Анна Решетова
Педагогический проект во второй младшей группе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :
По доминирующей деятельности: познавательно - творческий.
По времени проведения – краткосрочный.
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители
воспитанников, воспитатели.
Актуальность:
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры
– нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет
Публикация «Педагогический проект во второй младшей группе „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
личности, без личности – нет народа как исторической личности.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном,
эстетическом воспитании детей. Жизнь современного человека протекает в бешеном темпе, поэтому просто нет времени расслабляться и отвлекаться от множества проблем повседневной жизни и в этом постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего.
Дошкольный возраст — самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. Именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям.
Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях такие чувства, как любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.
Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.
Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного творчества? Чем увлечь ребёнка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. И именно сейчас, как никогда раньше, взяв за основу направление «Развитие воображения и творческих способностей, на познавательных занятиях с детьми мы продолжаем знакомство с историей русского народа, народными художественными промыслами, пытаясь связать прерванную нить поколений. Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей. Именно поэтому родная культура как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Цель проекта :
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта :
1. Создать предметно-пространственную развивающую среду.
2. Формировать и укреплять знания детей об истоках русской народной культуры, о русском народном искусстве, народном быте, культуре, о традициях, обычаях, праздниках через различные виды деятельности.
3. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.
4. Развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук, обогащать словарный запас детей, навыки взаимодействия детей друг с другом.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемый результат:
• Проявление устойчивого интереса к различным видам детской деятельности: игре, изобразительной, театрализованной деятельности.
• Эмоциональный отклик на переживания персонажей сказок, потешек. Расширение общего и музыкального кругозора. Пробуждение интереса к народному творчеству.
• Обобщение опыта в форме мультимедийной презентации.
• Привлечение родителей детей младшего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей по данной теме
Этапы проекта.
Подготовительный этап
1. Формулирование цели и определение задач.
2. Составление плана основного этапа проекта.
3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
4. Подбор материалов по теме проекта.
Основной этап
1. Создать предметно-пространственную развивающую среду.
2. Рассматривание иллюстраций, беседа: «Знакомство с народными инструментами» : балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
3. НОД по развитию речи «Русская изба!»
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
4. НОД познавательное развитие ФЦКМ: «Знакомство с русской народной игрушкой Матрёшкой».
Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.
5. НОД познавательное развитие ФЭМП: «В гости к матрешке».
Цель: Стимулировать познавательную активность детей, их инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности.
6. НОД художественно-эстетическое развитие. Лепка: «Неваляшка».
Цель: учит детей лепить игрушки, состоящие из частей одной формы, но разного размера.
7. НОД художественно-эстетическое развитие. Рисование: «Красивый полоса-тый коврик».
Цель: Учить рисовать горизонтальные линии, закреплять умение правильно держать кисть, закреплять цвета: синий и красный, воспитывать эстетические чувства.
8. НОД художественно-эстетическое развитие. Аппликация: «Разноцветный фартук для матрешки»
Цель: освоить технику айрис фолдинг
9. Игры:
Дидактические:
«Угадай по звуку»
Цель: Закрепить знания о русских народ-ных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
Подвижные: «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору».
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение приобщать детей к истокам русской народной культуры;
Хороводные: «Каравай», «Вышел Ваня погулять».
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить
с народными играми; развивать двигательную активность.
10. Знакомство с фольклором: Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
11. Чтение художественной литературы: Русские народные сказки : «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
12. Изготовление макета: «Русская изба»
13. Изготовление лепбука: «Русская матрешка», «Народный фольклор».
14. Развлечение: «В гости к сказке».
15. Физкультурный досуг «Путешествие с колобком»
16. Работа с родителями: Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок. Проведение мастер-класса по изготовлению текстильной куклы: «Кукла в русском национальном костюме».
Цель: Повысить педагогическую и психологическую грамотность родителей в воспитании детей с помощью расширения информационного пространства.
Завершающий этап
1. Проведение конкурса совместного творчества родителей и детей : «Кукла в русском национальном костюме».
2. Проведение развлечения: «В гости к сказке».
3. Проведение физкультурного досуга «Путешествие с колобком».
4. Изготовление макета «Русская изба» и лепбука «Русская матрешка», «Народный фольклор».
5. Мультимедийная презентация проекта для родителей.