Ольга Рыбьякова
Педагогический совет «Социально-личностное воспитание — важный фактор социализации детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Рыбьякова Ольга Ивановна, старший воспитатель
Цель: Систематизировать знания педагогов по проблеме социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
• Совершенствовать работу по социально-нравственному развитию дошкольников.
• Выделить наиболее перспективные идеи в организации воспитательно-образовательной работы с детьми.
Публикация «Педагогический совет „Социально-личностное воспитание — важный фактор социализации детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
• Вызвать у педагогов осознание необходимости знакомиться с современными исследованиями по данной проблеме
Участники педагогического совета : педагоги ДОУ
Предварительная работа:
1. Знакомство с литературой по теме педагогического совета;
2. Консультации: «Социально-личностное развитие дошкольников», «Система социальной защиты детства»
3. Тематический контроль.
• открытые просмотры НОД;
• анализ планирования по социально-личностному развитию детей;
• анализ развивающей среды по социально-личностному развитию детей;
• диагностика социально-личностного развития детей.
4. подготовка наглядной информации о проведенных исследованиях по теме педагогического совета.
Перечень нормативно-правовых и инструктивных документов, на которые необходимо опираться при подготовке к педагогическому совету.
(педагоги знакомятся с ними заранее) :
• Закон Омской области. Кодекс Омской области. О социальной защите отдельных категорий граждан.
Принят Постановлением ЗС Омской области От 19 июня 2008 г. № 225
(в ред. Законов Омской области от 17.10.2008 № 1085-ОЗ, от 24.11.2008 № 1104-ОЗ, от 11.02.2009 № 1137-ОЗ, С им., внесенными Законом Омской области от 24.11.2008 № 1093-ОЗ)
• Варывдин В. А. Управление системой социальной защиты детства / В. А. Варывдин, И. П. Клемантович. – М. : Педагогическое общество России, 2004. – 192 с. Литература
• Дети России. Президентская программа: Указ Президента РФ от 19.02.96.
• Конвенция о правах ребенка (ООН, 1991). - М., 1993.
• Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
• О порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) : Приказ Минобразования РФ. 19.08.99.
• Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Закон РФ. 24.07.98.
• Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента РФ. 14.05.96.
• Семейный кодекс Российской Федерации. - М., 2006.
Литература:
• Р. С. Буре. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Образовательная область «Социализация». От 3 до 7 лет.
• Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста.
• О. В. Солодянкина
• Знакомим дошкольников с семьёй и родословной.
• Ривина Е. К. Нравственное воспитание в детском саду.
• В. И. Петрова, Т. Д Стульник
• Воспитательная система «Маленькие россияне». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
• Идеи дифференцированного полового воспитания в рамках исторического развития
• Филиппова С. О. Мир движений мальчиков и девочек: Методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – С. 18-25.
• Методика воспитания отношения детей к взрослым. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. – М. : Академия, 1998. – С. 62-78.
• Якобсон С. Программа морального воспитания детей 2-4 лет / С. Якобсон, С. Чернавина // Дошкольное воспитание, 2000. – № 9. – С. 49 – 57.
• Якобсон С. Материалы к программе морального воспитания детей 5-7 лет / С. Якобсон, Л. Воюева, Т. Прокофьева и др. // Дошкольное воспитание. – 1999. - № 4; 5; 6.
• Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" Авторы О. Л. Князева, М. Д. Маханева)
• Программа "Я, ты, мы". Авторы программы — кандидат психологических наук О. Л. Князева и Р. Б. Стеркина кандидат психологических наук.
• Программа "Я - человек" (приобщение к социальному миру)
• Автор программы – С. А. Козлова, доктор педагогических наук, профессор, академик Международной педагогической академии.
• Ребенок в обществе сверстников
• Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. – М. : Изд-во «Ювента», 2001. – С. 110-127
• Роль взрослого в процессе приобщения детей к социальной действительности.
• Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. – М. : Академия, 1998. – С. 56-62.
Ход проведения педагогического совета.
I. По решению предыдущего педагогического совета
II. Современные проблемы социально-личностного развития детей. Выступление заведующего ДОУ
III. Теоретическая часть.
1. ФГТ в сфере дошкольного образования.
2. Средства, методы, приёмы социально-личностного развития детей в ДОУ.
3. Основные направления социально-личностного развития ребёнка – дошкольника.
IV. Аналитическая часть
• Итоги тематического контроля «Социально-личностное развитие дошкольников»
V. Практическая часть.
1. Игра для рабочего настроя "Волшебная палочка" - 10 минут.
Цель: пробудить интерес участников Совета педагогов друг к другу, поставить их в определенные зависимости друг от друга, настроить педагогов на совместную работу.
"Волшебная палочка" (ручка, карандаш, линейка и т. п.) передается из рук в руки каждому участнику Совета педагогов и сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Варианты могут быть следующими:
• передающий называет любое число, а принимающий на 2 (3, 4:) единицы больше или меньше;
• передающий называет существительное, а принимающий прилагательное (глагол, образованное от названного существительного;
• передающий называет сказку, а принимающий - персонаж из названной сказки.
2. Деловая игра «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
Деление на команды выбор капитана и имени команды.
Капитан каждой команды получает запечатанный конверт с заданием и необходимые для ответа материалы. После того, как команды разместятся за столами, они начинают обсуждение.
Участники игры: 2 команды
Ход игры.
Задания и вопросы первой команде:
1. Подумайте над словами К. Д. Ушинского: «Мы учимся тремя путями: или путем опыта и собственного наблюдения, — путем, ведущим к прочным, но скудным результатам, для которого жизнь человеческая очень коротка; или нас учат другие. Этим путем мы приобретаем менее, чем обыкновенно полагают; или, наконец, мы учимся, подчиняясь бессознательному влиянию сильных, уже образовавшихся характеров. Образование, передаваемое последним путем, едва ли не самым быстрым, ведет к изумительным результатам»
Проиллюстрируйте целенаправленный и стихийный характер передачи социального опыта взрослого ребенку.
2. Разработайте перспективный план работы с родителями по проблеме полового воспитания в семье.
3. Сравните предложенные определения игры, какое, на ваш взгляд, наиболее отражает ваше представление об игре?
• Д. Н. Узнадзе: «Игра всегда является как будто формой того или иного серьезного поведения; она является "разыгрыванием" серьезной жизни человека, ее, так сказать, представлением» (Психологические исследования. - М., 1966, с. 379)
• С. Л. Рубинштейн: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой он преобразует действительность и изменяет мир» (Основы общей психологии. В 2-х т. - М., 1989. Т. 2. -С. 65);
• Л. Б. Ительсон: «Под игрой понимаются действия, лишенные практической цели, а только воспроизводящие, имитирующие определенные практические действия» (Лекции по общей психологии. В 2-х ч. - Владимир, 1972. Ч. 2. - С. 254);
• «Игра, термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующийся переживанием удовольствия от самой деятельности» (Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев. - М., 1983. - С. 195);
• Г. М. Коджаспирова: «Игра один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей» (Педагогический словарь. - М., 2005. - С. 45).
Вопросы второй команде:
1. Распределите общение взрослого с ребёнком по разным «уровням приближённости». Назовите примеры.
2. Проведите анализ программ: «Я – человек», «Я, ты, мы», «Дружные ребята», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Сопоставьте реализацию данных программ к условиям вашего ДОУ.
3. Игра элемент культуры общества или средство приобщения к культуре? Обоснуйте свой ответ.
Решение педсовета :
• Провести круглый стол для повышения профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей
• Создать информационный банк данных по обозначенной проблеме, включая опыт различных образовательных учреждений города.
• Выпустить информационные материалы: буклеты, памятки-рекомендации в помощь родителям в решении возникающих проблем и их преодолении в общении.
• Провести презентацию методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме
• Провести для педагогов «Марафон педагогических идей» с целью усовершенствования процесса социально-личностного развития дошкольников.
• Устранить недостатки работы, выявленные в результате тематического контроля.
• Провести для педагогов педагогический «Брейн – ринг» для повышения компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей