Людмила Ковалевская
Педагогический проект «Народная культура и традиции» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в подготовительной группе «Народная культура и традиции»
Ковалевская Людмила Николаевна
Тема: «Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Актуальность:
Публикация «Педагогический проект „Народная культура и традиции“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в жизни ребёнка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребёнок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности своего народа, приобщается к его культуре.
Постановка проблемы:
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России.
Цель проекта :
Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам народной культуры.
Задачи проекта :
1. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
2. Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа.
3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в группе уютной домашней обстановки с предметно – развивающей средой.
4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
Планируемый образовательный результат:
- Пробуждение интереса к истории своей Родины, любви к родному краю.
- Формирование чувств национального достоинства.
- Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.
- Широкое использование всех видов фольклора.
- Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
Программа реализации проекта :
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам проекта.
2. Изучение и использование народного фольклора.
3. Изучение традиций народного семейного воспитания.
4. Разработка плана работы с детьми.
Основные формы работы с детьми:
I. Непосредственно-образовательная деятельность:
1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:
- «Знакомство с родным краем»
- «Знакомство с декоративно – прикладным искусством»
- «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше» (места проживания, строительство жилища)
- «В гостях хорошо, а дома лучше» (быт и основные занятия русских людей)
- «Какова пряха – такова на ней и рубаха» (история русского народного костюма)
- «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги - тачать пирожник» (история мужской и женской обуви)
- «Не по Сеньке шапка» (история головных уборов)
- «Не до шутки, когда пусто в желудке» (история русской кухни)
2. Художественное творчество детей:
Рисование на темы:
- «Русская матрёшка»
- «Городецкая роспись»
- «Это чудо – Гжель»
-«Роспись дымковских игрушек»
Лепка на темы:
- «В гостях у сказки»
- «Дымковские игрушки»
Аппликация на темы:
- «Орнаменты для светофоров и кокошников»
- «Украшение дымковских игрушек»
3. Проведение праздников и развлечений:
- «Осенний праздник»
- «Широкая масленица»
«Готовимся к Пасхе»
- «Яблочный спас»
4. Игровая деятельность:
Дидактические игры:
«Матрёшки – подружки», «Укрась кокошник», «Составь узор».
Подвижные народные игры :
«Гуси-лебеди», «Горелки», «Заря-зарница», «Пятнашки», «Краски».
Игры – драматизации:
- по русским народным сказкам : «Колобок», «Репка», «Теремок» и т. д.
5. Знакомство с художественной литературой:
- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
- чтение русских народных сказок : «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой» и т. д., стихов.
6. Выставка «Рождественская сказка»
- «Зимний вернисаж»
- «Пасхальные композиции»
7. Экскурсии:
- в краеведческий музей.
Система работы с родителями:
Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры»
- «Русский самовар и чаепитие на Руси»
- «Без примет ходу нет» (народные приметы)
- Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками»
- Проведение родительского собрание на тему: «Приобщение детей к русской культуре и декоративно – прикладное творчество»
- «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте»
Консультации для родителей:
- «Что такое фольклор?»
- «Русские народные праздники»
- «Русская народная игрушка»
- «Использование детского фольклора в развитии речи»
Заключительная часть: презентация «Деревенские посиделки»