МААМ-картинки

Педагогический совет по гендерному воспитанию «Гендерное воспитание в условиях детского дома».

Анжелика Князева
Педагогический совет по гендерному воспитанию «Гендерное воспитание в условиях детского дома».
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический совет по гендерному воспитанию «Гендерное воспитание в условиях детского дома».

Автор: Князева Анжелика Вячеславовна, старший воспитатель МКОУ «Детский дом г. Глазова».

Педагогическое кредо : Дети – это самое лучшее, что есть в жизни. Ради них стоит жить и работать с вдохновением.

Публикация «Педагогический совет по гендерному воспитанию „Гендерное воспитание в условиях детского дома“,» размещена в разделах

О себе: Несмотря на все трудности педагогической работы, очень важно воспитателю самому быть личностью, иметь высокий нравственный, культурный и профессиональный уровень, быть оптимистом, потому что «личность формирует личность».

Я убеждена, что эффективность и результативность работы с детьми зависит от умения педагога меняться, умелого применения накопленного опыта. Нет худших и лучших детей, мнение каждого ребёнка важно и ценно.

Я считаю, что тема гендерного подхода очень актуальна в современном обществе, а особенно работая в детском доме. Пора начинать заново строить здоровые взаимоотношения между мужчинами и женщинами, мальчиками и девочками. Пора возвращаться к своим истокам.

Цель:

Обогащение педагогического опыта методами и приемами гендерного подхода к воспитанию детей.

Задачи:

- Обобщить теоретические знания педагогов о процессе формирования позитивной половой идентичности у мальчиков и девочек.

- Повысить компетентность в вопросах полоролевого развития детей, его содержании, методах и приемах.

Оборудование:

Костюмы инопланетян, опознавательные знаки для трех подгрупп воспитателей (бантики и кепочки, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение (космическая музыка).

Педсовет проходит в форме круглого стола, педагоги разделены на три подгруппы.

Ход педсовета.

I. Организационный момент.

1. В зале звучит космическая музыка. Влетают два инопланетянина.

1 инопланетянин: Здравствуйте, Земляне! Мы жители планеты «Гендер». Наша цивилизация терпит бедствие! Помогите!

Ведущий: А что случилось с вашей планетой?

2 инопланетянин: Традиционные стереотипы гендерного поведения разрушены вследствие происходящих в современном обществе социальных изменений. Между мужчиной и женщиной происходит «смазывание» ролей. Женщины стали жестче, а мужчины женоподобны.

1 инопланетянин: В борьбе за лидерство женщины берутся за традиционно мужские профессии, не желая довольствоваться женскими. А мужчины превращаются в потребителей, и, не торопясь помочь женщине выполнить домашнюю работу, спокойно ожидают ужина у семейного очага. Быт и воспитание детей остаются исключительно задачей женщины.

Ведущая: А что у вас происходит с детьми?

2 инопланетянин: Девочки стали грубыми и агрессивными, не считают достоинствами скромность, нежность, терпение. Мальчики, демонстрируют эмоциональную неустойчивость, отсутствие выносливости, не стремятся развиваться физически.

1 инопланетянин: Отсутствие социальной модели порождает странную манеру общения мальчиков с девочками. В ходе детских игр поведенческие модели не соответствуют полу игроков. Полоролевая социализация детей на нашей планете находится на низком уровне.

Ведущий: Почему же вы, дорогие гендеряне, довели свою цивилизацию до такого плачевного состояния?

2 инопланетянин: У нас нет достаточной информированности по этим вопросам. Взрослые на нашей планете в большинстве своем копируют модель, по которой воспитывались они сами, крайне слабо учитывая пол ребенка.

1 инопланетянин: Да что скрывать, мы и сами уже точно не знаем, кто мы: мальчик или девочка!

Ведущий: Очень хорошо, что вы обратились к нам за помощью. Мы вам поможем.

Приглашаем вас посмотреть, как мы воспитываем культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Мы предлагаем вам остаться и посмотреть, как мы строим образовательный и воспитательный процесс по гендерному воспитанию.

II. Основная часть.

1. Доклад Князевой А. В. (по ходу доклада показывается презентация).

Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на то, что мы все такие разные, у нас есть сходство.

Это сходство делит всех людей на две большие группы: мужчины и женщины. Мы, мужчины и женщины, такие похожие, несмотря на то, что принадлежим к разным расам и народам. А различаемся мы генетически, анатомически и физиологически. Мы по-разному ведём себя в социуме. Мы по-разному ведём себя в одной и той же ситуации, по – разному воспринимаем окружающий мир. Различие в восприятии окружающего мира способствует тому, что мы не понимаем друг друга. А непонимание – источник конфликта. Поможет решить этот конфликт изучение вопроса гендерного воспитания.

Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году, в связи с явными разграничениями социальных, культурных и политических аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.

Что же такое «гендер»? «Гендер» (англ. gender) – род,

который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни. Многие ученые полагают, что особенности воспитания в настоящее время являются неблагоприятными для процесса полоролевой социализации мальчиков. Один из таких неблагоприятных факторов – феминизация воспитательного процесса. В настоящее время воспитательный процессв школе, в детском саду преимущественно осуществляется женщинами. Эта проблема актуальна и для учреждений нашего типа. Ведь во многих детских домах преобладают педагоги – женщины. Поэтому считаю большим плюсом то, что у нас работает немало педагогов – мужчин.

Неблагоприятным фактором полоролевой социализации является и размывание границ мужественности и женственности в традиционном их понимании. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

У мальчиков, воспитанных только женщиной (матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Неоднозначно и влияние мужчин (отцов). Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой — они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Поэтому в воспитании ребенка должны участвовать как мужчина, так и женщина. Женщина должна учить своим женским премудростям, а мужчина – быть сильным, надежным, умелым, мужественным.

Хочется обратить внимание на то, что у нас в детском доме дети младшего и среднего школьного возраста живут в группах, где работают педагоги мужчины и женщины. Поэтому, есть замечательная возможность вкладывать в детей как мужское так и женское начало. Хотелось бы видеть педагогов – мужчин в мужской работе, так сказать :с молотком и гвоздем в руках, чтобы они чаще находились не в спортивном зале, а в столярной мастерской с мальчиками и учили их самому элементарному, что может пригодиться им в дальнейшей семейной жизни. Педагоги – женщины же учили девочек не только готовить, стирать, шить, обустраивать быт, но и быть ласковыми, женственными, привлекательными.

Подростковый возраст относится к числу переходных и критических периодов онтогенеза. Этот особый статус возраста связан с изменением социальной ситуации развития подростков, в их стремление приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Подросток, воспитывающийся в условиях детского дома, сложнее проходит (переживает) данный этап. Поэтому, девочки и мальчики этого возраста живут у нас в разных группах. Девочек и мальчиков этого возраста надо воспитывать по- разному : для девочек авторитарный стиль не приемлем, они более ранимы. Поэтому, у мальчиков работают воспитатели – мужчины, а у девочек – женщины. И это очень хорошо.

Мыс вами работаем в детском доме. В наши дни, как, впрочем, и во все времена, наши дети воспитываются не теми взрослыми, которым они обязаны своим появлением на свет. Их отец и мать развелись, кто-то из родителей умер или по какой-либо причине больше не заботится о них. Поэтому все заботы по воспитанию ложатся на нас - педагогов детского дома. Мы, как родители должны знать особенности развития детей каждого возрастного периода. Мы должны быть компетентны в этом вопросе.

А сейчас немного обратимся к истории.

Мне бы хотелось рассказать вам о воспитании девочек и мальчиков в русских традициях. Анализ литературы убедительно показывает, что в уникальной, вырабатываемой веками системе народного воспитания, гендерная компетентность родителей формировалась легко и естественно.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что при рождении даже пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. Пуповину мальчику обрезали ножом с использованием инструментов для обработки дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником.

Интерес представляют и традиция заворачивания новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Ученые считают, что это связано с программированием будущего ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и жениться, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца. При этом очевидно, что в данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность и многое другое, о чем могли мечтать родители при рождении своего ребенка.

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание было делом всей родовой общины, поэтому на каждом члене общины лежала обязанность заботиться о детях, воспитывать и обучать их. Основные педагогические функции осуществляли, как правило, ближайшие родственники и наиболее авторитетные и уважаемые сородичи детей — старейшины. Дело воспитания совершалось параллельно с другими делами и занятиями и носило черты гендерной педагогики : мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (учили охотиться, ловить рыбу, загонять добычу, изготавливать оружие и орудия труда, а девочек приучали к ведению домашнего хозяйства (приготовлению пищи, хранению огня, собиранию растений).

Родители в первую очередь заботились об удовлетворении биологических потребностей детей: кормлении, оберегании от опасностей и неблагоприятных условий внешней среды.

Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.

Следует обратить внимание на то, как в семье дифференцировался труд девочек и мальчиков. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.

Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за их воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.

Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.

Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек — матерями, а мальчиков – отцами. При этом на первый план выступает отец, который, как бы нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привития им норм общественной жизни.

Я хочу перечислить основные виды деятельности, в организации которых применяется гендерный подход :

1. Познавательная деятельность.

2. Игровая деятельность.

3Музыкальные занятия.

4. В организации физического воспитания,

5. В совместной трудовой деятельности.

(краткая характеристика)

Сегодня мы затронули лишь некоторые проблемы в осуществлении гендерного подхода в образовании и воспитании. Экспериментальное исследование по этому вопросу не закончено, и творческий поиск продолжается

1 инопланетянин: Мы увидели, что вы знаете, как воспитывают мальчиков и девочек, чтобы из них выросли настоящие мужчины, и какие условия создать девочкам, чтобы них выросли настоящие женщины

Выступления содокладчиков.

2 инопланетянин: Но без вашей помощи нам все же не обойтись. Предлагаем вам вместе разрешить спорные педагогические ситуации.

(каждой подгруппе раздается по ситуации)

Ведущий:

Сценка. Ситуация № 1:

Мальчик внимательно изучает девочку и наконец задает вопрос:

- Он у тебя оторвался?

-Нет, не оторвался.

-Тебе делали операцию?

- Нет, у меня вообще не было…

-Интересное у тебя устройство…

Тут входит воспитатель. (На лице смятение).

Вопросы : (задает ведущий)

1. Как должен повести себя воспитатель в данной ситуации?

2. В чем различие понятий: половое и гендерное воспитание?

Работа в подгруппах.

Сценка. Ситуация № 2: А вот ситуация в семье.

Мать:

-Сынок, собирай игрушки, пора спать.

Сын не реагирует.

Мать: Сынок, я кому говорю. Собирай игрушки и спать! Отец, скажи ему хоть что-нибудь. Ты совсем не занимаешься воспитанием. Отец должен воспитывать сына.

Отец: : А я и не воспитатель. Пусть воспитатели детьми занимаются, им деньги за это платят. А я на работе устал.

Мать (обращаясь к сыну) : Вот не будешь слушать мать, вырастешь лентяем, как твой отец!

Отец: А будешь слушать мать, вырастешь подкаблучником.

Вопросы подгруппам:

1. Кто должен заниматься гендерным воспитанием?

2. Какова роль образовательного учреждения в этом процессе?

Сценка. Ситуация № 3: Мать с ребенком встречаются с воспитателем.

-Воспитатель, обращаясь к ребенку: Тебе, наверное, хочется поиграть с ребятами? Иди, поиграй.

-Нет, я их сейчас расстреляю!

Воспитатель : За что же ты их хочешь расстрелять?

-А просто так, потому что я– разбойник!

Мама: А ему бы только стрелять, да в войну играть, другие игры его не интересуют. Боевой растет, уж слишком даже!

-А вы, видимо поощряете его в этом – заметил воспитатель, имея ввиду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.

-Да, конечно – он требует, приходится покупать. Он же, мальчик!

-А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм!

- А зачем. Пусть играет, во что хочет! Какое это имеет значение?

Вопросы:

1. В чем, по вашему мнению, значение игры для усвоения мальчиками и девочками будущих социальных ролей?

2. Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?

2инопланетянин: Спасибо, земляне, за исчерпывающие ответы на наши вопросы.

Ведущая:

.В заключении мне хотелось бы провести с вами тест "Мужской или женский характер?"

Если вы хотите лучше разобраться в своем характере, попробуйте ответить на предлагаемые вопросы ("да", "нет" или "не знаю").

(проведение и анализ теста).

Зачитывается решение педсовета.

Утверждаю

Директор МКОУ

«Детский дом г. Глазова»

В. А. Васильева

ПЛАН

Проведения педагогического совета

Тема: Гендерное воспитание детей в условиях Детского дома.

Место проведения: музыкальный зал

Дата проведения: 26.12. 2012

1. Информация по решению предыдущего педсовета.

2. План проведения:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Основной доклад:

- Проблема гендерного воспитания в обществе.

Содокладчики:

- Игровые особенности мальчиков и девочек дошкольного возраста.

- Дидактические игры по гендерному воспитанию.

- Гендерное воспитание на музыкальных занятиях.

- Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей.

- Гендерная социализация.

Князева А. В.

Гоголева Е. А.

Чиркова Е. А.

Васильева Н. Е.

Касимов А. В.

Уткина Е. П.

3. Решение педсовета.

Тест "Мужской или женский характер?"

Если вы хотите лучше разобраться в своем характере, попробуйте ответить на предлагаемые вопросы ("да", "нет" или "не знаю").

1. Если представится случай, люблю играть первую скрипку в обществе.

2. В трудном или спорном положении жду поддержки у самого близкого человека.

3. В любом деле умею с легкостью принимать решения.

4. Отличаюсь впечатлительностью, во мне легко вызвать сострадание.

5. Умею постоять за свой авторитет.

6. Забочусь о своей внешности, и это доставляет мне удовольствие.

7. Обычно стараюсь приспособиться к обстоятельствам, а не действовать по первому побуждению.

8. Иногда кокетничаю с представителями противоположного пола.

9. Обладаю большой психической силой и независимостью в действиях.

10. Всегда ношу с собой зеркальце.

11. Умею не только долго помнить обиду, но и отплатить той же монетой.

12. Не отличаюсь выдержкой и не умею оставаться хладнокровным в любом положении.

13. Считаю, что любовь — это сокровенное переживание, не нуждающееся в непременном внешнем проявлении.

14. Я романтичен.

15. Мой характер схож с характером моего отца.

Подсчет результатов: за каждое «да» на нечетные вопросы и «нет» на четные вы получаете по 10 очков. За каждый вопросительный знак — 5 очков.

Ключ

100—150 очков. Психически — вы мужчина на все 100 процентов. Решительность, самостоятельность, независимость — вот ваши сильные стороны. Умеете быть опорой для другого человека и знаете, зачем живете на этом свете. Ваши жизненные принципы могут вызывать уважение многих людей. Если вы мужчина, ваши ответы наводят на мысль о некоторой схематичности и стереотипности понимания вопросов пола и собственной мужественности. Но если вы женщина — довольны ли вы собою?

50—99 очков. В зависимости от необходимости вы обнаруживаете как типично мужские, так и классически женские черты, умея сочетать мягкость с решительностью и впечатлительность с благоразумием. Может быть, иногда жизненные обстоятельства потребуют от вас поступков, которые вы считаете более свойственными противоположному полу, тем не менее умение приспосабливаться и большая психическая гибкость будут вашими союзниками в любых обстоятельствах.

О—49 очков. Психически — вы стопроцентная женщина. Сегодня это редко встречаемый тип человека. Если вы любите готовить, заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей, если вы мягки и покорны — вы имеете все задатки, чтобы стать воплощением мужского идеала. Настоящий мужчина примет вас такой, какая вы есть, достаточно, что он вас полюбит. Если же вы мужчина — ваше положение незавидно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Гендерные уголкиГендерные уголки В соответствии с требованиями ФГТ в группах должны быть выделены уголки по гендерному воспитанию. Это,несомненно, довольно-таки недавнее.

Выступление «Сердце отдаю детям» Вот уже 45 лет наш детский сад «Звездочка» радушно открывает свои двери для самых маленьких жителей нашего городка. Одним из приоритетных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет по гендерному воспитанию «Гендерное воспитание в условиях детского дома».
Опубликовано: 2 января 2013 в 21:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет по гендерному воспитанию «Гендерное воспитание в условиях детского дома».» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Князева (УИ 55242) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД