МААМ-картинки

Педагогический совет «Устное народное творчество в воспитании дошкольников»

Наташа Шуклина
Педагогический совет «Устное народное творчество в воспитании дошкольников»

Цели:

• Уточнение и систематизация знаний педагогов о жанрах русского фольклора;

• Ознакомление с различными жанрами русского фольклора. Его классификацией, спецификой применения в детском саду;

• Выявление проблемы, путей и способов совершенствования работы по национально-патриотическому воспитанию дошкольников.

Правила игры:

• Уметь слушать других.

• Вырабатывать общее решение вопроса.

• Принимать активное участие в игре.

• Не оспаривать оценку жюри.

Публикация «Педагогический совет „Устное народное творчество в воспитании дошкольников“» размещена в разделах

• Соблюдать культуру речи и тактичность.

Атрибуты игры:

• Эмблема команды.

• Значки капитанов.

• Песочные часы.

• Диск с записью музыки.

• Табло результатов.

• Кукла.

План проведения педсовета

1. Выполнение решений предыдущего педсовета;

2. Итоги тематической проверки;

3. Обзор новинок литературы;

4. Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

5. Деловая игра «Прабабушкина школа»;

6. Итог педсовета, принятие решений.

По первому, второму и третьему вопросу слушали старшего воспитателя

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Фольклор дает прекрасные образы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации. Устное народное творчество нужно для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Это также незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх - драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь?

Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развивать фонематический слух. Через устное народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения. Поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки.

Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать.

Колыбельные песни. Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Все начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек.

Заклички – это небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. В закличке не просто обращение к природным стихиям, но и выраженная в слове, ритме, интонации гамма чувств, переживаний. Повторные сочетания действий ребенка со словами заклички приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания.

Ах ты, радуга – дуга,

Ты высока и туга!

Дай нам солнышка-

Колоколнышка.

Приговорка своим словесным строением и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует свое определение, ласковое слово. Обратите внимание на звуковое подобие слов: «репка» - «кепка», «капуста» - «виласта» - «пудаста», объединяющее предмет с его необходимыми и желанными признаками. Так ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. Приговорки учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.

Матушка репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

Фольклорные прибаутки - небольшие стихотворения из двух - четырех, редко восьми строк. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка -рябушечка.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться, это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития, как координации движений, так и общей мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.

Деловая игра «Прабабушкина школа»

Вступление:

«Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море-окияне, на острове Буяне стоит бык печёный. А у него в боку нож точёный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это ещё не сказка, только присказка, а кто будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублёв на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье…»

Я начала этот педсовет с этой дразнящей присказки, которая означает: приготовься ко всему и не смей перебивать, тогда сам всё увидишь.

Сегодняшний наш педсовет посвящён фольклору. День за днём, год за годом ребёнок растёт, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.

Теоретическая часть:

Детская память, как известно, не хранит долгих нравоучений и проповедей, от кого бы они ни исходили, но в разные моменты неожиданно высвечивает короткие формулы вечных житейских истин. Как часто приходится слышать: «Моя бабушка говорила…» И далее каждый приводит те слова, что с детства осели в сознании помимо его воли. Они поддерживают, подбадривают человека: «Терпи казак – атаманом будешь»; наставляют: «Умей вовремя сказать. Вовремя смолчать»; предостерегают: «Злого любить – себя губить»; вразумляют: «Береженого Бог бережёт»; примиряют: «Стерпиться – слюбиться». И так в тысячах случаев и ситуаций, на разных поворотах судьбы они сопровождают нас по жизни. Но любая творческая деятельность детей, связанная с фольклором, имеет смысл лишь тогда, когда взрослые сами бережно, вдумчиво относятся к родному языку.

Время конца ХХ – начала ХХI века оказалось для России тревожным, трудным. И тут бы вспомнить слова И. С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!».

Сохранить бы, сберечь этот древний, надёжный, волшебный посох, опереться на него – ан нет! Ракушками и плесенью обрастает могучая опора наша – язык! Всё заменяющее американское «о кей!» и ничего не заменяющее, но клейкое, как смола, русское «как бы», лавина рекламных роликов, множество заимствованных терминов из иностранных языков, молодёжный лексикон – всё это угрожает языку, а значит, и всей нашей культуре.

В чём спасение? Здесь не может быть простого и однозначного ответа. Болезнь слишком сложна и опасна. Но бесспорно одно фольклор – как святая вода, омывающая и очищающая от скверны всё, что соприкасается с ней. Почаще обращайтесь к святому источнику, приводите к нему детей, научите их радоваться красоте и силе русского слова.

Практическая часть:

Задание №1.

Назовите имена русских собирателей сказок, которые обрабатывали их и представляли детям. (А. Афанасьев, В. Даль, М. Булатов, И. Карнаухова, Л. Толстой, Е. Чарушин и др.)

Задание №2.

Перечислите, что относится к детскому фольклору? (пестушки, потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки, частоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши, докучные сказки, народные игры).

Задание №3

Назовите наиболее часто встречаемых персонажей народных сказок (Иван, Иванушка-дурачок, Емеля, Иван-царевич, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-яга, Кощей Бессмертный и др.).

Задание №4

Назовите часто встречаемые в сказках волшебные предметы (ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, молодильные яблочки, скатерть-самобранка, меч-кладенец, гусли-самогуды, шапка-невидимка и др.)

Задание №5

Назовите, как обычно начинается русская сказка (жили-были, в некотором царстве,

на море-океане, было у старика, у одного (ой, жил-поживал)

Задание№6

Назовите русских былинных богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемяка, Святогор, Микула Селянович)

1. Конкурс капитанов

Капитаны описывают картины Васнецова – кто точнее опишет. Капитан первой команды описывает картину «Снегурочка», капитан второй команды описывает картину «Алёнушка» (картины заранее выставить в методическом кабинете).

Ведущий объявляет музыкальную паузу, жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает итоги конкурсов и выставляет его баллы на табло.

2. Игра «Ромашка»

Члены команды по очереди выбирают для всей команды вопросы, отрывая лепесток «ромашки».

Вопросы:

- назовите педагогов, которые в работе с детьми дошкольного возраста обращались к проблеме использования устного народного творчества (Водовозова Е. Н., Карпинская Н. С., Соловьёва Н. И., Тихеева Е. И., Усова А. П., Флёрина О. А.)

- в чём вы видите воспитательное значение сказки в воспитании детей дошкольного возраста? (сказка является сильнейшим средством воздействия на ребёнка радуются удачам героя, ненавидят зло и т. д. ; развивает воображение, без которого невозможна умственная деятельность. В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, уважительного отношения – «поклониться в пояс», «ты бы прежде меня накормила, напоила, в бане выпарила»).

- в какие режимные моменты целесообразно включение различных жанров устного народного творчества? (во все жизненные процессы ребёнка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно).

- перечислите русские народные сказки, входящие в «Программу…» старшей группы. (Заяц-хвастун, Царевна – лягушка, Лиса и кувшин, Крылатый, мохнатый да масляный, Сивка-Бурка, Финист-ясный сокол, «Хаврошечка», Никита Кожемяка, Докучные сказки).

- какая работа, на ваш взгляд, должна проводиться с родителями по художественно-речевому воспитанию (занятия с родителями, повышающие уровень знаний о сказках, потешках, колыбельных песенках и т. д. и дающие практические навыки рассказывания;

привлечение родителей к организации фольклорных праздников, детских постановок по сказкам, семейный конкурс рисунков по сюжетам сказок и т. д.).

- значение колыбельных песен в ознакомлении детей с окружающей жизнью. (в них отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелания добра, дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, у них обогащается словарь, формируются грамматический строй речи, фонематическое восприятие).

3. «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка»

Задание № 1.

Определите, где пословица, а где поговорка:

«Одного поля ягода» - поговорка

«С больной головы на здоровую» - поговорка

«Чужими руками жар загребать» - поговорка

«Что не болит, то и не плачет» - пословица

«Мал золотник, да дорог» - пословица

«Лучше торговаться, нежели воровать» - пословица

«Поговорка – окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, но без притчи, без суждения, заключения применения, это только первая половина пословицы»

(по В. И. Далю). Поговорка весьма близка к пословице, стоит лишь одно прибавить слово или сделать перестановку, из поговорки выйдет пословица.

Задание № 2.

Переведите пословицу, поговорку на русский язык:

• «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее»(англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

• «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

• «Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

• «Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Задание № 3.

Мы знаем много поговорок, но это они в наше время стали поговорками, так как вторая часть забыта нами. Нужно вспомнить вторую часть пословицы.

• «Молодо – зелено, (погулять велено)»

• «Вольному - воля, (спасённому – рай)».

• «Голод - не тётка, (пирожка не подсунет)».

• «Знай наших, (последняя копейка ребром)».

• «На чужой каравай рот не разевай, (а пораньше вставай и свой затевай)».

• «Язык мой – враг мой, (прежде ума глаголет)»

Задание № 4

Отгадайте русские загадки:

• Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (жизнь)

• Чувство, которое любого красит. (стыд)

• Шарю - пошарю, в угол встану. (веник)

• Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)

• Зимой нет теплей, а летом холодней. (печка)

• Что не сеяно родится. (трава)

Задание № 5

Из представленных русских народных песен уберите авторские:

«Позарастали стёжки-дорожки»,

«Ах, ты, душечка»,

«Миленький, ты,мой»,

«Огней так много золотых» (сл. Н. Доризо,

«Ой, мороз, мороз»,

«Шумел камыш»,

«Окрасился месяц багрянцем»,

«Тонкая рябина» (сл. И. Сурикова)

Задание № 6

Из представленных авторских песен уберите народные:

«Одинокая бродит гармонь» (сл. М. Исаковского,

«Не уходи, побудь со мною» (сл. А. Блока,

«Живёт моя отрада» (сл. Д. Садовникова,

«Вот кто-то с горочки спустился» (русск. нар. ,

«Степь да степь кругом» (сл. И. Сурикова,

«Вдоль по улице метелица метёт» (русск. нар.)

«Отцвели уж давно хризантемы в саду» (сл. В. Шумского)

«На заре ты её не буди» (сл. А. Фета).

Музыкальная пауза. Подведение промежуточных итогов. Итоги выставляются на табло.

Домашнее задание:

Колыбельные песни – в них отражаются взгляды на жизнь, они несут в себе пожелания добра, дети знакомятся с бытом своих предков, домашней обстановкой, дети учатся понимать «доброе» и «злое», закладываются основы человеколюбия и гуманизма ко всему живому, у них обогащается словарь, формируются грамматический строй речи, фонематическое восприятие.

Команды представляют колыбельные песни. Чья команда больше споёт песен – получит больше баллов (участникам дать куклу).

Народные игры, в основе которых бывают часто простейшие попевочки. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Ребёнок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведёт к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Команды представляют народную игру.

Оберег — предмет, обладающий по суеверным представлениям, колдовской способностью оберегать его владельца от разных бедствий. В словаре Ожегова есть пример «Подкова над дверью — оберег дому», показывающий, что не всякий оберег носят с собой. В широком смысле к оберегам относят не только предметы, но и, например, заговоры.

Команды представляют «обереги», рассказывают о их назначении.

Музыкальная пауза. Подведение итогов. Награждение команд.

Заключение:

Пришла пора расстаться. Сегодня мы с вами узнали что-то новое, к сожалению, забытое, старинное, вечное. Один мудрый человек сказал: «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало». Наши предки пронесли старинные обычаи сквозь запреты и гонения. Так неужели мы сегодня позволим им исчезнуть. Уйти в небытие?

РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:

1. Включать малые формы фольклора во все режимные моменты.

2. Провести в каждой возрастной группе досуг по данной теме.

3. Провести родительское собрание на тему «Не забывайте народные игры».

Публикации по теме:

Лэпбук по теме «Устное народное творчество»Лэпбук по теме «Устное народное творчество» Представляю Вашему вниманию наглядное пособие-лэпбук по теме" Устное народное творчество" для средней группы детского сада. Лэпбук представляет.

Лэпбук «Устное народное творчество»Лэпбук «Устное народное творчество» Описание: Данный лэпбук предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Лэпбук, или как его еще называют тематическая папка, это.

Обмен опытом «Устное народное творчество в воспитании детей раннего возраста» МБДОУ детский сад «Теремок» 2017год Опыт работы Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста».

Педагогический совет в детском саду «Педагогическая компетентность в экологическом воспитании дошкольников» Педагогический совет на тему : «Педагогическая компетентность в экологическом воспитании дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал.

План по самообразованию «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» План по самообразованию Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Цель: повышение своего теоретического.

Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Проект «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: информационно – познавательный.

Опыт работы «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших.

Устное народное творчество и современные дети В последние годы необычайно возрос интерес к устному народному творчеству. Общество как будто почувствовало, что живительную силу обновления.

Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста На сегодняшний день тема: "Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста" очень актуальна. В то время, как развивается.

Устный журнал «Устное народное творчество» в 3 классе Учитель: - Ребята! Сегодняшняя наша встреча посвящена устному народному творчеству. Устное народное творчество - это всё то, что передавали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет «Устное народное творчество в воспитании дошкольников»
Опубликовано: 29 июля 2018 в 14:13
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД