Время реализации проекта –
сентябрь 2006 года – май 2007года – младшая группа,
сентябрь 2007 года – май 2008 года – средняя группа,
сентябрь 2008 года – май 2009 года – старшая группа.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
1. Проблема, основания для разработки
Охрана здоровья населения относится к важнейшей функции государства. Конец ХХ в. в нашей стране характеризуется ухудшением здоровья детей. По данным, приведённым академиком РАО А. Г. Хрипковой, лишь 14% детей практически здоровы [28]. 50-е годы число детей с патологическими формами нарушения звукопроизношения, по данным разных авторов (А. Н. Омельченко, М. Е, Хватцев, составляло в среднем от 7-8 до 17%. Причём вторая цифра, полученная при обследовании ленинградских школьников, казалась тогда неимоверно большой и на первых порах даже вызывала недоумение специалистов. А вот что мы отмечаем сегодня. По данным исследования к. п. н., доцента кафедры логопедии ЛГОУ им. А. С. Пушкина, г. Санкт – Петербург Парамоновой Л. Г., проведенного в 2000-04 г. г. [28], на начало учебного года 76% детей подготовительной к школе группы имеют речевые нарушения.
Выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи, вполне возможно уже в младших группах детского сада. А поскольку необходимость помощи специалистов будет выяснена уже в младшей группе детского сада, то и обращаться за нею нужно немедленно, не упуская драгоценное время. Чем менее упрочен любой дефект, тем легче его преодолеть.
Логопедическая работа с дошкольниками строится на основе логопедии – специальной науки о предупреждении и преодолении несовершенств речи. В этой работе различаются две системы. Одна из них применяется в специальных детских садах для детей с тяжёлыми расстройствами речи, другая, излагаемая в настоящей работе, - в нормальных детских садах.
Предметом последней являются по преимуществу возрастные особенности детской речи, в значительно меньшей мере недостатки патологического происхождения, не препятствующие воспитанию ребёнка в детском саду.
Логопедия пользуется как общепринятыми методами развития речи, так и своими, специфическими приёмами исправления её недостатков. Специфика этих особых приёмов наиболее ярко выступает в патологических случаях.
2. Концептуальные основы проекта
Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык ребёнок входит в жизнь окружающих его людей. Хорошее знание русского языка ребёнку необходимо для изучения других предметов, овладение программой детского сада, а в последующем – школы. Родной язык является средством общения, выражения и формирования мыслей и, таким образом, служит «активным могучим средством всестороннего развития личности ребёнка» (А. И. Сорокина)
Основной задачей детского сада, и в частности учителя - логопеда, является развитие полноценной речи ребёнка, своевременное предупреждение и устранение всевозможных её недочётов (картавости, шепелявости, заикания и т. д.).
При разработке проекта мы ориентировались на следующие принципы:
- принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки.
- принцип систематичности и последовательности обосновывается возрастными, психологическими особенностями, связан как с организацией материала, так и с системой действий по его усвоению: восприятием информации, разъяснениями педагога, самостоятельной работой. Логопедическая работа чётко планируется. В плане отмечается время и вид основного занятия, в которое включается коррекция речи, нужный речевой материал, игры и наглядные пособия, работа с родителями.
- принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому, но с постепенно нарастающей степенью сложности.
- принцип прочности закрепляет усвоение знаний. Для прочности усвоения и сохранения материала имеет большое значение субъективная оценка значимости знаний в жизни.
- принцип преемственности предусматривает сохранение связи стадий обучения различных по содержанию и способам осуществления.
- принцип наглядности активизирует мыслительную деятельность и формирует чувственный образ.
- принцип межпредметных связей способствует использованию сведений из других разделов программы.
Таким образом, миссию данного проекта мы видим в том, чтобы показать, что в условиях обычной дошкольной группы возможно, необходимо и целесообразно использование логопедических игр и упражнений в различных видах образовательной деятельности.
Цель проекта : стимулирование произносительной стороны речи, снижение количества детей с нарушением звукопроизношения путем профилактических мероприятий на этапе становления речи в условиях дошкольной группы.
Задачи проекта :
- выявить путем ранней диагностики нарушения звукопроизношения младших дошкольников,
- помочь естественному стремлению ребёнка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи,
- совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника,
- разработать систему коррекционно-развивающих упражнений для каждой возрастной группы,
- создать базу дидактических материалов, необходимую для занятий с детьми дошкольного возраста с привлечением к этому детей и родителей.
- оказать консультационную помощь родителям в преодолении нарушений звукопроизношения дошкольников.
3. Описание проекта : стратегия и механизмы достижения поставленных целей.
Ежегодное обследование звукопроизношения младших дошкольников свидетельствует о многочисленных нарушениях (замена и пропуски звуков, искажение, смешение звуков). Это связано с несформированностью фонетического слуха, патологическими нарушениями, недоразвитием или аномалиями строения артикуляционного аппарата, а также невниманием родителей к речи ребенка или неумением родителей провести необходимую работу по коррекции звуков.
Образовательная работа в дошкольных группах МОУ «Начальная школа – детский сад № 5» Индустриального района г. Перми проводится по образовательной программе «Развитие». Данная программа предусматривает с младшей группы ведение занятий по разделу «Введение в грамоту». Грамота рассматривается авторами программы «как пропедевтический курс фонетики родного языка», введения ребенка в звуковую действительность русского языка, развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки к обучению звуковому анализу слов и развитие движений управления своими руками и пальцами с точки зрения элементарной готовности руки к письму. Данное занятие проводится 3 раза в месяц, включает упражнения и игры на звукоподражание, словесные и пальчиковые игры. Но возрастные особенности детей трех лет таковы, что заданными речевыми упражнениями и двигательными движениями овладевают не сразу. Мы считаем, что количества занятий по программе недостаточно для становления правильного звукопроизношения. Необходимо включение данной работы в целостную мотивированную для детей деятельность, процесс общения со взрослыми и сверстниками, совместную деятельность взрослого и ребенка. Научить правильной речи и преодолеть её недостатки лучше всего в дошкольном возрасте (Приложение 1). Педагогический опыт показал, что воспитатели и родители вполне могут овладеть необходимыми знаниями по логопедии (Приложение 2).
В рамках проекта мы планируем проведение первоначальной, затем промежуточной (в начале каждого учебного года) и итоговой диагностик.
Логопедическая работа связана со всеми видами деятельности дошкольника и бытом, осуществляется в форме обучения. Само же обучение проходит преимущественно в виде специальных групповых игр.
Работа по профилактике нарушений звукопроизношения проводится в виде:
- речевых игр и упражнений, упражнений на звукоподражание,
- пальчиковых игр и упражнений,
- дыхательных игр и упражнений,
- подвижных игр с текстом,
- артикуляционной гимнастики, мимических упражнений,
- массажа лица и кистей рук,
- нетрадиционных упражнений для совершенствования артикуляционной моторики с использованием подручных материалов.
В проекте активное участие приняли воспитатели группы, закрепляя проводимую логопедом работу.
Одновременно проводится работа с родителями: беседы, консультации и привлечение их к правильному формированию звукопроизношения.
4. Технология достижения цели проекта
В проекте участвуют 26 детей младшего дошкольного возраста.
4.1. Обследование и диагностика.
Проводится сбор анамнестических данных детей группы (Приложение 3). В случае аномалий развития артикуляционного аппарата или поражения центральной нервной системы, прежде чем приступить к устранению речевого недостатка, родителям малышей предложено обратиться к врачу.
Для логопедического обследования используются «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», «Альбом для логопеда» [10].
4.2. Организация и методы дифференцированной по возрасту логопедической работы.
Обучение ребёнка правильному произношению включает выработку правильных и прочных речевых динамических стереотипов, тем самым затормаживая прежние несовершенства. Логопедическая работа проводится в единстве с развитием языка и мышления: содержание усваиваемого речевого материала должно быть доступным и понятным детям, должно будить их мысль. Нельзя тренировать детей на длительных повторениях бессмысленных звукосочетаний. В логопедической работе используются приёмы, вызывающие у ребё нка положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение, т. е. положительные раздражители. Логопедическая работа должна заблаговременно чётко планироваться. В плане отмечается нужный речевой материал, игры и наглядные пособия, а также время и вид основного занятия, в которое включается коррекция речи.
В соответствии с возрастными возможностями дошкольника характер организации и методов логопедической работы в каждой возрастной группе детского сада иной.
Младшая группа.
Для воспитания звуковой культуры речи детей:
- 1-2 раза в неделю на занятии проводим дидактические игры для развития речедвигательного аппарата и правильной артикуляции согласных и гласных звуков, игры со звукоподражанием животным и звучащим предметам – «Угадай, кто как кричит», рассказы со звукоподражанием,
- несколько раз в неделю подвижные или хороводные игры с песенками и потешками: «У медведя во бору», «Бабушка Маланья».
В младшем возрасте внимание детей сосредоточивается преимущественно на взрослом. Поэтому при обучении речи мы используем индивидуальный подход, обращаемся в каждом случае к отдельному ребёнку. На каждом занятии «обыгрываем» только один звук, на остальные обращаем внимание без особой задержки на них. После усвоения лёгких по артикуляции звуков переходим к обучению более трудным звукам. В младшей группе занятия тесно связаны с организованной игрой, особенно в первом полугодии, поэтому и логопедическая работа полностью проводится в форме игры, а также используются сказки, картинки.
Средняя группа.
Для воспитания у детей чистого и правильного произношения слов проводим занятия, которые состоят из дидактических игр для развития речевого слуха и речедвигательного аппарата, из чтения потешек и считалок (хором или по одному).
В этом возрасте уже значительно меньше неправильностей в произношении, чаще всего встречаются недочёты в произношении шипящих и соноров. Логопедические занятия ведутся в форме фронтальных и подгрупповых игр и упражнений, определённых заданий.
Критическое отношение к своим недочётам речи и связанное с этим желание избавиться от них, проявляющийся взаимный учёт деятельности (и недостатков речи) облегчает работу с детьми этого возраста. В этой группе показываем детям правильную артикуляцию, в необходимых случаях – упражнения с движениями языка и губ. Используем более сложный речевой материал и речевые игры. Вся работа над произношением носит систематический характер, закрепляем усвоенное в младшей группе и вновь осваиваются остальные неправильно произнесённые звуки.
Старшая группа.
С детьми старшей группы закрепляем звуки, недостаточно автоматизированные в средней группе, преодолевая наиболее упорные недостатки в произношении шипящих звуков, соноров.
С целью воспитания звуковой культуры речи детей систематически проводим на занятиях один – два раза в неделю пятиминутные упражнения: дидактические игры для развития речевого слуха, игры со звукоподражанием, хоровое и индивидуальное чтение скороговорок, народных потешек, подвижные игры с пением, диалогами.
Фронтальную игру часто проводим в часы развития речи как закрепление индивидуальных занятий, которым в этой группе уделяется значительное время. Широко применяем и занятия маленькими группами (5-6 человек, до 15 минут). Уделяем внимание упражнениям на сознательное подражание. Речевой материал, игры и упражнения значительно сложнее, чем в средней группе.
При проведении дидактических игр учитываем индивидуальные особенности детей: слабым даём более лёгкий речевой материал, сильным – более трудный, робких подбадриваем, бойких подзадориваем, слишком резвых притормаживаем.
В подвижных играх наблюдаем за одновременностью произношения элементов речи с движениями тела. Эта координация достигается личным примером воспитателя, словесной командой, дирижированием рукой, хлопками, музыкой.
Для речевых игр пользуемся пройденным программным материалом по развитию речи. Тогда игру легче, скорее можно организовать, и она становится более осмысленной, интересной.
4.3. Устранение возрастных особенностей произношения
Недочё ты детского дыхания преодолеваем:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха,
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
То и другое достигаем в младшем дошкольном возрасте исключительно в игре, а в среднем, и особенно в старшем, отчасти и через гимнастику. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений ограничиваем 3-5 минутами. Используем дыхательные игры и упражнения (Приложение 4, которые развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох. Во всех играх, развивающих дыхание, как и придыхательной гимнастике, строго соблюдаем правило : вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением её. В процессе речи приучаем детей вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов. Для развития длительного, плавного речевого выдоха предлагаем детям говорить на одном выдохе, постепенно увеличивая число слов (порядковый счёт с загибанием пальцев, называть ребят своей группы по именам). Упражнение проводим в форме игры «Кто больше скажет без передышки?». Учим детей говорить не торопясь, вдыхать перед началом речи, перед каждой фразой. Для этого, беседуя или рассказывая, читая сказку, стихотворение, говорим короткими фразами, вдыхая пред каждой из них. Ребёнок через рефлекс подражания усваивает эту манеру говорить. Когда же ребёнок плохо владеет дыханием, он заучивает сказку, стишок таким образом: воспитатель вдыхает и произносит коротенькую фразу, затем оба повторяют её; впоследствии повторяет только ребенок. В особо трудных случаях вначале делается вдох перед каждым словом. Описанный способ применим и на занятиях со всей группой. В младшей группе учим детей говорить на одном выдохе, короткими фразами от 2 до 5 слов, в средней и старшей группах фразы удлиняем. Для развития дыхания используем пение с соответствующими тексту движениями, в старшей группе читаем стихи под маршировку или с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Для этого подбираем стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и форме. Успех закрепляем постоянным контролем за дыханием детей и соответствующим внушением.
Игры для развития голоса (Приложение 5).
Крикливый голос устраняем разъяснением ребёнку вредности и неприятности такого голоса, успокаиванием его нервной системы, систематическим надзором за его голосом. Для этого же используем разнообразные игры в тихую или шёпотную речь.
Если у ребёнка тихий голос, ему предлагаем петь, произносить перед группой стихи, играть («Эхо» и «Аукание»). Для детей младшего возраста предусматриваем игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием: ам-ам, му-му, ме-ме, бом-бом, тук-тук, бах. При декламации ставим ребёнка возможно дальше от слушающих его. Расстояние является хорошим условным раздражителем силы голоса: чем больше расстояние, тем громче незаметно для себя говорит ребёнок. Тихим голосом говорят большей частью дети физически слабые, робкие, стеснительные, их нельзя принуждать говорить громко. Они могут совсем затормозиться, избегать разговоров, превратиться в «молчальников». Одобрение, ласка, включение ребёнка в благоприятные условия речи – вот что сделает его более уверенным в своих силах и тем самым усилит голос. Для усиления голоса полезны уже рекомендованные игры.
Монотонность речи преодолеваем обогащением интонаций, музыкальности речи и систематическим музыкальным воспитанием ребёнка. Ведущий метод – выразительное произношение логопедом и детьми эмоционально насыщенных стихов, потешек. Предварительно объясняем, в каких словах, фразах какие чувства выражаются, а затем стараемся заразить ими детей и предложить им произнести этот текст. (Вредно искусственно вырабатывать интонации без осознания содержания речи и соответствующих переживаний ребёнком). Повышение и понижение тона и богатство модуляций (переход от одного тона к другому) в произносимых стихах и диалогах достигаем подражанием логопеду или декламацией под музыкальный.
Причиной музыкальной невыразительности речи детей иногда служат болезни, сильное физическое истощение, особенно – значительное понижение слуха. В этих случаях обязательно используем советы врача.
Устранение недостатков произношения звуков С,З, Ц.
Среди дошкольников, даже в старшем возрасте, фонетические недостатки звуков с, з, ц встречаются довольно часто. Чтобы уметь предупреждать их, необходимо самому логопеду точно знать не только правильную, но и неправильную артикуляцию этих звуков (Приложение 6).
Прежде всего, убеждаемся в том, что ребёнок по слуху отличает неправильные
звуки от правильных. По усвоению данных звуков на слух проводим разнообразные игры (Приложение 7, в которых детям часто приходится, подражая логопеду, произносить с, з, ц. Далее загадываем загадки, задаем вопросы, ответы на которые включают слова с изучаемым звуком, приучаем детей договаривать предложения (Приложение 8).
В старшей группе для связи логопедической работы с развитием мышления мы предварительно называем категорию предметов – овощи, фрукты, животные, посуда и предлагаем детям заканчивать, начинать ил придумывать названия предметов со звуками с, з, по категориям: СА-хар, СА-лат, сай-ка, СА-ло.
Желательно, чтобы усваиваемый звук находился в разных местах слова. Например: са-ло, по-яс, ли-са, ко-за, за-яц. Упражняем в сопоставлении звуков с и з (роса – роза, козёл - осёл). Причё м после сказанного слова роса спрашиваем: «Кто придумает похожее слово?». После слова козёл – «Кто называется похоже?». Можно показать соответствующую картинку, игрушку, макет, предмет в натуре. Следим за правильным произношением звука во всех положениях его в слове. После усвоения звука в отдельных словах включаем этот звук в предложения и в связный текст (Приложение 9).
Для обучения правильному произношению звука Ц пользуемся следующими дидактическими приёмами.
1. Игра в «лошадки». Дети в упряжке бегают и, сильно прижимая кончик языка к верхним дёснам, ритмично цокают языком – Ц-Ц-Ц.
2. Отгадывание и заучивание загадок:
Если ребёнок отстаёт от группы, мы не настаиваем на правильном произношении данного звука, произносим слово. Постепенно, хотя и в более длительное время, ребёнок научиться говорить правильно.
Устранение недостатков произношения звуков Ш, Ж, Ч, Щ.
Многие дети с трудом и довольно поздно (к 4-5 годам) овладевают правильным произношением шипящих звуков. Даже в старших группах детских садов немало детей, не умеющих правильно произносить их.
Для устранения подобных недостатков прежде всего проводим игры и упражнения для развития фонематического слуха. Дети должны различать ш-с, ж-з, ч-ш, ч-ть, ша-жа, шу-жу. Методические приёмы те же, что и при различении свистящих звуков на слух. После усвоения различий между звуками по слуху переходят к произнесению их. Так как шипящие звуки произносятся с напряжённым выдохом, то на первых порах обучения проводим игры, развивающие дыхание (выбирая из них те, которые требуют сильного и быстрого выдоха, а также другие игры (Приложение 10).
После овладения звуком ш аналогичным образом усваивается звук ж. Для этого проводим игры на звукоподражание жукам, пчёлкам, мухам.
Когда усвоен звук ж, то сопоставляем его с уже твёрдо усвоенным звуком ш, а затем и с з. Например, проводим игру в телефон (по очереди передаются звуки ш - ж).
После этого проводим игры на придумывание слов с этими же звуками. Затем дети заучивают в играх коротенькие скороговорки, загадки со звуками ш и ж.
Обучение заканчиваем играми, в которых дети пользуются связной речью; а также заучиванием стихов и песенок, в тексте которых часто встречаются изучаемые звуки. Хорошо усваиваются эти звуки в игре «Базар» и других (Приложение 11). После усвоения детьми звуков ш и ж подобными же приёмами их обучают звукам ч и щ (Приложение 12).
По мере овладения всей группой шипящих звуков обучаем детей дифференцированию их в играх и забавах.
Устранение недостатков произношения звука Р
По артикуляции звук р является самым трудным для ребёнка. Поэтому он появляется значительно позже других звуков (нередко к 6-7 годам или позже) и часто произносится неправильно не только детьми, но и взрослыми (Приложение 13).
Устранение недостатков произношения р начинаем с развития фонематического слуха. Детей учим по слуху различать звук р от звуков, с которыми он смешивается – ль, л, й, рь,ль. Для повышения интереса звуки можно символизировать: р – рокот мотора, л – баюканье (л-л-л). Услышав р, ребёнок руками заводит мотор (имитирует, при л имитирует руками укачивание младенца. В таком же роде проводим игры на различение слогов, слов: (Приложение 14).
При выделении р из фраз и связной речи дети поднимают руку при слове, в котором имеется р. Затем звук р отрабатываем и закрепляем в играх (в младшем возрасте можно начинать с них). Для приучения детей быстро и упруго поднимать и прижимать кончик языка к передней части твёрдого нёба и так же быстро отрывать от него проводятся игры (Приложение 15).
Если дети не овладевают в этих играх рокотом, то надо поиграть в «Аэроплан», «Стрекозу» и «Карандашик», чтобы добиться дрожания кончика языка, т. е. рокочущего р. Если же овладели сразу, переходят к игре «Злая собака». Затем проводится игры с более сложным текстом, иногда с музыкальным сопровождением (Приложение 16).
Устранение недостатков произношения звука Л
Твёрдый звук л является также трудным, и поэтому дети не всегда овладевают им. Недостатки произношения указаны в (Приложении 17).
Обучение правильному л начинаем с различения по слуху звука л от сходных с ним по звучанию р, ль, у, в, й
В рассказе-импровизации логопеда на тему «приключения в лодке» дети отмечают услышанное л в словах: волны, лодка, весло, плот, плакал, плыла. После усвоения детьми звука л по слуху проводятся игры (Приложение 16).
Мягкий звук ль редко отсутствует или искажается и легко усваивается после овладения твёрдым л путём произнесения имё н: Лёля, Лёня, Лиза, Люся, Олег.
Для закрепления правильного л в речи применяем игры (Приложение 19).
Роль моторного праксиса в профилактике нарушений звукопроизношения.
В работе с воспитанниками использование гигиенического, вибрационного, точечного массажа будет способствовать нормализации мышечного тонуса, активизации процесса кровообращения, подготовки мимических мышц лица и артикуляторного аппарата.
Для этого используем:
- динамические упражнения с функциональными нагрузками для развития мелкой моторики в движениях, выполняемых последовательно или одновременно (поочередные движения пальцами, сгибание-разгибание, сжатие в кулак, «рисование» пальцем, нанизывание бус, укладывание горошин, постукивание карандашами, описывание кругов в воздухе, отбивание такта и др. (Приложение 20,
- упражнения на определение положения губ, кончика языка (предложенные Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой,
- упражнения (включая нетрадиционные) на активизацию артикуляторной мускулатуры (Приложение 20 / 1,
- упражнения на развитие мимических мышц лица,
- упражнения по формированию захвата, формированию графомоторных навыков.
4.4. Работа с родителями.
Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают недочётов в ней, а поэтому и не помогают детям усваивать правильную речь. Мы обращаем внимание родителей на значение правильной речи окружающих для формирования речи детей, разъясняем и показываем, в чём состоит логопедическая работа, подчеркиваем полезность и необходимость разумных требований к ребёнку. Каждому из родителей показываем, как надо обучать детей тому или иному звуку, привлекаем их к работе над речью ребёнка дома, закрепляя достигнутое в детском саду. Изучаем отношение членов семьи к ребёнку, чтобы не допустить высмеиваний его речи, угроз при требовании говорить правильно. Привлекаем родителей к выступлениям на собраниях, когда они рассказывают о совместной с логопедом работе над речью своих детей.
Родителям детей старшей группы разъясняем важность чистого произношения, правильной речи для будущего ученика школы, особенно для овладения им грамотой.
5. Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный. Август 2006 года.
Задачи:
1. Сформировать информационный банк данных о детях, поступающих во вторую младшую группу
На этом этапе необходимо ознакомиться с анамнестическими данными детей. Также важно на данном этапе подобрать и отобрать логопедический и дидактический материал, разработать примерное планирование работы в соответствии с психическими и возрастными особенностями младших дошкольников. К данному виду работ подключаются медицинский работник, методист и педагог-психолог, которые анализируют и осуществляют оценку подобранных материалов.
2 этап. Реализация. Сентябрь 2006 – май 2009 года
Задачи:
1. Проведение профилактической работы с детьми
2. Опробовать нетрадиционные приемы логопедической работы.
2. Продолжить создание базы дидактических материалов.
3. Оказать консультационную помощь педагогам, родителям воспитанников
Данный этап предполагает непосредственное проведение занятий согласно планированию логопедической работы (Приложение 21).
3 этап. Контрольно-диагностический. Май, 2009 г.
Задачи:
1. Определить эффективность проделанной работы.
2. Разработать рекомендации для родителей по дальнейшему формированию звукопроизношений.
Данный этап предполагает подведение итогов работы, их осмысление и разработка на их основе рекомендаций по внедрению данных форм работы начиная с младшего возраста.
Примерное планирование работы на период реализации проекта
План-график работ представлен в таблице:
этап Мероприятия Сроки Результат Ответственный
Подготовительный Сбор анамнестических данных детей младшей группы август справка логопед, мед. раб.
Анализ программы по разделам «Грамота» и «Художественная литература и развитие речи» август обсуждение Учитель-логопед, воспитатель
Создание банка методических и дидактических материалов для проведения занятий август Информацион
ный банк материалов Учитель-логопед, воспит-ль
Опрос (анкетирование) родителей Август-сентябрь Справка по анкетированию, рекомендации Учитель-логопед
Приобретение необходимого оборудования и материалов, дидактических игр и пособий август Создание материально-технической базы Учитель-логопед, зам. поУВР
Этап реализации Начальная диагностика уровня развития речи детей по разделу «Введение в грамоту» согласно методике Л. А. Венгера сентябрь Справка о результатах диагностики Учитель-логопед, воспитатель
Проведение логопедического обследования сентябрь Справка Учитель-логопед
Проведение занятий, игр, упражнений в процессе образовательной деятельности, общения, режимных моментов, прогулок Сентябрь
2006 -
– май, 2009 Перспективный план Учитель-логопед, воспитатель
Промежуточная диагностика по разделу программы «Развитие» «Введение в грамоту» Декабрь 2006 –май 2009 таблица Учитель-логопед, воспитатель
Промежуточное логопедическое обследование Сентябрь, 2007,2008 Логопедическое заключение Учитель-логопед
Создание информационного банка материалов для занятий, используя помощь родителей. Сентябрь - ноябрь
Пополнение информационно
го банка Учитель-логопед
Консультации для родителей по профилактике нарушений звукопроизношения Сентябрь - ноябрь Материалы консультаций Учитель-логопед
Открытые занятия для родителей и педагогов ДОУ Ноябрь-декабрь Видеозаписи занятий Учитель-логопед, воспит-ль
Контрольно- диагностический Диагностика уровня речевого развития детей по программе «Развитие» Май, 2009 сравнительный анализ результатов Учитель-логопед, воспитатель
Логопедическое обследование май, 2009 Логопедическое заключение Учитель-логопед
Анализ эффективности ранней профилактики Май, 2009 Итоговая справка Учитель-логопед
Разработка рекомендаций для родителей Май-июнь, 2009 Родительское собрание Учитель-логопед
Разработка рекомендаций для педагогов, логопедов Май, июнь Материалы рекомендаций Учитель-логопед
Выступление на педагогическом совете МОУ, РМО учителей-логопедов с результатами реализации проекта Апрель-август 2009 Презентация проекта Учитель-логопед, Зам по УВР.
6. Риски при реализации проекта
1. Трудность усвоения логопедического материала, обусловленная неврологическим статусом, аномалиями развития артикуляционного аппарата.
2. Нестабильная посещаемость дошкольниками ввиду пропусков по болезни.
3. Непринятие воспитателем группы и родителями рекомендаций логопеда, пассивное участие в проведении логопедической работы. Недовольство воспитателем увеличением объема работы при отсутствии материального стимулирования.
4. Пассивность детей во время проведения логопедической работы.
5. Большое количество детей в группе не позволит в должной мере оказать индивидуальный подход.
7. Ресурсное обеспечение проекта :
- канцтовары (бумага, цветные и простые карандаши, прописи, ножницы);
- проектор, экран для использования электронных презентаций по звуковому анализу слов;
- оборудование логопедического пункта,
- дидактический материал для проведения коррекционных занятий, наглядные пособия,
- дополнительный нетрадиционный материал,
- музыкальный центр, аудиозаписи, диски,
- дидактические игры, настольно-печатные игры
8. Предполагаемые результаты реализации проекта.
1. Отработка механизмов использования приемов логопедической работы в условиях дошкольной группы на занятиях и вне их.
2. Создание перспективного плана работы для каждой возрастной группы.
3. Сокращение количества детей с нарушениями звукопроизношения, а также числа детей с ОНР и ФФНР.
4. Разработка рекомендаций для педагогов по применению логопедических игр и упражнений на занятиях и в свободной деятельности с дошкольниками.
5. Создание базы дидактических материалов, коллекции нетрадиционных пособий.
6. Использование логопедических упражнений родителями в домашних условиях в соответствии с рекомендациями и учетом возрастных и психических особенностей детей.
9. Распространение результатов проекта нам представляется возможным:
1. Сообщение об опыте реализации проекта на педагогическом совете учреждения.
2. Выступления на семинарах РМО учителей-логопедов.
3. Публикации в печати.
10. Бюджет проекта мы не рассматриваем, так как реализация проекта предполагается в рамках инновационной работы учителя-логопеда и воспитателей, не потребует материальных вложений извне.
11. Литература
1. Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи // Дошкольное воспитание. 1990, №8.
2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. С-Пб, 1994.
3. Верясова Т. В. Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять: Развивающие пальчиковые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ек, 1996.
4. Верясова Т. В. Раз, два, три, четыре, пять – будем в школу мы играть: Развивающие пальчиковые игры для детей дошкольного возраста. Е. ,1998. 5. Верясова Т. В. Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса. Е., 2000.
6. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Ярославль, 2000г.
7. Иншакова О. Б. «Альбом для логопеда». Москва. 2000г.
8. Корицкая Е. Г., Минашина В. С. Особенности фонетических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые логопедические приёмы по их преодолению. /Нарушение речи у дошкольников. М., 1969.
9. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР». М. 2003г.
10. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР». М., 2002г.
11. Конфетка. Приложение к журналу «Логопед». 2006-08г. г.
12. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». М., 2002г.
13. Лопухина И. С. «Логопедия. Упражнения для развития речи». С-Пб, 1998г
14. Лопухина И. С. Логопедия / звуки, буквы, слова. С-Пб, 1998г
15. Логопедия. /Под редакцией Л. С. Волковой. М., 1989.
16. Методы обследования речи у детей. / Под редакцией Власенко И. Т., Чиркиной Г. В. ч. 1, М., 1992.
17. Научно – методический журнал «Логопед в детском саду». № 4, 5, 6, 2006г.
18. Репина З. А., Васильева Т. В. и др. В мире звуков и букв. Екатеринбург, 1995
19. Сборник методических рекомендаций / Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. С-Пб, 2002г
20. Селивёрстов В. И. «Речевые игры с детьми». Москва «Владос», 1994г.
21. Стенина Н. Ф. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими диагноз «Стёртая форма дизартрии» /Метод. Рекомендации для студентов дефект. Факультетов. Ек., 2000.
22. Ткаченко Т. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. /Дошкол. воспитание. 1989, №3.
23. Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учитесь правильно говорить. М. ,1991.
24. Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М., 1987.
25. Хватцев М. Е. «Предупреждение и устранение недостатков речи». С-Пб, 2004
26. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н Новгород, 1995.