Ирина Ганиева
Педагогический совет «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне».
▼ Скачать + Заказать документы
Педсовет
тема: «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне».
1 часть. Разминка. Разгадывание кроссвордов.
ХОД
Решение кроссвордов. Отгадав, его мы прочитаем ключевое слово.
По вертикали. 1. наука об общих законах строения и функционирования языка - Лингвистика
Публикация «Педагогический совет „Организация и методика проведения словарной работы с дошкольниками на занятиях и вне“,» размещена в разделах
2. раздел теории литературы, занимающийся изучением особенностей языка произведений художественной литературы, 2) в языкознании - раздел, посвящённый изучению выразительных средств языка - Стилистика
4 1) лексика, словарный состав языка, диалекта к. л. социальной группы, словарный запас отдельного человека. 2)справочное издание, содержащее собрание слов, расположенных и толкуемых по определённому принципу – словарь
Какой бывает словарь?
Словарь активный - часть словарного состава современного языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах жизни человеческого общества; активный запас слов отдельного носителя языка - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития.
Словарь пассивный - 1) часть словарного состава языка, понятная всем владеющим данным языком, но мало употребляемая в повседневном общении; 2) пассивный словарь слов отдельного носителя языка - часть словарного языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития.
2 часть. Теоретическая.
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.
Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению активного словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни. Становление лексической системы родного языка происходит постепенно, т. к. не все дети одинаково успешно овладевают семантическими единицами и отношениями.
Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
Принципы словарной работы :
1. работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2. формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3. все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.
Вопрос: Почему важно начинать словарную работу с ясельного возраста?
Задачи словарной работы :
1. обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов;
2. уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики);
3. активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4. устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идё т по следующим направлениям:
овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
рост словаря за счёт понимания слов. Обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений. Их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями. Как анализ, сравнение.
Введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
3 часть. Дискуссионная.
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.
Вопрос: назовите приёмы словарной работы?
Приёмы словарной работы :
называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
Вопрос дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие.
Дидактические игры и упражнения «Кто больше увидит и назовёт» игры на классификацию предметов.
Загадки, сравнение предметов.
Наглядным образом знакомится ребенок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и осо-бенности.
Вопрос: назовите методы словарной работы?
Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий : осмотрах помещений д\с, экскурсиях, рассматривании предметов, наблюдение за каким-нибудь процессом. Восприятие сопровождается работой мышления ребёнка : создаётся суждение об объекте, вычленяются существенные признаки, объект сравнивается с другими объектами.
Показ картины, малой знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя – объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям.
Показ кинофильмов и диафильмов.
Чтение художественных произведений.
Рассматривание игрушек.
Рассматривание картинок сюжетных и предметных. (приём - вопрос)
Дидактические игры.
Словарно-логические упражнения
Вопрос: Какова методика работы над новым словом?
Заботясь о расширении запаса слов детей, надо стремиться к тому, чтобы расширить этот запас за счет слова-представления, а не слова-звука. Наглядным образом знакомится ребёнок с самим предметом и его свойствами и попутно запоминает слова, именующие как предмет, так и его качества и особенности. Последовательность усвоения такова: знакомство с предметом, образование представления, отражение последнего в слове. Слоговое произношение нарушает нормы литературного произношения, оно не свойственно устной речи. Произносить слово нужно медленно, но орфоэпически правильно. Можно привлечь внимание детей к нужному слову логическим ударением, интонированием, сменой силы голоса, паузой перед словом. А также словесными указаниями : «Послушайте ещё раз это трудное слово».
Вопрос: Что входит в подготовку воспитателя к словарной работе? Что такое тематический словарик?
4 часть. Практическая
- Провести анализ художественного произведения. Рассказать о предполагаемой работе над словом.
- приведите примеры дидактических игр, пословиц, поговорок, загадок, используемых в словарной работе.
5 часть. Решение кроссворда.
Продолжаем решать кроссворд.
11 – иносказанное выражение чего-нибудь. Отвлечение от какой – нибудь мысли. Идеи в конкретном образе – аллегория
12 оттенок едва заметный переход в цвете, звуке, а также вообще тонкое различие в чём- нибудь - нюанс
6 слово или выражение содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации к другой – Сравнение
5 в поэтике образное, художественное определение- эпитет
9 шутка основанная на комическом использовании сходно звучащих, но разных по значению слов, игра слов – каламбур
10 перенесение свойств одного предмета явления на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов – метафора
7 слова одной части речи, имеющие полностью или частично совпадающее лексическое значение – синонимы.
8 слова, имеющие противоположные значения – антонимы
9 в поэтике, слово или выражение. Заключающее в себе преувеличение для создания художественного образа в общее преувеличение - гипербола
Привести примеры.
6 часть теоретическая
- требование к речи воспитателя.
- Содержание словарной работы вне занятий.
- Нужна ли работа с родителями по этому вопросу? В чём она конкретно может выражаться?
ЗАДАНИЕ: подготовить тематические словарики на весь год по всем темам.
Словарная работа в детском саду
Существует ряд специальных методических упражнений речи, цель которых — расширение лексикона и речевых навыков детей. Их полезно проводить с детьми старшего дошкольного возраста при условии ведения их живо, непринужденно, с учетом возрастных интересов и возможностей.
Вот некоторые из видов таких упражнений.
1. Подбор эпитетов к предмету. Называется предмет, допустим собака. Какие бывают собаки?
Ответ детей 5— 6 лет: большие, маленькие,
мохнатые, умные, кусачие, злые, добрые, старые, молодые, веселые, охотничьи. Добавления воспитательницы: пастушьи, пожарные.
Узнавание по эпитетам предмета. Воспитательница предлагает детям отгадать, что это: зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая. Дети отгадывают—береза. В составлении таких загадок должны участвовать и сами дети. Подобные упражнения требуют правильного руководства. Они не должны выливаться в формальное нанизывание слов. Слова должны связываться со знакомыми детям представлениями.
2. Подбор к предмету действий (глаголов). Ветер что делает? Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет. Лошадь что делает? Собака? Курица? и т. п.
Подбор к действиям предмета. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это? — Солнце.
Подбор объектов к действию. Кто и что плавает? Кто и что греет? Кто и что летает? Высказывания детей 6— 7 лет: «Летает аэроплан, птица, бабочка, летчик на аэроплане, жук, муха, пчела, стрекоза, пушинка от ветра, воздушный шар, листики желтые летят с дерева».
3. Подбор обстоятельств. Учиться можно как? — хорошо, лениво, прилежно, с успехом, долго, много и т. п.
4. Нюансы смысла слова : домик, дом, домище; крохотный, маленький, небольшой; большой, огромный, громадный. Детям предлагают составить с этими словами фразы.
Высказывания детей 6— 7 лет: «Я нашла крохотный грибок, я едва его заметила. Оля—еще маленькая и глупенькая девочка. Этот дом не большой, но и не маленький. Ленинград очень большой город. В Сиверской есть огромный лес, до конца его и не дойдешь. В Крыму есть громадная скала над самым морем».
5. Вставление детьми пропущенных слов. Воспитательница читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. Например: «На пороге сидела 'и жалобно мяукала. (кто). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала). Кошка поймала в саду. (кого). Шерсть у кошки. (какая, когти. (какие). Кошка лежала с котятами. (где). Котята играли мячиком. (как). Или: Дворник взял метлу; он будет. Пришел почтальон; он принес.
Затем предложения составляли сами дети, а доканчивала руководительница. «Мы сейчас будем лепить, надо принести. Я дежурная; мне надо вытереть пыль;
где наша.? Дровосеки поехали в лес и взяли с собой.».
Давая детям такие предложения, надо хорошо обдумать их содержание; оно не должно быть слишком элементарно и не должно затруднять детей. Если хорошо продумано содержание каждой фразы, предлагаются предметы и явления, детям хорошо известные и интересные, в занятиях могут принимать участие и самые маленькие.
6. Распространение предложений. Руководительница говорит: «Садовник поливает. (что? где? когда? зачем). Дети идут. (куда? зачем) и т. д.
Надо обращать внимание на правильность построения предложений.
7. Добавление придаточных предложений (подведение к будущим упражнениям по грамматике). Руководительница читает главное предложение, а дети добавляют придаточное.
Предложения детей 5— 6 лет: «Сегодня надо затопить все печи, потому что очень холодно, сильный мороз. Коля не пошел сегодня в школу, потому что он болен. Машутку отдали в ясли, потому что мама поступила на работу. Мы пойдем завтра в лес, если будет - хорошая погода. Город украшают флагами, потому что завтра праздник 1 Мая.
8. Составные части целого. Называется предмет, определяются его составные части, например: поезд—паровоз, тендер, платформы, вагоны; дерево— ствол, ветки, сучья, листья, почки и т. п. Или дается задание: по частям определить целое, например: циферблат, стрелки, маятник. Что это? Или: 3 этажа, крыша, стены, фундамент, подъезды, двери, окна. Что это?
9. Упражнение на точность номенклатуры. Главным образом в отношении к словам, оттенки смысла которых особенно часто не улавливаются и обусловливают распространенные ошибки: одеть платье вместо надеть и т. п. Детям предлагаются подобные слова, а они должны вставлять их в фразы.
Предлагаются глаголы, характеризующие голоса животных: мычит, ржет, лает, мяукает, гогочет, поет, крякает, кудахчет и т. и. Дети должны к каждому из них назвать соответствующее животное. Или называются животные; дети должны подобрать соответствующие глаголы.
10. Составление предложений с определенным словом. Детям дается слово; они должны составить предложение и включить в него это слово. С этим справляются самые маленькие дети.
11. Составление предложения с нескольким и данными словами. Упражнение, рекомендуемое Л. Н. Толстым и применявшееся им в Яснополянской школе: даются три-четыре слова, например, собака, старик, испугаться. Дети должны вставить их в предложение. Ответы детей принимают приблизительно такую форму: «Собака залаяла, старик испугался»; «Старик замахнулся палкой, собака испугалась и убежала».
Следует добиваться, чтобы дети не повторялись в своих примерах, по возможности разнообразили и усложняли их.
12. Объяснение слов. Следует ли объяснять детям - слова и требовать таких объяснений от самих детей? Объясняя какое бы то ни было слово, хотя, например, слово впечатление, вы или вставляете на место объясняемого другое, столько же непонятное слово, или целый ряд слов, связь которых столь же непонятна, как и самое слово.
13. Отгадывание и составление загадок.
14. Классификация предметов. К классификациям предметов и явлений по признакам, особенностям, видам можно подводить детей очень рано. В простейших формах соответствующие игры возможны уже с 3,5 –4 лет. детьми. Вначале эти игры ведутся с иллюстративным материалом, главным образом с картинками. Разнообразные виды лото преследуют цели классификации предметов. С детьми 6—7 лет, получившими соответствующую подготовку, занятия по классификации возможны и без иллюстрации.
Очень много дают и соответствующие заяятия-беседы.
15. Заучивание и произношение скороговорок. Дети любят упражняться в тонкости артикуляции. Часто они сами, без всякого поощрения, помногу раз повторяют какое-нибудь трудно произносимое слово, стремясь преодолеть трудности и овладеть произношением. На предложение произнести ту или другую скороговорку они охотно соглашаются. Вначале им предлагают скороговорки короткие, нетрудные, вроде: «Коси, коса, пока роса». Дети произносят их мед-ленно. В дальнейшем скороговорки подбираются с нарастающими трудностями: «На дворе—трава, на траве—дрова» и т. п. Дети приобретают навык произносить 'их быстрее, отчетливее, порою доходят до виртуозности; соревнуются в искусстве. Принуждать их к таким упражнениям, конечно, нельзя.
Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что и слова, усваиваемые детьм. и, распадаются на два разряда. В первый из них, который мож-но назвать активным запасом слов, входят те слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятся слова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением, но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнит словесный активный запас детей только в том случае, если оно будет закреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать его слухом и сознанием возможно чаще.
Вернейшим путем к тому, чтобы те или другие слова или выражения были восприняты ребенком, является частое и. надлежащее употребление их воспитателем в