Татьяна Чернова
Педагогический проект «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через пальчиковые игры
Актуальность
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Публикация «Педагогический проект „Веселые пальчики“» размещена в разделах
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы,, крышки, крупа, бельевые прищепки, бумага, и т. д.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Совместная деятельность по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Анализ внешней среды
Одним из важных аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Руке посвящаются стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: а ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает? В пословицах: все дело в его руках; глаза боятся, а руки делают. Во всем этом отражается психология, внутренний мир, состояние человека.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В. М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В. А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Фомичева, с моторной алалией (Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская, с дизартрией (Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, с заиканием (Л. И. Белякова, Н. А. Рычкова).Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.
Анализ внутренней среды
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 146”Петушок” находится в ведении управления образования администрации города Чебоксары.
В детском саду и группе созданы все условия для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста:
1. Кабинет педагога-психолога
2. Кабинет логопеда
3. Методический кабинет
4. Сенсорная комната
5. В группе подобран материал :картотека пальчиковых
игр,” Пальчиковый театр”,дидактические игры”
Шнуровки”,”Пазлы”,” Собери бусы”,” Выложи узор”(и
семян,” Волшебные пуговицы”,” Золушка”,” Игры с
прищепками”, мозаики, рамки-вкладыши, деревянные
матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски,
конструкторы, материал по различным видам
продуктивной деятельности (лепке, рисованию,
аппликации, конструированию, счетные палочки,
методическая литература.
Таким образом, изучив литературу по данной проблеме, решила продолжить работу дальше.
Цель проекта
Способствовать развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
- Развивать тактильную чувствительность рук детей.
- Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Участники и их роль в реализации проекта : воспитанники второй младшей группы, воспитатель, родители.
Ресурсы
Материально-технические ресурсы:
• группа, музыкальный зал;
• мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;
• магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
• CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов;
• дополнительная и методическая литература, программно – методические материалы;
• программное обеспечение по ФГОС программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
• дидактический материал, наглядный материал;
• костюмы, декорации к праздникам, атрибуты для игр, ленты, платочки и др.
План реализации проекта
I. Проблемный (Сентябрь - октябрь)
• Анализ ситуации, разработка диагностического материала.
• Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий.
• Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики.
• Определение основных целей, задач, технологии и методики работы.
• Анкетирование родителей.
• Групповое родительское собрание «Зачем нужно развивать мелкую моторику».
II. Организационный (Ноябрь - январь.)
• Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
• Разработка:
- конспектов занятий, сценариев, развлечений, в которые включались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи;
- планов работы с семьей и сценариев родительских собраний ;
- консультационного материала для родителей;
• Создание предметно-развивающей среды.
• Консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала.
• Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями:
- упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей;
- слайдов для мультимедийного демонстрирования;
- консультаций для стенда информации.
III. Практический (Январь – март).
• Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
• Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОУ.
• Обогащение предметно-развивающей среды.
• Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста:
• Проведение консультаций; семинаров - практикумов с использованием мультимедийного оборудования;
• родительские собрания;
• проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов;
• Создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы).
IV. Итоговый (Март - май).
• Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий :
1. Презентация проекта.
План реализации проекта
Проект реализуется в соответствии с образовательной программой детского сада «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. На каждом этапе проекта решаются свои задачи.
Основой перспективного и календарного планирования работы в соответствии с требованиями проекта является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации работы, направленной на развитие моторики и речевой активности детей.
Весь материал отобран с учётом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей; при этом принимались во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Ожидаемые результаты
дети:
- развитие мелкой моторики;
- сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу;
- развитие двигательной активности;
- повышение уровня концентрации внимания, памяти;
- развитие пространственной ориентации.
родители:
- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.
- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.
педагог :
- повышение теоретического уровня и профессионализма;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;
- самореализация.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Благодаря применению наработанного материала на практике, по результатам диагностического обследования, у воспитанников наблюдается совершенствование речевых навыков, повысился уровень изобразительных навыков. А также, у многих детей заметно повысилась самооценка.
Положительную динамику развития мелкой моторики можно увидеть на этой диаграмме.
После реализации программы проекта нами были использованы те же диагностики, что и в начале работы.
Сравнительные данные по уровню развития видны на этой диаграмме
Анализируя рисунки можно сделать вывод, что уровень развития детей изменился. Количество детей с высоким уровнем развития повысился.
Количество детей со средним уровнем развития также имеет скачок на увеличение
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития знания у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития оказалось меньше, и больше детей с высоким уровнем развития.
Достижению положительной динамики по развитию знаний детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации и пополнении предметно-развивающей среды, насыщение ее разнообразными материалами и игрушками. Это дало возможность детям реализовать потребность в самостоятельных творческих проявлениях. В группе обогащена уголок для развития мелкой моторики рук. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях, выставках.
Список литературы
1. Белая, А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов / Белая А. Е., Мирясова В. И. – М. : АСТ : Астрель : Профиздат, 2007. – 46 [2] с. : ил
2. Диченкова, А. М. Страна пальчиковых игр : идеи для развития мелкой моторики / А. М. Диченкова. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. – 220,[2] с. : ил. – (Мир вашего ребёнка).
3. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 64с. – (Библиотека руководителя ДОУ).
4. Ивантер, Ю. Е. Маленькая куколка на руке ребё нка : Кукольный театр в школе / Ю. Е. Ивантер. – М. : Чистые пруды, 2008. – 32 с. : ил.
5. Киселёва, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина [ и др]. – М. : 2003.
6. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст] : пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук. - СПб. : Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
7. Парамонова, Л. А. Программа «Истоки» : Базис развития ребёнка – дошкольника. / Л. А Парамонова, А. Н. Давидчук [и др]. – М. : Просвещение, 2003. – 335 с.
8. Пименова, Е. П. Пальчиковые игры / Е. П. Пименова. – Ростов на Дону : Феникс, 2007. – 221, [1] с. – (Мир вашего ребёнка).